Президент Франции Эммануэль Макрон недавно (опять) "всколыхнул" Европу, заявив, что "ничего нельзя исключать" при обсуждении возможности присутствия войск НАТО в Украине.
Неудивительно, что Германия распространила другой месседж: канцлер Олаф Шольц подчеркнул, что на украинской земле не будет солдат европейских стран или НАТО.
Настроения Берлина - никаких западных войск на территории Украины, нашли отражение в заявлениях Белого дома, а также Лондона, Рима, Мадрида и других столиц. Однако в интервью 14 марта Макрон снова отказался исключить возможность отправки войск в Украину.
Президент Франции прав: развертывание войск стран НАТО в Украине на небоевых позициях нельзя категорически исключать, пишет Atlantic Council.
Миссию по подготовке украинских солдат в Украине, которую бы проводили, например, британские или немецкие войска, можно было бы реализовать. В некоторых сценариях было бы эффективнее привезти инструкторов в Украину, чем отправлять украинских военных в Германию или Великобританию. Так же, как заявил министр иностранных дел Франции Стефан Сежурне, такие задачи как помощь в разминировании, производство оружия и киберзащита, могли бы реализовываться при прямой поддержке Запада в Украине в ближайшем будущем.
Но эти дискуссии иллюстрируют внутренние разногласия в НАТО по отношению к Украине. Такие разногласия были накануне саммита Альянса в Вильнюсе в прошлом году, и подобные тенденции начинают проявляться снова. Некоторые страны, особенно Балтии, Польша и Франция, хотят предоставить Киеву четкую дорожную карту к членству в НАТО. Это потребует все большего участия Альянса в Украине. Другие же во главе с Соединенными Штатами и Германией хотят применить более осторожный подход и не желают преждевременно обещать Киеву слишком много.
Претендент на пост нового генерального секретаря НАТО, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, заявил на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале, что пока идет война, Украина не может стать членом Альянса. Это заявление так же недальновидно, как и отрицание Шольцом возможности присутствия войск НАТО в Украине. По сути Рютте говорит главе Кремля Владимиру Путину, что пока Россия будет продолжать войну, это позволит ей препятствовать вступлению Украины в НАТО. Это дает Путину стимул продолжать боевые действия, а на практике - бессрочное право вето на расширение НАТО, как это было в годы после оккупации Россией Крыма в 2014 году.
Обеспечение победы Украины на поле боя будет крайне важно для безопасности европейского континента. Пора НАТО стать умнее в своей стратегии в отношении Украины, в частности, и в отношении месседжей, артикулирующих эту стратегию. В настоящее время Альянс и его члены пытаются балансировать на грани между заверением Украины в приверженности НАТО ее безопасности и попыткой избежать эскалации к ядерной конфронтации с Россией.
Избегание такой эскалации оправдано, но этого недостаточно для того, чтобы сформировать стратегию.
НАТО нужно последовательно развивать оборону и сдерживание против российской агрессии в Украине, шаг за шагом интегрируя Киев в свои структуры. Это будет означать определенную степень интеграции Украины с Альянсом, даже пока идет российское вторжение. Именно здесь нужно новое и творческое мышление.
НАТО может разрешить функциональную интеграцию или, если переосмыслить термин, касающийся расширения Европейского Союза, дифференцированную интеграцию. Начав с определенных секторов, таких как кибербезопасность, противовоздушная оборона, логистика, подготовка и планирование будущих сил, НАТО может взаимодействовать с Украиной, не прибегая к полной интеграции. Это уже в какой-то степени происходит, но часто на двусторонней основе, а не в рамках Альянса. НАТО также может взять на себя некоторые задачи, которые сегодня координируются в рамках возглавляемой США Контактной группы по обороне Украины. Наконец, Альянс также может начать мыслить географическими категориями. Может, как пишет Atlantic Council, не вся территория Украины должна быть охвачена статьей 5 сразу, а для начала, некоторые наиболее западные регионы?
Возможно, Альянс мог бы даже выделить войска для проведения операций на территории Украины, избегая при этом прямой войны с Россией. Если, например, НАТО объявит бесполетную зону в некоторых частях Украины и развернет системы противовоздушной обороны для помощи украинской обороне в этом регионе, эти системы могут быть ограничены только сбиванием ракет. Им не нужно нацеливаться на российские самолеты, выпускающие ракеты с территории РФ. Конечно, это гораздо более рискованный шаг, чем проведение учений, но он не выглядит немыслимым.
Сдерживание иногда наиболее эффективно, если оно предполагает неоднозначность. Когда противник не знает, где проходят красные линии, он может действовать более осторожно, чем если бы знал точную границу, до которой может дойти в эскалации, не пересекая ее. Неопределенность также дает членам НАТО большую гибкость в реагировании. К примеру, Альянс объявил, что кибератаки подпадают под действие статьи 5, но никогда не указывал, насколько серьезной должна быть такая атака для того, чтобы члены НАТО могли применить эту статью. Если страны Альянса захотят создать большую степень неопределенности относительно того, будут ли отправлены войска в Украину, усиливая недавнее заявление Макрона, это может повлиять на то, насколько далеко Россия будет готова зайти во вторжении.
Однако на физическом поле боя сдерживание не может предполагать неоднозначности. Пересечение российским танком границы Финляндии станет основанием для применения статьи 5 договора НАТО, которая согласуется со статьей 51 Устава ООН, разрешающего коллективную оборону от вооруженного нападения. То же касается и случая, если российская ракета "Искандер" ударит по Варшаве. Будущая коллективная оборона Украины со стороны НАТО должна быть столь же четкой и понятной для Москвы. Должны существовать пределы, которые РФ нельзя пересекать. Это рискованно, но не существует способа принять Украину в НАТО без риска.
В отличие от разрозненного подхода Альянса к безопасности и обороне Украины, дифференцированная интеграция - это стратегия, необходимая Альянсу для того, чтобы продолжать привлекать Киев к своей орбите и одновременно демонстрировать единство в преддверии знакового саммита в июле.
Сознательно или нет, но Макрон, возможно, открыл важный разговор об оборонной интеграции с Украиной. Западные лидеры и политики должны продолжать и развивать эту тему с приближением саммита НАТО в Вашингтоне. Киев нуждается в четком плане дифференцированной интеграции – с точки зрения функций и пространства, даже в условиях войны.
Альтернатива дает Путину возможность наложить вето на будущее Украины как свободного и суверенного государства.
Два года. Приблизительно столько времени должно было пройти, чтобы тема направления в Украину подразделений вооруженных сил стран Запада стала предметом серьезного обсуждения со стороны политиков и СМИ. Для этого потребовался электрошок в виде заявлений президента Франции. Такая эволюция позиции политика не случайна. О том, что произошло с Макроном и чего теперь ждать Украине, рассказывал экс-посол Киева во Франции Олег Шамшур.