UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему Украине стоит перестать бояться создания частных военных компаний

Автор: Игорь Луценко Иллюстративное фото

Иллюстративное фото

Мы уже на таком этапе войны, что время сделать этот шаг и перестать бояться. У нас все довольно плохо — с одной стороны, но все еще может быть довольно хорошо — с другой.

Давайте прекратим злоупотреблять патриотической риторикой. Война сейчас — в максимально непассионарной фазе. Добровольцы, пришедшие в 2022-м в Силы обороны, отчасти погибли или потеряли здоровье, отчасти — ушли в СОЧ по разным причинам, а чаще всего — утратили энтузиазм.

Государственная система перешла с военного (то есть чрезвычайного) режима работы в рутинный режим, режим мирного времени. На первый план вновь вышла старая бюрократия, в частности и военная.

Читайте также: Foreign Affairs оценил, сможет ли Украина перейти в наступление в 2025 году

«Старые» привыкли к тому, что в военной системе нет места инициативе, а есть лишь принуждение. Это их второе имя.

Но принуждение не работает само по себе. Тем более оно конфликтует с ценностями добровольцев.

В лучшем случае неразумное принуждение приводит к конфликтам, где плохим решениям начальства кто-то сопротивляется. В худшем, когда способных на сопротивление нет, все идет к жертвам и провалам фронта.

Поэтому хватит давить на патриотизм. Особенно тогда, когда свободолюбивая Украина бусифицирует своих граждан на защиту страны, а в это время авторитарная Россия выставляет против нас армию, куда идут добровольно. И эти российские добровольцы медленно, но постоянно продавливают нашу оборону.

Давайте создадим условия для профессионалов, чтобы они воевали эффективно. И чтобы им не мешали разного рода дураки в погонах, которых за время независимости наплодила система.

Пришло время сделать так, чтобы на победу работал предпринимательский талант и качества специалистов.

Нам нужно отойти от принципов армии Чингисхана—Сталина, воюющей рабами. Пришло время идти в армию Тамерлана—Принса. Тамерлан — один из величайших военачальников в мировой истории — создал наемное войско. Принс — основатель самой известной, пожалуй, военной компании Blackwater, ныне AcademY.

Нам нужно наконец начать считать деньги.

Именно так, деньги. Сейчас как раз тот этап войны, когда нужно понять: сотня бусифицированных прохожих менее эффективна и намного дороже для государства, чем десяток квалифицированных и мотивированных специалистов, воюющих по собственному выбору.

Это элементарная и страшная математика. Сейчас неподготовленных и не оснащенных современными средствами мобилизованных нередко бросают держать окопы на передовой, где они быстро гибнут или «трехсотятся» и ложатся финансовым бременем на государство.

Читайте также: Война в Украине может еще продолжаться годами, но Россия понемногу истощается – Bloomberg

А есть подразделения, которым удается держать свои участки фронта под всеми видами атак противника и не отступать.

Есть командиры, от которых убегают в СОЧ даже те, кто искренне стремился защищать Украину и снискать военную славу. А есть, наоборот, командиры, которые из достаточно проблемных бригад делают вполне боеспособные подразделения.

Есть спецслужбы, чьи подразделения достигают непревзойденных результатов на фронте именно благодаря гибкому подходу и инициативности.

Пришло уже время наконец перестать бояться частных военных компаний.

Какие предостережения есть против ЧВК?

Только лживые.

«Это же будет бунт, все видели, что было с «Вагнером»!».

Нет, нам не нужны частные механизированные батальоны или полки спецназа, которыми нас пугают представители «старой» управленческой элиты. И не обязательно, чтобы на фронте были ударные ЧВК, каким был «Вагнер».

Частные военные компании могут брать на себя определенную функцию в том или ином секторе. Это может быть медицина (эвакуация и стабилизация раненых), строительство дорог или укреплений на рискованных участках, логистика, радиоэлектронная разведка или аэроразведка.

У медицинской или аэроразведывательной частной военной компании никогда не будет сил и средств устроить бунт наподобие пригожинского. Потому что это специалисты в отдельной сфере, не связанной непосредственно с поражением противника.

Читайте также: Чтобы выиграть войну, президент должен стать камикадзе

Пусть артиллерию, ударные дроны, танки и авиацию контролирует государство. Но почему не отдать «лайтовые» функции частникам?

Частные компании конкурируют между собой. И за клиентов, и за работников. Это хорошо. Едва ли не все западное экономическое мнение доказывает пользу конкуренции, которой априори нет в тоталитарных армиях, в армиях принуждения.

Не сомневаюсь, что частные военные компании смогут вернуть на фронт огромное количество опытных бойцов, которые легально или не очень ушли оттуда из-за плохого управления и недоверия к командованию. ЧВК смогут привлечь на порядок больше иностранных бойцов, которых сейчас часто отпугивает наша военная бюрократия. Наконец, ЧВК — это шанс получить лучшие условия службы для тех, кто пошел воевать в 2022-м, не сознавая, насколько это затянется, а сейчас фактически воюет за других, живущих свою жизнь в тылу.

Видели бы вы, как горят глаза у военных, которые сейчас на фронте или временно оставили службу, от упоминания о ЧВК.