UA / RU
Поддержать ZN.ua

Память во время войны: лекарство или оружие?

Почему Украине нужна новая политика памяти

Авторы: Дарья Свиридова, Максим Елигулашвили Детские рисунки в подвале школы, где российские солдаты 28 дней удерживали взрослых и детей против их воли, село Ягодное

Детские рисунки в подвале школы, где российские солдаты 28 дней удерживали взрослых и детей против их воли, село Ягодное

Оккупация российскими войсками села Ягодное на Черниговщине длилась почти месяц. Практически все его жители, 368 человек, провели это время в подвале школы. Российские войска превратили школу в свой штаб, а людей — в живой щит. Самому маленькому из 69 детей, насильно удерживаемых в подвале, было немногим больше месяца. Десять человек, преимущественно пожилого возраста, согнанных в этот подвал, так и не дождались освобождения и умерли там. Фотография людей в этом подвале попала на обложку TIME. Пострадавшие были включены в национальный приоритет восстановления. Более того, суд вынес приговор, которым осудил российских военных, причастных к созданию этого застенка. И, общаясь с выжившими жителями, понимаешь: все эти действия не дают им ни покоя, ни ощущения сатисфакции. Ведь причиненное им монструозное зло требует комплексного подхода и применения разных инструментов, способных обеспечить хотя бы частичное чувство восстановленной справедливости. Среди таких запросов — и требование, чтобы об этих преступлениях не забыли. Так начинает формироваться запрос на нашу современную политику памяти.

Имена погибших на стене подвала школы, где людей держали в заложниках, с. Ягодное
Getty Images

Десятки тысяч задокументированных преступлений. Непоправимый вред миллионам граждан. Полномасштабная война остро поставила перед нами вопрос справедливости — не отложенной на «после победы», а ощутимой и практической уже сейчас. Но что, если традиционного правосудия недостаточно, чтобы справиться с этой болью?

Читайте также: Шесть населенных пунктов Украины будут восстанавливать комплексно – правительство утвердило перечень

Общественный запрос на справедливость огромен. 75% украинцев считают, что суды над военными преступниками нужно начинать немедленно. Но в условиях, когда доступа к территориям и самим преступникам почти нет, система правосудия объективно ограничена в возможностях. Да и одних только судебных процессов мало.

И украинцы готовы к более широким решениям.

Согласно разным опросам, почти 90% граждан в вопросах преодоления последствий войны выступают за одновременное применение судебных процессов и таких инструментов, как комиссии по люстрации, установлению правды о событиях войны и компенсации ущерба пострадавшим.

Это четкий сигнал о том, что мы хотим комплексной политики, которая не просто накажет виновных, а запустит процессы заживления ран, построит систему защиты от повторения агрессии и гибридных атак на нашу демократию в будущем. Ключевую роль в этом может играть новая политика памяти.

Память — это не о прошлом. Это инструмент для настоящего

За 30 лет мы уже накопили собственный, хоть и фрагментированный, опыт: систему социальной поддержки внутренне перемещенных лиц, непростую историю работы с памятью, государственную инфраструктуру для реинтеграции (Минветеранов, ликвидированное ныне Минреинтеграции, Представительство президента Украины в АР Крым и т.п.). Наша задача сейчас — собрать этот пазл опытов и политик воедино и усилить его теми мировыми уроками, которые действительно отвечают нынешнему контексту. Время переосмысливать свой опыт и действовать.

Читайте также: Украина не нуждается в восстановлении, она нуждается в спасении — Bloomberg

Возможно, мы впервые за все время независимости Украины оказались в ситуации, когда память о прошлом получила шанс на взрослый разговор — вместо того, чтобы быть полем для внутренних политических и исторических споров. Сегодня проактивное запоминание, память через действие — это инструмент, закрывающий жизненно важные потребности общества, находящегося в состоянии войны. И правильная работа с этим должна предупредить повторение прошлых ошибок, таких как разделение и воплощение несостоятельности.

Политика памяти в условиях войны должна была бы выполнять четыре ключевые функции:

  1. Терапевтическую. Представляя свою историю, фиксируя имя и судьбу человека, мы проживаем боль и получаем подтверждение, что эта жертва не была напрасной. Это наш способ справиться с травмой. Чествование и коммеморация помогают проживать горе и справляться с травматическим опытом.
  2. Объединительную. Понимание, что «я не один такой», дает возможность сплачиваться, усиливать друг друга и вместе формировать общий рассказ о том, что с нами произошло и происходит, а следовательно, и может произойти. Общая память позволяет определить ценностные координаты «свой—чужой» и укреплять национальную стойкость.
  3. Установления справедливости. Когда частная история о преступлении становится публичной и задокументированной, она получает квалификацию уголовного преступления, которое будет рассматривать суд. Это уже невозможно стереть или отрицать. Это то самое право на правду. Фиксация событий и имен пострадавших и преступников дает возможность удовлетворить стремление к справедливости, даже когда судебное решение еще далеко.
  4. Безопасности и превенции. Собирая информацию о том, кто поддерживал, а кто предавал в условиях войны, мы получаем возможность не допустить отдельных людей к рычагам влияния на жизнь громад и страны в будущем. Это наш щит от повторения ошибок. Анализ опыта сопротивления и уязвимостей помогает защитить демократические институты и сделать невозможным дестабилизацию страны изнутри.

Важной составляющей памяти является наполнение учебников или съемки фильмов. Вместе с тем задача политики памяти сегодня должна получить более широкий инструментарий. Это важно, потому что память остается внешним полем боя.

Читайте также: Восстановление и развитие регионов. Стратегические приоритеты и европейский вектор

В основе переосмысления политики памяти должен также лежать принцип, где справедливость шагает бок о бок с ответственностью. Эта ответственность имеет два измерения:

Позитивная — это не только общее уважение героям, но и институциализация успешных практик выживания, сопротивления и запоминания. Это ответственность государства сохранить и масштабировать этот опыт. Здесь, например, и люстрация возникает не как наказание, а как превентивная мера, делающая невозможным повторение прошлых ошибок.

Негативная — это неотвратимость привлечения к ответственности за отрицание или искажение пережитых преступлений, правды о войне и ее последствиях.

Новая институция для новых задач

Для реализации такого подхода Украине нужна сильная, независимая и авторитетная институция, которая могла бы стать центром координации и разработки решений, имеющих доверие в обществе. Конечно, полное согласие украинского общества в вопросах памяти — это задача со звездочкой, если не сказать — невозможная. Но мы должны стремиться, чтобы принятые в процессе реализации политики памяти решения не имели этических оговорок и не создавали основ для дискредитации. Может ли стать основой для такой платформы Украинский институт национальной памяти? Этот вопрос следует обсудить. Очевидно только то, что сейчас он создан и работает для решения задач прошлого, а должен был бы стать вместе с тем и документатором, архивариусом, политическим лоббистом и модератором общественного диалога в условиях продолжительной войны. Нам нужен такой центр координации и диалога.

Читайте также: Ни реинтеграции, ни единства? Как хаотичные решения разрушают государственное управление

Для эффективной работы будущей институции критически важен процесс ее создания и функционирования, к которому должно быть приковано общественное внимание. Эта институция должна иметь реальную независимость и влияние, включающее доступ к руководству государства; общественное доверие, базирующееся на широком межсекторальном сотрудничестве представителей власти, общественности, пострадавших и экспертов; стабильное финансирование, а также реальную эффективную координацию с ключевыми государственными органами.

Основными задачами такой институции должны были бы стать:

  1. Создание публичной платформы для диалога. Авторитетный коллегиальный орган из представителей государства, гражданского общества и экспертов сможет вырабатывать взвешенные позиции по чувствительным вопросам, предотвращая радикализацию, и отвечать на запрос общества в контексте памяти и справедливости.
  2. Формирование базиса для механизмов люстрации. Институция может стать центром сбора, верификации информации о сотрудничестве наших граждан с РФ, обсуждения и определения границ компрометирующего сотрудничества и содействия прозрачным и надлежащим процедурам послевоенной люстрации ради защиты демократических институций от негативных влияний РФ.
  3. Поддержка инициатив по мемориализации. Государство должно финансово поддерживать и масштабировать успешные проекты в сфере искусства, образования и коммеморации. Способствовать сохранению памяти о трагических событиях, в оказании почестей героям и формированию национальной идентичности.
  4. Координация работы национального архива (а при потребности — его создания). Это не только даст возможность собирать свидетельства преступлений, разных событий жизни в оккупации и других последствий войны, но и обеспечит обществу доступ к верифицированной информации, а главное — будет сохранять и предоставлять доступ к такой информации следующим поколениям.

Для реализации последнего пункта, очевидно, должна быть обеспечена эффективная работа единого национального архива данных о российской агрессии. Несмотря на разговоры о «самой задокументированной войне», ее материалы за больше чем 10 лет до сих пор распорошены. До полномасштабного вторжения в синергии государства и неправительственных организаций были также попытки построить единое пространство в формате Виртуального музея российской агрессии. Разговоры о такой потребности ведутся давно и профессионально. Государству наконец следует определиться и поддержать его создание или возложить эти задачи на существующую институцию, а именно на Укргосархив и т.п.

Читайте также: Конференции по восстановлению Украины не помогают: почему и кто виноват

Более того, такая работа — прямой вклад в нашу европейскую интеграцию. Украина уже делает важные шаги, чтобы наши исторические документы стали доступны на Архивном портале Европы, и цифровизирует дипломатическое наследие. Создание же всеобъемлющего архива современной войны станет мощным инструментом нашей публичной дипломатии. Это будет не просто хранилище, а постоянное напоминание Европе о цене свободы и реальности российской агрессии, что должно сделать невозможными попытки исказить или забыть нашу правду.

Поэтому создание состоятельной институции, которая объединит усилия в сфере обеспечения права на правду и чествования памяти жертв, — насущная потребность. Учитывая общественный запрос на справедливость, такой шаг станет одним из важных элементов национальной стойкости в условиях преодоления последствий российской агрессии.