UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новые ветеранские политики — современный вызов для власти

Автор: Андрей Длигач

На данный момент, по экспертным оценкам, количество участников сил обороны составляет более 1,5 миллиона человек, что в три раза больше, чем количество ветеранов по состоянию на январь 2022 года, когда в Украине было зарегистрировано 493 550 участников боевых действий. Но уже в ближайшее время общее количество ветеранов, членов их семей и родственников погибших военных, по оценкам Министерства ветеранов, может достичь больше 4 миллионов человек.

Очевидно, что новая эффективная государственная политика по отношению к ветеранам и их семьям — необходимая составляющая безопасности и экзистенциального выживания нашей страны. При этом, с одной стороны, правительство признает необходимость масштабной поддержки этих людей для их полноценной интеграции в экономическую, социальную и культурную жизнь страны, а с другой — ветераны при возвращении домой сталкиваются с рядом насущных проблем, которые государство, как оказывается, не в состоянии решить надлежащим образом.

Читайте также: В Украине запустили е-карту услуг для ветеранов

Это прежде всего психологические травмы и посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), физические ограничения, сложности с возвращением на гражданскую работу, а также необходимость адаптации к повседневной жизни и восстановлению социальных связей. Все эти вызовы нуждаются во взвешенном комплексном подходе, активной государственной поддержке, правильной и понятной коммуникационной модели, в первую очередь для жизненно важного обеспечения возвращения ветеранов к нормальной гражданской жизни.

Текущее положение дел

Сейчас существуют определенные очевидные проблемы, и, к сожалению, они будут только обостряться.

Во-первых, очень размытое определение статуса ветерана на текущий момент абсолютно не способствует реинтеграции и восстановлению ветеранов. Во-вторых, сами потребности ветеранов недостаточно изучены, а государственная поддержка их абсолютно не удовлетворяет.

В-третьих, традиционно видна классическая имитация деятельности и рождение так называемых виртуальных, то есть не подтвержденных финансированием, программ, а также множество разрозненных, не объединенных сквозным принципом системности, ведомственных программ.

И, в-четвертых, наблюдается патернализм, который уже превращает ветеранов в проблему.

Этот перечень проблем создает риски возникновения долгосрочных последствий для Украины:

Читайте также: «Мир возможен только тогда, когда ты способен защитить его»: в Киеве открыли выставку картин ветеранов российско-украинской войны

Результаты исследований

Согласно последним исследованиям, проведенным в конце марта 2024 года в рамках проекта UNICEF исследовательской компанией Gradus Research совместно с Advanter Group, 89% респондентов отмечают сложность адаптации ветеранов после возвращения к гражданской жизни.

Также, по мнению респондентов, существуют проблемы недостаточной поддержки ветеранов во время адаптации и социализации: в психологической реабилитации — 55%, в физической реабилитации — 43%, в адаптации рабочей среды к потребностям ветеранов — 42%.

Еще 46% респондентов отметили как важный момент уделение внимания возможности социализации ветеранов в рамках действующей государственной политики. 65% респондентов считают ветеранский опыт полезным в работе и бизнесе. Еще чаще это подчеркивают действующие военные, ветераны войны и их семьи.

44% опрошенных считают самым полезным умение людей с боевым опытом принимать быстрые и обоснованные решения в сложных ситуациях. 39% — умение работать в условиях ограниченных ресурсов. 36% отмечают важность понимания ветеранами безопасности и защиты труда в опасных условиях, а 35% — способность приспосабливаться к переменам.

Война вызвала значительные потери в квалифицированной рабочей силе из-за миллионов переселенцев и сотни тысяч военных. Укрепление человеческого капитала в результате привлечения большего количества людей к возвращению и трудоустройству — ключ к экономической устойчивости страны.

Учитывая свои сильные стороны после участия в боевых действиях, ветераны часто ищут себя в предпринимательстве. И это является одним из методов их адаптации к гражданской жизни. Ветеранский бизнес — новая общественная норма, поскольку обычно это бизнес с миссией. Преимущественно это люди, семьи, предприятия, создающие рабочие места и помогающие войску.

Исследование также выделяет приоритеты общества по социализации и льготам. Так, 46% респондентов считают социализацию важнее, чем льготы (41%). Среди военнослужащих эта тенденция еще выразительнее — 57% отдают преимущество возможностям для социализации против 37% тех, кто выбирает льготы.

Вместе с тем согласно этому исследованию, по мнению респондентов, для содействия возвращения ветеранов к мирной жизни не хватает следующих важных факторов:

За неимением этой информации ветераны часто сталкиваются с социальными стереотипами, которые могут негативно влиять на их реинтеграцию в гражданскую жизнь. Распространенные в обществе предубеждения, например, восприятие ветеранов как лиц, которые могут проявлять неконтролируемую агрессию или иметь психологические трудности, часто усложняют процесс их вхождения в рабочий коллектив и другие социальные взаимодействия.

Эти стереотипы формируются через медиа, культурные нарративы и недостаточность информации среди гражданского населения, что приводит к неправильным ожиданиям и способствует стигматизации. В результате ветераны могут чувствовать социальную изоляцию и ограничение возможностей для профессионального развития. Необходимы информационные кампании, направленные на просвещение общественности о реальных условиях жизни и потребностях ветеранов.

Читайте также: Е-удостоверение станет основным документом, подтверждающим статус ветерана

Эти сведения важны и для разработки политик, поддерживающих интеграцию и благосостояние граждан и военных. Сами ветераны подчеркивают: государственная ветеранская политика должна основываться на новом общественном договоре, где ветеран — это человек, уважающий общество, а также ролевая модель для наследования.

Новая ветеранская политика

Одним из главных направлений Плана приоритетных действий правительства на 2024 год должно стать создание принципиально новой ветеранской политики, которая должна представлять слаженное взаимодействие государственных мероприятий в сферах безопасности, экономики и социальной поддержки ветеранов.

На мой взгляд, эта программа должна состоять из десяти основных пунктов:

  1. Разработка законопроекта об основных принципах государственной ветеранской политики;
  2. Предоставление поддержки ветеранам войны и членам их семей путем внедрения на всей территории Украины института помощника ветерана в системе перехода от военной службы к гражданской жизни;
  3. Автоматизация процессов получения информации для предоставления статуса члена семьи погибшего (умершего) защитника или защитницы Украины и лица с инвалидностью вследствие войны;
  4. Завершение восстановления современного центра психологической помощи и адаптации для ветеранов войны, членов их семей в Бородянке с уникальной научно-практической составляющей и дальнейшим предоставлением этим центром услуг по психологической помощи;
  5. Обеспечение жильем ветеранов войны, лиц, защищавших независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, членов семей погибших (умерших) защитников и защитниц;
  6. Предоставление бесплатной психологической помощи ветеранам войны и членам их семей;
  7. Введение экспериментального проекта по развитию системы рекреационного восстановления ветеранов войны;
  8. Развитие адаптивных видов спорта для ветеранов войны;
  9. Проектирование и строительство Национального военного мемориального кладбища;
  10. Развитие и поддержка предпринимательских инициатив ветеранов войны и членов их семей.

Комплексная ветеранская политика должна охватывать не только социальную поддержку, но и интегрированные программы реабилитации, медицинского обслуживания, обеспечение жильем, занятостью и социальной адаптацией.

Основными направлениями деятельности ветеранской политики, на мой взгляд, должны стать:

Системная модернизация системы ВВК. Чтобы обеспечить быстрый и эффективный процесс назначения помощи ветеранам, должны вводиться действенные меры для улучшения работы ВВК, в том числе электронизация процессов, расширение сети учреждений здравоохранения и улучшение доступа к медицинской экспертизе.

Введение института помощника ветерана. Должен быть создан действенный механизм поддержки ветеранов в процессе их адаптации к мирной жизни. Это охватывает помощь в получении правительственных услуг, поддержку в поиске работы и другие аспекты интеграции.

Медпомощь, реабилитация, психологическая помощь. Это прежде всего введение комплексной системы поддержки ветеранов, включающей бесплатную медпомощь, реабилитационные мероприятия и психологическую поддержку для тех, кто в ней нуждается.

Обеспечение ветеранов жильем и поддержка ветеранского бизнеса. Правительство должно обеспечить для ветеранов реальную возможность получить жилье через разные программы кредитования и компенсации. Также должен быть разработан действенный механизм предоставления реальной поддержки для развития ветеранских бизнесов.

Чествование подвига защитников и защитниц Украины. Должно быть системно запланировано создание мемориальных объектов, таких как Национальное военное мемориальное кладбище и Мемориал Героев, чтобы можно было отдать должное памяти погибших воинов.

Читайте также: Мы готовы брать всех: Метинвест предлагает обучение и работу для ветеранов войны

Коммуникационная стратегия

Повышение уровня коммуникаций в сфере ветеранской политики однозначно будет способствовать лучшему привлечению общественности и большей эффективности политических усилий и соответствующих мероприятий. Целостная коммуникационная стратегия должна включать следующие направления.

Образовательные кампании в медиа. Запуск видеороликов и документальных фильмов о жизни ветеранов.

Тренинги для работодателей помогут им лучше понять, как эффективно интегрировать ветеранов в рабочие коллективы.

Программы в учебных заведениях. Включение тематики ветеранов в учебные программы поможет молодежи понять значение вклада ветеранов в защиту страны.

Сотрудничество с лидерами мнений для изменения общественного восприятия ветеранов через позитивные истории и сообщения.

Социальные проекты. Привлечение ветеранов к общественной деятельности и проектам, где они могут проявить свои лидерские качества и опыт, будут способствовать их социализации.

Финансовая и организационная поддержка ветеранских организаций, помогающих ветеранам адаптироваться к гражданской жизни.

Инвестиции в эти программы не только помогут ветеранам найти свое место в обществе, но и будут способствовать созданию более инклюзивного и сплоченного сообщества. Это требует слаженных усилий правительственных структур, общественного сектора, частных компаний и широкой общественности.

Законодательная база

С целью создания благоприятных условий для решения проблем реинтеграции ветеранов в гражданскую жизнь после войны и устойчивого развития Украины в целом парламенту необходимо принять законопроект «О ветеранском предпринимательстве». Документ должен содержать общие принципы и определение сроков в отношении субъектов ветеранского и социального предпринимательства, а также предусматривать процедуру получения статуса ветеранского предпринимателя и условия его утраты; устанавливать критерии для основания ветеранских предприятий и ограничения для предпринимателей, которые не могут стать его субъектами. Для поддержки ветеранского предпринимательства должны быть выделены дополнительные ресурсы.

Кроме того, законопроект должен предусматривать сбор и хранение информации о субъектах ветеранского предпринимательства в Едином государственном реестре ветеранов войны, а также устанавливать виды и формы государственной поддержки для таких предприятий.

Поддержка ветеранов должна реализовываться с использованием традиционных форм государственной поддержки, таких как предоставление ресурсных льгот и преференций через специальные целевые программы, и включать финансовую, консультационную, информационную и просветительскую помощь.

В законе должны быть предусмотрены такие формы поддержки, как предоставление грантов, кредитов для открытия и развития предпринимательской деятельности, компенсация процентных ставок по кредитам или лизинговыми, факторинговыми платежами и оплатой за пользование гарантиями, а также предоставление гарантий и поручительств по кредитам субъектов ветеранского предпринимательства. Перед парламентариями в целом стоят задачи изменить законодательную базу и усовершенствовать ее для адаптации и улучшения жизни ветеранов и их семей, предоставить им возможности быть реализованными и заниматься бизнесом.

Во многих ведущих странах есть определенный успешный опыт построения ветеранских политик. Изучение международного опыта даст возможность Украине найти и адаптировать лучшие практики для улучшения свих программ поддержки ветеранов. Комплексная поддержка должна быть приоритетом.

***

С учетом вышеизложенного, хочется отметить критически важные аспекты для разработки эффективной ветеранской политики в Украине и стратегий коммуникации, направленных на повышение уровня уважения к ветеранам среди населения.

  1. Украинское законодательство в отношении ветеранов имеет недостатки, которые будут особенно актуальны после снижения рисков в сфере безопасности и полной или частичной демобилизации военных. Поэтому законодательная база нуждается в обновлении и адаптации ветеранской политики.
  2. Кроме изменений на уровне ветеранской политики в целом и отдельно законодательства, важно уделить особое внимание процессу социальных изменений в отношении к ветеранам.
  3. Включение мирового опыта и практик других стран, которые могут быть адаптированы к украинским условиям, чрезвычайно важно, особенно в сферах социальной защиты и реабилитации.
  4. Важно акцентировать работу на психологической поддержке ветеранов, особенно с учетом тех, кто возвращается из зоны боевых действий с ПТСР, через создание специализированных центров для их реабилитации и адаптации.
  5. Критически важны целевые информационные кампании, которые подчеркивали бы вклад ветеранов в защиту государства и их роль в обществе.

Ключевое для формирования взаимопонимания и поддержки между ветеранами и гражданским населением — привлечение общественности и ветеранских организаций к разработке и осуществлению новых ветеранских политик, которые будут отвечать реальным потребностям ветеранов.

Все эти меры помогут не только значительно улучшить отношение к ветеранам со стороны гражданского населения, но и повысить уровень жизни ветеранов. А это в свою очередь также будет способствовать созданию сильного, патриотического и единого общества, которое признает и ценит вклад своих защитников в свободу и целостность Украины.