Почти полтора года в составе командования Сил территориальной обороны Вооруженных сил Украины действовала Рабочая группа по выполнению норм международного гуманитарного права (МГП) и оказанию правовых услуг. За это время на ее базе удалось реализовать много проектов, требующих масштабирования на уровень Вооруженных сил Украины.
Идея создать Рабочую группу зарождалась с первых бурных дней полномасштабной российской агрессии. А выкристаллизовалась в первые дни деоккупации Киевщины, когда стал окончательно понятен масштаб совершенных российской армией международных преступлений и то, что доказательства не должны быть утрачены. И именно ВСУ были первым контактом для пострадавших, потому что, кроме безопасностных вызовов и отпора агрессору, обеспечивали сохранность доказательств, которые будут способствовать предстоящему правосудию.
Именно поэтому на базе Сил территориальной обороны, которые и играли одну из ключевых ролей в освобождении территорий, сформировалась профильная Рабочая группа, которая фокусировалась на внедрении выполнения норм международного гуманитарного права и смежных задачах. Фактически основной целью рабочей группы было изменение отношений и подходов к применению норм МГП. Ведь именно это должно стать фундаментом дальнейшей трансформации украинских Вооруженных сил в эффективный и действенный механизм защиты страны, отвечающий стандартам цивилизованного мира. Потому что международное гуманитарное право недаром называют правом войны. Это, по сути, о правилах ведения войны. Правилах, которые являются продуктом развития цивилизации и позволяют нам быть частью цивилизованного мира. Правилах, которые напоминают нам о гуманности даже в такие страшные времена и не позволяют вести себя, как российская армия. Правилах, которые, с одной стороны, защищают гражданских, раненых и военнопленных (являющихся защищенными категориями), а с другой — и самих военных от совершения преступлений, а следовательно, становятся превентивным инструментом.
К работе привлекли специалистов по национальному и международному праву, юристов, адвокатов, прокуроров, которые, мобилизовавшись в ВСУ, применили свой гражданский опыт для адаптации Сил ТрО к работе с правом войны.
Для реализации этой цели выбрали ряд инструментов:
⸺ собственно, обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов) в Силах ТрО ВС Украины;
— внедрение механизма сбора данных (сохранения доказательств) с поля боя о фактах нарушения норм МГП и прав человека;
— внедрение механизма участия Сил ТрО ВС Украины в предоставлении бесплатной юридической помощи во исполнение Закона Украины «Об основах национального сопротивления»;
— разработка и внедрение отечественной модели привлечения ВСУ к мероприятиям государства по охране и защите культурного наследия и культурных ценностей во время вооруженного конфликта.
Именно это стало ключевым фокусом рабочей группы.
Подробнее хотелось бы остановиться на внедрении норм МГП, ведь это — самая важная задача, тогда как другие служат инструментом для ее выполнения.
Зачем вообще это нужно? Прежде всего мы должны понимать, что сами нормы и предписания МГП — продукт ХІХ–ХХ веков и следствие масштабных войн, носивших традиционный конвенционный характер. То есть в отдельных случаях они архаичны и не адаптированы к реалиям современной войны ХХІ века. А более чем за 150 лет войны действительно изменились. Сейчас мы имеем дело с войнами полного спектра, гибридными, информационными, с новыми типами вооружения, а именно с беспилотниками. И все это — не только об освоении новых типов оружия, но и о юридических аспектах. Соответственно, и о наращивании этих самых «новых» для армии функций.
Кроме того, эффективное внедрение международного гуманитарного права в армии важно для предотвращения совершения международных преступлений. Простыми словами, видя и фиксируя преступления, совершенные противником, наши солдаты понимают, что этого делать нельзя, ведь это предусматривает уголовную ответственность. То есть, по сути, обучая наших солдат, мы еще и защищаем их. Ведь история знает много случаев, когда солдат, считавшихся героями на родине, судили за международные преступления — например в Хорватии. Мы не имеем права допустить такого.
Еще один важный момент: соблюдение норм права вооруженных конфликтов — это часть международных обязательств Украины и условие для предоставления нам странами-партнерами донорской и технической помощи, современных образцов вооружения и боеприпасов, для поддержки и усиления международного санкционного давления на государство-агрессора.
Не забываем и о стратегической важности, которая заключается в поддержке принципов мировой архитектуры безопасности и международной системы правового порядка, сформированных после Второй мировой войны, и содействии достижению в сжатые сроки достаточной взаимосовместимости ВС Украины и других составляющих частей сектора безопасности и обороны с соответствующими структурами государств ⸺ членов НАТО, европейской и евроатлантической интеграции Украины.
За время своего существования эта рабочая группа исследовала состояние выполнения Инструкции по МГП, провела учение по МГП для 770 военнослужащих, разработала информационные, учебные и методические материалы по МГП, наладила взаимодействие между разными структурными подразделениями в реализации Инструкции по МГП, частично выполнила требования этой Инструкции о маркировке защищенных объектов и т.п. В итоге мы можем сделать вывод, что внедрение МГП должно быть частью процесса принятия решения. Который в свою очередь представляет собой модель планирования, охватывающую такие этапы: получение задачи, оценка обстановки, разработка вариантов способов действия, анализ вариантов способов действия, сравнение вариантов способов действия, утверждение выбранного варианта, подготовка приказов. На каждом из этих этапов следует учесть такой показатель как соответствие нормам МГП.
Рабочая группа за время своей деятельности обнаружила некоторые проблемы, требующие решения:
- задачи построения и поддержки процессов имплементации норм МГП в ВСУ распределены между разными структурными подразделениями, что усложняет процесс синхронизации и налаживания действенной модели выполнения личным составом;
- для этих вызовов не хватает специальных знаний и экспертизы, которую в армии в предыдущие периоды не определяли как приоритетную;
- военнослужащие разных структурных подразделений не подготовлены, не обладают достаточными знаниями по МГП;
- отсутствие двух отдельных специальностей — юрисконсульта по текущей деятельности и специалиста по планированию ведения боевых действий (операционного юриста). Их следует ввести и соответственно изменить нормативно-правовую базу и наладить подготовку специалистов;
- отсутствие системного мониторинга нарушений норм МГП. Его необходимо организовать.
Так кто же отвечает за соблюдения МГП во время планирования? Согласно Инструкции по МГП, в условиях вооруженного конфликта во время планирования операций помощник командира по юридическим вопросам исполняет обязанности юридического советника командира по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права, дает командиру консультации, советы и разъяснения относительно ограничений на применение сил и средств. А военнослужащие подразделения гражданско-военного сотрудничества обеспечивают ситуационную осведомленность о гражданской инфраструктуре и объектах под защитой МГП, находящихся на подконтрольной части территории Украины. Также можно говорить об определенной роли разведки. Основная задача разведки с учетом норм международного гуманитарного права — получение достоверных разведывательных данных о наличии, расположении и состоянии объектов, которые находятся под защитой международного гуманитарного права на территории, подконтрольной РФ, степени их использования противником. Во время планирования следует учитывать всю приведенную выше информацию, делать соответствующие расчеты, в частности с целью не допустить негативные последствия ведения боевых действий для гражданского окружения.
Таким образом, на протяжении функционирования Рабочая группа провела комплексное исследование состояния применения и выполнения требований Инструкции по МГП и других национальных и международных нормативных актов в сфере права вооруженных конфликтов. И на основе этого мы пришли к ряду важных выводов о дальнейшем внедрении норм МГП.
Для того чтобы система работала, необходимо комплексно понимать задачи и приоритеты на каждом из уровней и этапов планирования, а также постоянно взаимодействовать. Тогда можно будет говорить о реализации конкретных шагов, а именно: разработке и внедрении методических и учебных материалов по применению норм МГП; разработке и имплементации учебных программ по МГП для военнослужащих разного уровня с упором именно на сфере их ответственности; полевых выездах для мониторинга соблюдения МГП; развитии информационных платформ (таких как «Дельта»); разработке и внедрении алгоритма привлечения и участия юрисконсульта по операционной деятельности войск (сил) на всех этапах военного процесса принятия решений во время планирования боя в ВС Украины по стандартам и критериями НАТО и т.п.
Само выполнение этих шагов способно обеспечить функционирование современной украинской армии, которая уважает и выполняет правовые нормы и этим существенно отличается от армии РФ. Сделано уже многое, но этот опыт следует масштабировать и постоянно совершенствовать, ведь современные войны требуют адаптирования и гибкости.