UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новая Холодная война: выход России из договора о СНВ – это начало мировой гонки вооружений

Китай и другие страны будут расширять арсеналы.

Последний договор, ограничивающий ядерное вооружение России и США, уже был в серьезной опасности до того, как президент Владимир Путин объявил во вторник, что Москва приостанавливает свое участие в нем. Теперь он может не подлежать восстановлению, что повышает риск новой гонки вооружений параллельно с войной в Украине, где ни одна из сторон не может полагаться на стабильную, предполагаемую основу, обеспечивающую последующие ядерные соглашения на протяжении более 50 лет. Об этом говорится в статье Reuters.

Аналитики по безопасности говорят, что это может значительно усложнить тонкий расчет, который лежит в основе взаимного сдерживания между двумя странами, а также подтолкнуть другие государства, такие как Китай, Индия и Пакистан, к наращиванию своих ядерных арсеналов.

Читайте также: Речь Путина: ничего нового, кроме старых нарративов, и даже ядерная риторика не новая – ISW

В своей большой речи почти через год после вторжения в Украину Путин заявил, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) – соглашении, подписанном в 2010 году, ограничивающем количество развернутых стратегических ядерных боезарядов России и США.

Но ядерные эксперты отметили, что договор не содержит положений о том, что любая из сторон может "приостановить" свое участие, как это делает Москва, – они имеют только возможность выйти из него.

Путин заявил, что Россия вернется к обсуждению только тогда, когда будет учтено ядерное оружие Франции и Великобритании – условие, которое аналитики назвали безысходным, поскольку против него выступает Вашингтон, и он потребует полной переписки договора.

Уильям Альберк, директор департамента стратегии, технологий и контроля над вооружениями Международного института стратегических исследований, сказал: Россия решила, что может жить без нового СНВ, но стремится переложить вину на Вашингтон.

"Они уже сделали расчет, что договор умрет. Они постараются положить фактические потери на Соединенные Штаты", – сказал он в интервью.

Договор эффективно ограничивает количество боеголовок на ракету, которую может развернуть любая сторона, поэтому его разрыв может мгновенно увеличить количество боеголовок в несколько раз, добавил Альберк.

Читайте также: Мир затаил дыхание: ракетные атаки России могут повлечь за собой атомную катастрофу – The Guardian

По данным Федерации американских ученых, Россия имеет всего 5977 ядерных боеголовок, а в США – 5428.

"Обе стороны могут немедленно перейти от 1550 развернутых стратегических боеголовок к 4000 – это может произойти за одну ночь", – сказал Альберк.

По его словам, это потенциально дестабилизирует ситуацию, поскольку создает дилемму "использовать или потерять", в которой плотная концентрация боеголовок противника является более привлекательной целью.

"ГРОМНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ"

Путин заявил, что для США "абсурдно" требовать права инспектировать российские ядерные объекты, как это позволяет договор, пока НАТО помогает Украине атаковать их.

Он, очевидно, имел в виду, что Россия называет украинскими ударами в декабре по аэродрому Энгельс под Саратовом, в 730 км к юго-востоку от Москвы, где базируются российские стратегические бомбардировщики. Путин заявил, не дав доказательств, что специалисты НАТО "оборудовали и модернизировали" беспилотники для проведения атак.

Украина придерживается политики не брать на себя публичную ответственность за атаки на российской территории.

Читайте также: Оценка США ядерной программы России остается неизменной — CNN

Джеймс Кэмерон, научный сотрудник Ядерного проекта в Осло, сказал, что отказ от СНВ будет означать возвращение к догадкам о возможностях и намерениях противника в стиле холодной войны.

"Таким образом, мы имеем огромную нестабильность в отношениях, когда обе стороны действуют по худшему сценарию, добавляя все более сложные системы и планы их использования, что в конечном итоге приводит к гораздо более нестабильной ситуации между двумя сторонами, а также к большему риску какого-либо ядерного применения", – сказал он в интервью.

Оба аналитика выразили обеспокоенность тем, что Путин подчеркнул возможность того, что Россия может возобновить испытание ядерного оружия, хотя он заявил, что Москва не пойдет на этот шаг, если Вашингтон не сделает этого первым. Они отметили, что это может проложить Путину путь обвинения Вашингтона в проведении или подготовке испытаний, чтобы оправдать свои собственные.

Если он это сделает, это будет первый шаг Москвы с 1990 года, за год до распада СССР. Альберк отметил, что Соединенные Штаты и Советский Союз использовали ядерные испытания во время холодной войны, "чтобы сигнализировать друг другу, когда они в ярости".

Читайте также: Новая глобальная гонка вооружений была неизбежна — FT

Кэмерон заявил, что любое российское испытание также будет рассматриваться как ступенька на стремянке эскалации в Украине и "попытка сигнализировать о большей готовности применить ядерное оружие" в контексте войны. Через 12 месяцев после вторжения Путин неоднократно напоминал Западу, что у России есть оружие массового уничтожения, и распространил свой ядерный зонтик на районы Украины, которые Москва захватила и теперь считает своей территорией.

В случае, если новый СНВ распадется, или обе стороны не смогут восстановить его до истечения срока действия в феврале 2026 года, это ознаменует конец более чем полвекового пакта о контроле над вооружениями между двумя сторонами и станет сигналом для других существующих и потенциальных ядерных государств.

"Что это скажет индийцам и пакистанцам, что будет делать Китай? сказал Альберк. – Это может быть гораздо опаснее холодной войны, потому что может появиться гораздо больше игроков, которые будут соревноваться за более высокие цифры, и это будет ужасно для глобальной безопасности ".