UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАТО пытается замаскировать трещины после эмоционального выпада Зеленского - Bloomberg

Украинская команда возмущена отсутствием четкости сроков НАТО, европейские лидеры пытались смягчить острые углы после заявления Зеленского.

Владимир Зеленский был эмоционален перед встречей с лидерами НАТО во вторник вечером. Ранее в тот день украинского президента разозлило то, что он назвал «абсурдным»: нежелание предоставить Украине четкие сроки членства в НАТО.

Эта эмоциональность, в свою очередь, разозлила партнеров, направивших миллиарды долларов оружия и помощи на защиту Украины от российского вторжения. При этом США не получили никакого предупреждения до того, как Зеленский остро высказался в социальных сетях по поводу решения Альянса, пишет Bloomberg.

По словам присутствовавшего во время ужина в Вильнюсе собеседника издания, когда президент США Джо Байден вернулся в гостиницу, другие лидеры передали Зеленскому четкий месседж: ему посоветовали остыть и посмотреть на полный пакет.

В конце концов, он получил обновленные обязательства по возможному членству и новым гарантиям безопасности от стран Великой Семерки. На следующий день сообщение, казалось, было воспринято адресатом.

«Нравится нам это или нет, но люди хотят видеть благодарность», — сказал на следующее утро журналистам министр обороны Великобритании Бен Уоллес.

Этот рассказ о закулисных спорах основан на разговорах с более чем дюжиной дипломатов и официальных лиц, которые были привлечены к проведению саммита и изъявили желание поделиться информацией на условиях анонимности.

В Вильнюсе лидеры НАТО пытались достичь компромисса по заявке Украины на членство, несмотря на противоречивые взгляды разных стран. Они искали формулировку, которая выглядела бы как прогресс и которую Украина могла бы продать своему народу как движение вперед, но которая в то же время принципиально не приближала бы их к вовлечению в ядерную войну с Россией.

«Политическая воля»

Кроме того, члены НАТО имели дело с украинским правительством, которое действовало под сильным давлением войны и чьи ожидания не всегда соответствовали политической реальности, как это видят в Альянсе.

"Я понимаю разочарование украинцев", - сказал в интервью министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.

За несколько дней до саммита дипломаты, которые симпатизируют Украине, настаивали, что Киев выдвигает реалистические требования по членству.

Однако публичные комментарии украинской администрации говорят о другом.

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба во вторник в интервью Bloomberg Television заявил, что Украина надеялась получить официальное приглашение присоединиться к НАТО на саммите, даже если членство и связанные с ним коллективные оборонные обязательства будут официально оформлены только после завершения войны. Остальные дипломаты сказали, что этого никогда не произойдет.

"Это отсутствие политической воли", - сказал Кулеба.

Важно то, что именно США и Германия настаивали на отзыве обязательств по присоединению Украины к Альянсу. Предыдущие проекты коммюнике предлагали более четкий путь присоединения Украины, однако Байден и канцлер Шольц опасались зайти слишком далеко.

Их команды требовали изменений в последние дни перед саммитом, чем возмутили лидеров многих европейских стран, а также украинцев.

Когда Байден прилетел в Вильнюс в понедельник вечером, вопрос о членстве до сих пор не был решен. На следующий день украинская команда услышала, что текст почти согласован, и он им не понравится. Тогда они решили опубликовать провокационный твит, чтобы повернуть дискуссию в свою пользу.

Сообщение, безусловно, привлекло внимание участников переговоров, но эффект от него был контрпродуктивным.

Особое раздражение он вызвал у американцев. Британцы вмешались, пытаясь снизить эмоциональный накал, немцы, в свою очередь, также пытались предложить альтернативу.

Поскольку ситуация угрожала выйти из-под контроля, руководитель офиса Зеленского Андрей Ермак позвонил по телефону советнику по нацбезопасности США Джейку Салливану, однако текст все равно согласовали до прибытия украинцев.

Когда Зеленский попал на саммит, его встретили откровенной критикой со стороны нескольких других лидеров, которые дали понять, что он перешел границы.

Среди более ярых сторонников Киева существует беспокойство из-за того, что союзники собираются повторить ошибку 2008 года, когда нечеткие обязательства по членству Украины оказались провокацией для России, не гарантировав достаточной защиты от военной агрессии.

«Добавляя в членство Украины два условия, которых раньше не было, НАТО создает впечатление холодного отношения к Украине. Это разрушает согласие, которое в НАТО существовало накануне вечером, и смягчает другие очень проукраинские и очень критические высказывания в адрес России в коммюнике саммита», — считает Кристин Берзина, геополитический аналитик Немецкого фонда Маршалла в Вашингтоне.

Некоторые из тех, кто настаивают на осторожности, вспоминают историю европейских войн и, в частности, то, как нации были вовлечены в длительные конфликты в начале прошлого века.

Сложность также заключается в неопределенности того, как может закончиться война в Украине. Есть вероятность, что определенные части ее территории останутся спорными и оккупированными российскими войсками. Некоторые дипломаты обеспокоены тем, что четкое обязательство инициировать членство в НАТО усложнит возможные переговоры.

Но было и коллективное понимание необходимости создания единства.

«Зеленский никогда не оставался один. Не было вражды, все говорили на одном языке на ужине», – рассказал премьер-министр Латвии Кришьянис Каринс в другом интервью Bloomberg Television.

По его словам, Альянс не примет в свой состав ни одну страну во время войны, потому что это немедленно втянет НАТО в боевые действия.

Читайте также: Что предусматривают долгосрочные обязательства по безопасности Украины от G7 – FT

Зеленский, кажется, остыл к моменту встречи с Шольцем в среду утром, особенно по сравнению с Риши Сунаком, премьер-министром Великобритании и одним из самых упорных симпатиков Украины, а также с премьером Нидерландов Марком Рютте, возглавляющим усилия по подготовке украинских пилотов к работе на истребителях F-16.

На этом этапе дипломаты с обеих сторон рассматривали эмоциональный поступок Зеленского накануне как привычный маневр, направленный на повышение ставок в переговорах:, окупившийся в прошлом шаг, но не в этот раз. Украинский президент в течение нескольких недель перед саммитом также неоднократно угрожал тем, что не прибудет в Вильнюс.

Но уже во время общения с журналистами в середине дня тон Зеленского поменялся.

«Мы понимаем, что некоторые сейчас боятся говорить о нашем членстве в НАТО, потому что боятся глобальной войны», — сказал Зеленский журналистам. Украина соглашается с тем, что она может присоединиться только тогда, когда на нашей земле будет безопасно», пояснил он.

Он добавил, что хочет выразить благодарность союзникам за оказанную помощь.

«Мы позаботимся о том, чтобы вы получили то, что вам нужно. И я с нетерпением жду дня, когда мы проведем встречу, чтобы отпраздновать ваше официальное, официальное членство в НАТО», — сказал Байден, стоя рядом с Зеленским позже в среду, в галстуке в украинских цветах.

Пока НАТО не готов принять Украину, Вашингтон навязывает Киеву альтернативу – «израильскую модель»: американцы готовы помочь нам «получить способность защищаться самостоятельно». Детальнее о таком подходе рассказывает Владимир Кравченко в статье «Война с Россией: готовы ли украинцы к «израильской модели»?»