Как гражданский мир является свидетелем быстрого прогресса в развитии и распространении искусственного интеллекта (ИИ), так же и военный мир должен подготовиться к наплыву инноваций. Они не только изменяют характер войны, но могут дестабилизировать ее.
Сегодняшние быстрые изменения имеют несколько причин. Одна из них — это испытание самой войной, особенно в Украине. Небольшие, недорогие микросхемы регулярно направляют российские и украинские беспилотники к своим целям, расширяя технологию, которая когда-то была присуща только ракетам сверхдержав. Вторая — это недавнее стремительное развитие искусственного интеллекта, которое позволяет добиваться удивительных успехов в распознавании объектов и решении сложных проблем. Третья — это соперничество между Америкой и Китаем, в котором обе страны видят в ИИ ключ к военному превосходству, сообщает The Economist.
Результаты наиболее заметны в продвижении интеллектуальных машин для убийства. Воздушные и военно-морские беспилотники были жизненно необходимы обеим сторонам в Украине для выявления и атаки целей. Роль искусственного интеллекта состоит в том, чтобы решать проблему глушения, поскольку он позволяет беспилотнику нацеливаться на цели, даже если сигналы GPS или связь с пилотом прерваны.
Технология ИИ также коренным образом изменяет систему командования и контроля, которую военные используют для организации войны. Более глубокое значение ИИ заключается в том, что он может сделать до того, как дрон нанесет удар.
Поскольку он сортирует и обрабатывает данные со сверхчеловеческой скоростью, он может выделить каждый танк из тысячи спутниковых снимков или распознать свет, тепло, звук и радиоволны, чтобы отличить приманки от настоящих целей.
"Далеко от линии фронта он может решать гораздо большие проблемы, чем те, с которыми сталкивается один беспилотник. Сегодня это означает простые задачи, такие как определение, какое оружие лучше подходит для уничтожения угрозы", — отмечается в журнале.
Последствия этого только начинают становиться понятными. Системы ИИ в сочетании с автономными работами на суше, море и воздухе, вероятно, будут находить и уничтожать цели с беспрецедентной скоростью и в огромных масштабах.
Скорость такой войны поменяет баланс между солдатом и программным обеспечением. Сегодня в армии военный находится "в курсе всех событий", утверждая каждое смертоносное решение. Когда поиск и поражение целей сократятся до нескольких минут или секунд, военные будут только следить за работой системы, не вмешиваясь в каждое ее действие.
Но применение ИИ имеет и недостатки. Парадокс состоит в том, что даже если ИИ дает более четкое представление о поле боя, война рискует стать более непрозрачной для людей, участвующих в ней. У них будет меньше времени, чтобы остановиться и подумать. Армии будут опасаться, что если они не предоставят большей свободы применению ИИ, то потерпят поражение от противника, который это сделает.
"Вы можете подумать, что новые технологии позволят армиям стать более компактными. Но если программное обеспечение может выбирать десятки тысяч целей, армии понадобятся десятки тысяч единиц оружия для их поражения. И если обороняющийся имеет преимущество, нападающим понадобится больше оружия, чтобы прорвать оборону", — пишет журнал.
Поэтому война с использованием ИИ выгодна большим странам. Дроны могут снизиться в цене, но цифровые системы, связывающие поле боя воедино, будут очень дорогими. Создание армий, оснащенных беспилотниками, потребует огромных инвестиций в облачные серверы, способные обрабатывать секретные данные.
Когда-то считалось, что Китай имеет преимущество в использовании ИИ благодаря своему массиву данных и контролю над частной промышленностью. Но сейчас Америка, похоже, опережает его в разработке передовых моделей, которые могут сформировать следующее поколение ИИ.
"Те армии, которые раньше и эффективнее других предвидят и овладеют технологическим прогрессом, вероятно, победят. Все остальные, скорее всего, станут жертвами", — подытожил журнал.
Ранее агентство Bloomberg рассказало о шести путях, как ИИ изменит войну и мир. В частности, искусственный интеллект может усилить автократии, а также выровнять поле боя. Больше о том, как Украина использует ИИ в войне с Россией, пишет Сергей Козьяков в статье "Регулирование искусственного интеллекта в военной сфере: ограничение или поощрение?"