Подлунный и подсолнечный. Незадолго до массированного обстрела харьковчане немного успели порадоваться уличному освещению центра города в тестовом режиме. Но недолго танцевали энергичные пенсионеры под фонарями.
После ночных прилетов Харьков был обесточен. Дома, как следствие, были обезвожены и охлаждены, а жители обезинтернечены и лишены мобильной связи.
На момент написания статьи город частично уже был обеспечен электроэнергией, шли работы над стабилизацией системы.
Сутки-двое без света
Днем лишенные интернета жители уже известной всему миру Салтовки выходят на улицу. Пользуются бесплатным пока еще солнечным светом, общаются у подъездов, у гаражей и, как это здесь называется, «на погребах». Еще недавно район выглядел довольно безжизненным.
Во дворах появляются небольшие компании подростков, иногда младшие школьники, и совсем редко — младенцы в колясках. Некоторые дети — на качелях, некоторые — на самокатах, некоторые взрослые — на бровях.
Временные переселенцы возвращались и продолжают возвращаться в Харьков по разным причинам. Одних не устраивает то обстоятельство, что в Польше разговаривают на польском языке, а в Германии — на немецком. Другие не согласны с ценовой политикой арендодателей во Львове и статусом «харківські сраки», как иной раз там именуют временно перемещенных граждан из Харькова. Третьим не по душе количество лиц российской национальности в Тбилиси. Четвертые не одобряют хаотичность графика подачи электроэнергии в Полтавской области. У пятых закончились дрова и ресурсы печени в однообразных условиях деревенской жизни.
А главное, конечно, всех тянет к своим жилищам просто потому, что это — их жилища.
Жалобы, предложения и указания
Два работника коммунальной службы полемизируют по вопросам инвентарной собственности. Мужчина и женщина.
— У тебя метла чья? А ведро у тебя чье?! У тебя вообще хоть что-то свое есть?!! Так шо ты кипишуешь?!!! — резюмирует мужчина. Женщина непечатно молчит, подбирая контраргументы.
У аптек, отделения «Приватбанка» и заведения с вывеской «Салон красоты» шумят дизельные генераторы. Без красоты нельзя обойтись даже в полной темноте. Самый большой генератор в супермаркете сгорел, поэтому небольшие магазины пользуются популярностью и отсутствием серьезной конкуренции. Товар отпускают только за наличный расчет. В кондитерском отделе покупательница вафельного мини-торта под названием «Капризуля» выражает недовольство:
— Почему у вас нет генератора? Я хотела карточкой заплатить!
— Даже если бы и был, где я вам Интернет возьму? Нарисую? — отвечает продавщица. Она рекомендует покупательнице обращаться с этим вопросом непосредственно к Путину.
Все торговые хроники продавцам приходится вести вручную в тетрадках. Вот где они вдруг пригодились, школьные навыки.
Школьные же учителя, в предвкушении очередных креативных указаний из департамента образования в виде каких-нибудь конкурсов вроде «Лучший онлайн-учитель в офлайне», а также участия в традиционных мероприятиях по уборке прилегающих территорийв, ждут каникул.
У «Новой почты» тоже работает генератор. Очередей за гуманитарной помощью здесь давно уже нет. Не выдают. Зато всем желающим ежедневно выдают готовые обеды в школе.
Нет очередей и за обменом обычных лампочек на необычные в отделении «Укрпочты». Похоже, лампочки сейчас уже не в тренде. В тренде — фонарики и батарейки. В тренде — вода и что-то покрепче. По воду кто-то ходит к местному источнику, кто-то — покупает питьевую воду в специальных киосках. В одном дворе «Водоканал» оборудовал колонку.
Старушки подкармливают кошачьих и пернатых.
— Победим! Польша нам уже «Леопарды» дает, — бодро сообщает одна старушка.
— Боже, шо ж ты меня не забираешь, — вздыхает другая.
В темноте и тишине
Световой день заканчивается. В домах постепенно смолкают все звуки. Одинокое а капелла «Айд лайк ду мувит мувит» становится все неуверенней и наконец-то исчезает в тишине и темноте. Периодически воют сирены. Полная ж… жутковатая Луна освещает микрорайон ночью. Это — время различных маргиналов и темных личностей вроде торговцев запрещенными веществами и ищущих их «закладки» потребителей запрещенных веществ.
Ночью ненадолго появлялся свет. Но этим пользовались не все. Бессонница — удел поэтических натур. Те же, у кого совесть чиста, спят крепко: не всех разбудили даже звуки прилетов пятнадцати ракет. Люди привыкают. Люди пережили зиму и рады этому в любом случае.
P.S. Когда было написано предпоследнее предложение, включили свет. Хотя соседняя многоэтажка так и осталась темной.
P.P.S. Продавцам — сочувствие и респект. И как они этими ручками пишут…
Больше статей Марко Баянова читайте по ссылке.