UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как победить в войне? Страсти «по» и «вне» закона

Автор: Александр Сергиенко

Законопроект о мобилизации, поданный правительством в парламент, вызвал бурное обсуждение в обществе. С одной стороны, в условиях затяжной войны все понимают, что армию необходимо пополнять свежими силами, а воюющие с начала полномасштабного вторжения должны быть демобилизованы. С другой стороны — процесс мобилизации должен быть справедливым и честным. Иной подход демотивирует и тех, кто уже воюет, и тех, кому воевать придется.

Война обнажила все проблемы, связанные с украинской армией, доставшейся стране как перекрашенный из красного в сине-желтые цвета кусок советской армии. Бывшие военкоматы переименовали в территориальные центры комплектования, но они работают преимущественно по-старому — методом тотальной гребенки, хотя понятно, что на них, вероятнее всего, давит «план сверху». Работа ВВК как была, так и остается формальной процедурой. Как, например, можно объективно определить остроту зрения, если на вопрос «видите?» отвечает сам обследуемый? Захочет — скажет «да», а не захочет — скажет «нет». Коррупция, пронизавшая едва ли не все государственные механизмы, конечно, не обошла и ТЦК, и ВВК, и собственно армию… 

Читайте также: Мобилизация в Украине: кого могут призвать в 2024 году

Во времена СССР желание «откосить» от СА было понятным и общепринятым. О тамошних «порядках» знали все, во времена перестройки об этом написаны горы книг и статей, снято несколько мощных фильмов, но с тех пор выросло новое поколение, которое ничего об этом не знает. Тогда почему вокруг нового «закона о мобилизации» подняли столько шума?

 

Армия как необходимость

В исторической перспективе в понятие «армия» вкладывали разные смыслы. Первый — инструмент доминирования и принуждения центра над периферией (пример — Древний Египет), второй — институт мобилизации граждан (не рабов) для защиты отчизны (Древняя Греция и Рим-республика), третий — децентрализованная феодальная модель (вассал — сюзерен в Средневековой Европе), четвертый — централизованная армия монархического государства (Европа XVI–XVII веков), пятый — национальная армия национального государства, неразрывно связанная с суверенитетом, который распространяется на определенную территорию. Вместе с тем сувереном может выступать как монарх, так и народ.

Без армии ни одно государство не может быть суверенным. Но, с другой стороны, армия имеет решающее значение в формировании нации, а с ней и гражданина — подданный империи и монарха трансформируется в сознательного члена общества и нации. В истории примеров такой трансформации множество, наверное, самый яркий — война за независимость США против британской короны, когда земледельцы и скотоводы, населяющие колонии Великобритании в Северной Америке, осознали себя свободными гражданами, создали победную армию и превратились в независимую американскую нацию. И не имело значения, что ее граждане были разных национальностей, вероисповеданий и цветов.

Читайте также: Военное положение: до какого возраста могут мобилизовать

Процесс формирования нации Украина также переживает в войне, а с 24 февраля 2022 года он вообще набрал бешеную скорость. В этом процессе формирование нации, гражданина и армии объединены в одно целое. Какая-либо составная часть без двух других — невозможна.

 

Станет ли хохол украинцем?

Это непросто. Мы уважаем тех, кто сейчас воюет на фронте или в тылу работает на победу. А как относиться к тем, кто уехал от войны за границу? Речь идет о мужчинах, правдами и неправдами оказавшихся там, где их не может достать повестка из ТЦК.

Оказалось, что как только стали известны некоторые новшества законопроекта «О мобилизации», устанавливающие ограничения относительно получения паспортов или управления авто в случае отсутствия военно-учетных документов, граждан страны,  находящихся сейчас за границей, буквально охватила паника. Во многих польских городах, где работают центры ГП «Документ», под ними мгновенно выстроились очереди мужчин (да и женщин), пришедших получить новый паспорт до принятия законопроекта о мобилизации.

Люди делают это, чтобы не попасть на военный учет, а следовательно, не планируют возвращаться в Украину до окончания войны, тем более идти за нее воевать!.. Что делать с ними?

Первое, что приходит в голову в пылу патриотизма, — лишить их гражданских прав и гражданства вообще, но при здравом уме приходит понимание того, что им надо как-то помочь или заставить пересилить свой страх перед войной и службой в армии, поскольку перспективы у них далеко не такие радужные, как может показаться на первый взгляд.

Действительно, если они вернутся после войны, то до конца дней каждый из них будет носить на себе клеймо тыловой крысы. Им нечего будет ответить на вопрос ребенка «папа, а где ты воевал?». Сейчас всем своим «заграничным благополучием» они обязаны только высокому статусу Украины и ее воинов, но последние не простят им этой, скажем откровенно, измены.

Даже если уклонисты не вернутся на родную землю, там, за границей, они все равно будут оставаться тыловыми крысами. (Здесь я употребил распространенный сейчас термин «уклонисты», хотя в соответствии с ситуацией, их, скорее, стоит назвать дезертирами.)

Читайте также: Мобилизация в Украине: какие ограничения могут ввести для уклонистов

 

Противоречит ли мобилизация Конституции?

Конституция Украины определяет, что защита Отчизны является обязанностью граждан Украины (ст. 65). Эта же статья прописывает, что граждане проходят военную службу согласно закону. Следовательно, государство имеет все основания через закон «заставить» уклонистов проходить службу в армии во время войны. Здесь можно действовать в разных парадигмах — карательными и ограничительными мерами, как это предлагают в законопроекте о мобилизации, или же поощрительными, например внедрением альтернативной (невоенной) службы.

Действующий закон о такой службе определяет только одну причину для нее — религиозные убеждения, и срок ее в полтора раза длиннее военной службы. Вероятно, законодатель должен расширить перечень оснований для альтернативной службы в случае, когда мужчина по психическим показателям не способен служить в боевых частях или просто отказывается там служить (такие случаи имеют место и сегодня).

В таком случае государство должно направить его на альтернативную службу, например в тыловых частях, и срок такой службы в условиях военного положения может быть вдвое длиннее. В законопроекте предлагают установить срок службы в боевых частях — 36 месяцев, срок альтернативной службы соответственно должен составлять 72 месяца и это будет справедливо.

Читайте также: Вручение повесток: кому их не будут выдавать на улице

Я считаю, что все разговоры о паспортах и водительских правах уклонистов надо прекратить, и дело не в нарушении прав человека, о чем кричат заинтересованные адвокаты. На самом деле Конституция Украины позволяет это делать: «В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений» (ст. 64). В законе о военном положении эти ограничения установлены.

Государство должно действовать жестче, а именно — установить механизмы императивной мобилизации — независимо от страны пребывания мужчин призывного возраста, они должны явиться в ТЦК или консульское учреждение в стране пребывания и встать на военный учет или заявить о себе. Такой порядок должен быть прописан в законе и не зависеть от наличия или отсутствия актуального фото в паспорте. Возможно, такие требования нужно согласовать с правительствами стран пребывания украинских граждан, но это не должно стать препятствием, поскольку является не ограничением прав человека, а только выполнением нормы Конституции Украины.

Технические возможности для императивной мобилизации есть. Функционирует «Дія», работает система HELSI, поэтому установить связь можно с каждым, и в законодательстве есть примеры, когда только отправление сообщения уже считается сообщением. Поэтому электронные повестки не должны вызывать никаких дискуссий.

Читайте также: Законопроект о мобилизации коснется и мужчин за границей – замглавы оборонного комитета ВРУ

 

Все ли украинцы имеют равные права?

То, что у украинских женщин равные с мужчинами права, известно всем. По крайней мере мощное и широкое движение феминизма — современная реалия в Украине. (Феминитивы, несколько лет назад резавшие слух, сегодня стали нормой украинского языка). Но параллельно встает другой вопрос — об обязанностях, ведь они находятся в неразрывном единстве с правами.

Хотя наши политики всячески избегают обсуждения этой рискованной по электоральным соображениям темы, ситуация войны требует поднять этот вопрос. Тем более что, начиная с 2014 года, в ВСУ воюет много женщин. Кстати, недавно мой старый друг из Израиля прислал видео, где рассказывалось, как 7 октября танковая часть восемь часов подряд вела бой с террористами ХАМАС. Изюминка этого видео в том, что все экипажи танков состояли исключительно из женщин. Законопроект о мобилизации должен урегулировать и «женский вопрос», а активные женщины украинского общества — поспособствовать этому.

Здесь уместно напомнить, что в Израиле никто не может занимать государственные или самоуправляющие должности, если не прошел службу в армии. Служат в ЦАХАЛ и мужчины, и женщины (последние — на шесть месяцев меньше), а дети израильских чиновников (по сообщениям СМИ) сейчас воюют в секторе Газа. Спикер ВР Руслан Стефанчук не смог назвать ни одной фамилии народного депутата, чьи бы дети сейчас находились в ВСУ.

Наверное, никого не надо убеждать в том, что сегодня на весах истории — существование Украины как государства, украинцев как нации и в целом украинской цивилизации. Так же очевидно, что без сильной армии победить в этой войне невозможно.