UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT об уроках контрнаступления: что поняла Украина и чему научилась Россия?

Фантастические ожидания остались в прошлом, в Киеве закрепляются более реалистичные взгляды на войну.

Идея о том, что украинские войска, не имея прикрытия с воздуха, будут штурмовать российские позиции, всегда была больше похожа на голливудский сюжет, чем на реальность. Но через три месяца после начала контрнаступления президент Владимир Зеленский и его правительство предстали перед реальностью, в которой они не добились желаемого решающего прорыва. Так что Киев готовится к затяжной войне.

Вооруженные силы Украины за последние недели достигли медленных, но значительных успехов на юге страны, в том числе сделали первую брешь в грозной оборонительной линии России. Но некоторые чиновники в западных столицах сожалеют, что Киев не смог использовать возможности, которые предоставили западные запасы оружия и, возможно, пиковую политическую поддержку, - пишет Financial Times.

Более того, небольшие результаты разоблачили разногласия между Киевом и некоторыми западными чиновниками по стратегии. Некоторые американские чиновники в частных разговорах со СМИ жаловались, что во время учений Украина не смогла овладеть методами проведения современных операций, объединяющих механизированную пехоту, артиллерию и противовоздушную оборону. Кроме того, украинская армия была слишком не склонна к риску в своих подходах.

Украинские чиновники, тем временем, отмечают, что американские войска никогда не проводили операций на полях сражений, подобных украинскому, без превосходства в воздухе, против армии, которая по размеру и калибру напоминала бы российскую, и против самых современных видов вооружений и военных технологий.

«Покажите нам хотя бы одного офицера или сержанта в американской армии, который бы произвел, например, 5-7 тысяч выстрелов из гаубицы М777», – сказал Виктор, командир батареи в украинском артиллерийском подразделении.

Читайте также: Главнокомандующий Вооруженными силами Британии: Украина держит инициативу и продвигается в рамках контрнаступления

Американский генерал Марк Милли заявил в воскресенье в интервью BBC, что хотя украинские войска сейчас продвигаются вперед, у них, возможно, осталось лишь около 6 недель для проведения контрнаступления, прежде чем начнутся осенние дожди. Такие комментарии раздражают украинских чиновников, указывающих на то, что юг Украины, где происходит основное контрнаступление, относительно сухой, а зима там менее суровая, чем на остальной территории страны.

Но вместе с тем Financial Times пишет, что в Украине становится более распространен реалистичный взгляд на ситуацию и понимание, что война будет медленной и длительной. Вопрос заключается в том, готовы ли западные сторонники Украины, уже отдавшие ощутимую часть своих запасов оружия, оказывать ему поддержку и боеприпасы в долгосрочной перспективе. После первых неприемлемых потерь Украина вернулась к кампании на истощение противника на фронте с помощью артиллерии и уничтожения линий снабжения ударами с дальнего расстояния. Кроме того, ВСУ проводят небольшие пехотные атаки для отвоевания российских позиций. Некоторые в НАТО обеспокоены тем, что такой изнурительный подход звучит как возвращение к старому советскому мышлению. Но украинские чиновники и западные аналитики, изучавшие боевые действия этим летом, говорят, что он более приспособлен к условиям на местах, тем более ввиду серьезных российских укреплений, нехватки возможностей у ВВС Украины и повсеместности беспилотников, разоблачающих все на поле боя.

Новая стратегия Украины имеет определенный успех, но в лучшем случае она даст медленное продвижение, если не произойдет внезапный коллапс России. Очень важно, чтобы союзники Украины увеличили производство боеприпасов и оборудования для ведения войны на истощение.

«Плохое понимание того, как воюют украинские военные, и оперативной обстановки в целом, может привести к ошибочным ожиданиям, неуместным советам и несправедливой критике в кругах западных официальных лиц», – пишут военные аналитики Майкл Кофман и Роб Ли в докладе о контрнаступлении.

Читайте также: В Пентагоне похвалили ВСУ за использование кассетных боеприпасов и дальнобойных систем

Но они, как и другие аналитики, говорят, что Украине необходимо извлечь уроки из своей операции, чтобы продолжать оттеснять российские войска вдоль 1000-километровой линии фронта в следующем году, а может и даже позже. В то же время, по их мнению, союзники Киева должны признать недостатки в подготовке и обеспечении украинских войск, что стало причиной неутешительного прогресса.

Если американские и европейские лидеры намерены поддерживать Украину столько времени, сколько потребуется, как они неоднократно заявляли, они также должны быть более систематичны в предоставлении артиллерии, авиации и обеспечении тренировок. Глава Стратегического командования британской армии Генерал Джеймс Хоккенхалл сказал во вторник, что он не считает, что украинское наступление было «однократной акцией». Но очень важно, чтобы союзники Киева «продолжили предоставлять боеприпасы, оружие и проводить тренировки», и «если мы не справимся с этой задачей, существуют значительные риски».

В этих сложных боевых условиях украинские войска оказались не в состоянии следовать доктрине НАТО о комбинированной войне. Кофман и Ли говорят, что ВСУ лучше воюют в составе небольших высокоманевренных штурмовых подразделений. Они пытаются проводить операции на уровне роты (200 человек) или даже взвода (20-50 человек). Но если украинские войска хотят воспользоваться любой брешей в российской обороне, им нужно будет координировать большие силы, а для этого им нужна лучшая подготовка.

«Один из главных уроков контрнаступления, по мнению аналитиков, заключается в том, что западная подготовка украинских войск, которая обычно длится 5 недель, слишком коротка. Она не адаптирована к тому, как Украина лучше воюет, или к условиям на местах, таких как непроходимые минные поля или укрепления», - пишет Financial Times.

Читайте также: Нуланд: Контрнаступление идет километр за километром, но мы поражены достигнутым прогрессом, особенно на юге

Кроме того, в подготовке не учитывается фактор беспилотников, которыми переполнено небо над линией фронта.

«Если бы я делал только то, чему меня учили западные военные, я был бы мертв», – говорит Сулеман, командир отряда специального назначения 78-го полка.

Он рассказывает, что тренировался с американскими, британскими и польскими солдатами, и все они давали несколько хороших советов. Но были также и «плохие советы… как, например, о том, как нужно зачищать окопы. Я сказал им: «Ребята, так нас убьют»».

Аналитики Королевского института объединенных служб (RUSI) Джек Уотлинг и Ник Рейнольдс, изучавшие двухнедельную украинскую операцию по отвоеванию двух сел на юге страны, в своем недавнем докладе отмечают, что боевые действия продемонстрировали потребность в более коллективных тренировках. Это помогло бы планированию на уровне бригад, а также командирам взводов и рот.

Есть также вопрос о том, как Украина разворачивает свои более опытные силы. В начале этого года некоторые американские чиновники критиковали Киев за то, что он использовал слишком много опытных военных для бесполезной обороны Бахмута. Польская компания Rochan Consulting, также подготовившая развернутую оценку контрнаступления, считает, что Украина могла бы сделать больше этим летом, если бы использовала опытные бригады, обеспеченные натовским оружием, а не недавно обученные бригады.

На более позитивной ноте Уотлинг и Рейнольдс отмечают, что с артиллерией стандартов НАТО Украина стала лучше обнаруживать и уничтожать вражескую артиллерию контрбатарейным огнем, что является решающим преимуществом, которое поможет компенсировать большее количество орудий у России. Но преимущество Украины сохранится только в том случае, если ее западные союзники расширят производство боеприпасов и снизят количество артиллерийских систем, которыми приходится пользоваться украинским войскам. Ей также требуется большее оборудование для разминирования и бронетехники для защиты пехоты.

Наконец все аналитики отмечают, что российские войска продолжают учиться у своих противников и адаптируют свою тактику, рассредоточивая свои линии обеспечения, более широко используя беспилотники и более эффективно отражая украинские атаки.

Читайте также: ВСУ освободили еще один населенный пункт в районе Бахмута: карта

«Большое преимущество России по сравнению с тем, что было 18 месяцев назад, дало то, что они сейчас уважают наши силы и понимают нашу реальную силу», - говорит украинский чиновник.

«С точки зрения гибкости мы все еще имеем преимущество над ними. Они довольно заскорузлые, а их командная структура все еще очень вертикальная. Это означает, что им нужно больше времени, чтобы адаптироваться к изменениям. Мы не должны их недооценивать, не должны думать, что они глупы. Они произвели некоторые изменения, например, начали массово использовать беспилотники. Они адаптируются, это факт», – сказал начальник ГУР Кирилл Буданов.

В следующем году Украина, вероятно, получит свои первые истребители F-16. Они помогут Украине бороться за воздушное пространство, отталкивая российскую авиацию подальше от линии фронта. Но эти самолеты не обязательно дадут Киеву преимущество в воздухе, – говорят Кофман и Ли. В конце концов, ход войны будет определяться тем, как каждая из сторон будет распоряжаться своими резервами живой силы и техники.

«Наша большая проблема – это устойчивость. Это война из-за ресурсов», - говорит украинский чиновник.

«Военные очень редко достигают решающих результатов, они выиграют битвы», – прокомментировал неназванный западный чиновник. В конфликтах на истощение, таких как этот, «войну выигрывает экономика».