Украина получит от 100 до 237 танков Leopard 1A5 от Германии, Нидерландов, Дании и, возможно, Бельгии. Это не хороший танк, но и не ужасный. Это боевая машина с сильными и слабыми сторонами. И с правильным подходом он может выжить и победить.
К счастью для ВСУ, армия Бразилии до сих пор использует Leopard 1A5. И у одного бразильского офицера есть убедительные идеи, как лучше использовать эти танки, пишет Forbes.
«Займите возвышенность. Используйте маскировку. Правильно используйте местность», – писал капитан Ардриану Сантьягу Гарсия в журнале Armor в 2020 году. Это официальный журнал Армии США о танках.
42-тонным Leopard 1A5 управляет экипаж из четырех человек. Машина сочетает в себе корпус и башню с 1960-х, оптику и систему контроля огня с 1980-х и современную 105-миллиметровую основную пушку. В классической модели этого танка наибольшая слабость – это броня. Во фронтовой части башни стальная броня имеет толщину около 70 миллиметров, а на задней и боковых частях корпуса она вдвое тоньше.
Учитывая отсутствие вольфрамовых или урановых элементов, благодаря которым броня современных танков становится особенно крепкой, можно сказать, что Leopard 1 довольно слабо защищен. И в 2023 году некоторые обозреватели даже не относят его к категории «танков», вместо этого называя Leopard 1 «мобильной пушкой». В конце концов, именно пушка – наиболее сильная сторона этой машины. Британский пулемет с калибром 52 миллиметра может стрелять всем спектром современных патронов НАТО, поражая цели на расстоянии до 4 километров. К тому же огонь можно вести достаточно прицельно как днем, так и ночью благодаря системе управления огнем EMES-18.
«Работайте с тем, что у вас есть», – отмечал Гарсия.
Если применить этот совет к Leopard 1A5, это означает, что лучше поставить танк на позиции, из которой он может прицельно стрелять по врагу из своей точной пушки, при этом принимая все возможные меры, чтобы защитить танк от ответных ударов. Следует маскировать танк, прятать его за холмами. Не нужно бояться съезжать на бездорожье.
«Командиры танков должны изучить, как маневрировать своими машинами. Приближайтесь к позициям противника под защитой в точках, позволяющих вести огонь, и исчезайте, прибегая к стойкому и слаженному маневру, чтобы захватить территорию или причинить урон», – советовал бразильский капитан.
Экипажи лучше защищенных танков, таких как немецкие Leopard 2A6 и американские Abrams M1A2, могут поддаться искушению атаковать врага "в лоб", рассчитывая, что броня выдержит почти все ответные выстрелы. Прямая атака даже еще более соблазнительна для экипажей именно этих моделей, потому что они очень тяжелые – около 70 тонн. И мягкая земля под ними немного проседает. Экипажи M1 и Leopard 2 могут не съезжать с дорог, пробиваться через неизбежный пулеметный огонь, приближаясь поближе к вражеским позициям.
«Для Leopard 1 такая тактика – это самоубийство. Если M1 или Leopard 2 могут атаковать вдоль дорог, Leopard 1 должны действовать на холмах и в долинах, наблюдать с возвышенностей через свои прицелы, делать несколько точных выстрелов и быстро уезжать на следующую защищенную огневую позицию. Танки в роли снайперов на вершинах холмов», – пишет издание.
Конечно, все это очень хорошо в теории. На практике экипаж в хаосе боя и страха может легко забыть все эти элегантные тактики. Поэтому тренировки очень важны. Инструкторы НАТО должны донести до украинских танкистов, что Leopard 1 может и похож на M1 или Leopard 2, но внешность обманчива.
Вести сражение с помощью Leopard 1 и победить означает использовать танк так, чтобы максимально использовать его сильные стороны и минимизировать слабости. И нужно отрабатывать эти тактики вплоть до автоматизма.