Украина за каждый месяц войны теряет около 10 тысяч беспилотников. И в большинстве своем это происходит через российские средства радиоэлектронной борьбы. Об этом идет речь в новом отчете британского военного аналитического центра RUSI.
Эта цифра может быть не совсем точной. Но она все равно указывает на ключевую роль, которую дроны сейчас играют в российско-украинской войне, а также подчеркивает их огромное количество. Кроме того, выводы аналитиков свидетельствуют, что тысячи дешевых беспилотников более устойчивы, чем несколько дорогих самолетов, пишет Forbes.
Отчет под названием «Мясорубка: российская тактика на втором году вторжения в Украину» рассматривает несколько аспектов войны и использования Россией бронетехники, пехоты и военно-воздушных сил. Но раздел об электронной войне содержит наиболее впечатляющую статистику.
«Радиоэлектронная война остается критически важным компонентом российского способа ведения боевых действий. Если в 2022 году на Донбассе была очень высокая плотность систем РЭБ, то сейчас ВС РФ используют примерно одну большую систему РЭБ на 10 км фронта, обычно расположенную примерно в 7 км от линии столкновения... Эти платформы обычно направлены на контроль и поражение БПЛА... Российские военные также продолжают широко использовать навигационные препятствия в зоне боевых действий как форму радиоэлектронной защиты. Это приводит к тому, что украинские потери БПЛА составляют примерно 10 тысяч в месяц», – цитирует отчет Forbes.
Отчет основывается на многочисленных интервью с украинскими военнослужащими. В выноске к утверждению о 10 тысячах потерь в месяц есть ссылка на интервью с тремя анонимными источниками. Этот аспект отчета предсказуемо вызвал много комментариев. И один из авторов отчета доктор Джек Уотлинг отреагировал на них подробным сообщением в Twitter, подчеркнув, что война сейчас ведется на 1200-километровом фронте. Дроны сейчас используются каждым украинским взводом. А подавляющее большинство этих аппаратов – это коммерческие квадрокоптеры, производимые компанией DJI.
«Итак, насколько я уверен в цифре 10 тысяч дронов в месяц? Это не чёткая цифра. Фактическое общее количество меняется месяц за месяцем и изо дня в день и не отслеживается тщательно. Но расходы, безусловно, очень высоки. Так что если цифра не точная, а любые аккуратно округленные цифры подозрительны, зачем вообще ее использовать? Во-первых, потому что это цифра, которую мы получили от украинского Генерального штаба и части, которая имеет лучшие данные. Во-вторых, предоставление цифры для использования важно для того, чтобы донести политически релевантную точку зрения», - пояснил Уотлинг.
Forbes объясняет, что у Украины может и не быть точной цифры о потерянных беспилотниках. Ведь закупка малых аппаратов не централизована и производится большим количеством малых и крупных волонтерских групп, экспатов и иностранных доноров. Кроме того, некоторые правительства тоже предоставляют беспилотники. Яркий пример – это поддержка со стороны актера Марка Хэмилла инициативы по сбору средств для украинской «Армии дронов».
Вполне возможно, что цифра, приведенная в отчете RUSI, завышена. В марте украинский чиновник оценил потери беспилотников в 10-15 в день или 300-450 в месяц. С другой стороны, официальная украинская статистика о российских потерях, которая считается очень завышенной, утверждает, что за 15 месяцев войны украинские силы уничтожили только 2 811 российских беспилотников. Выходит, что потери России – это всего 2% от того, что ежемесячно может терять Украина. Москва, вероятно, использует меньше беспилотников, чем Украина, из-за хронических проблем со снабжением. А украинские средства радиоэлектронной борьбы могут быть не столь эффективными.
«Даже если принять это во внимание, соотношение потерь 50:1 все равно выглядит аномальным. Это также свидетельствует о том, что украинские потери могут быть меньше 10 тысяч аппаратов в месяц», – пишет Forbes.
В то же время, издание отмечает, что ключевой особенностью малых дронов остается их чрезвычайная доступность по сравнению с военной техникой. 10 тысяч квадрокоптеров DJI со средней стоимостью около тысячи долларов будут стоить в общей сложности 10 миллионов долларов.
«На прошлой неделе Россия потеряла бомбардировщик Су-34, цена которого превышает 40 миллионов долларов. Украина, похоже, достаточно легко покупает большое количество дронов DJI в то время, когда России трудно изготовить даже небольшое количество военных самолетов. А недавно Россия, по всей видимости, потеряла еще более совершенный Су-35, который стоит около 85 миллионов долларов. Итого потеря этих двух самолетов составляет убытки в десять раз больше, чем все украинские беспилотники за месяц вместе взятые», - пишет издание, отмечая, что такие украинские потери нельзя назвать неприемлемыми.
Forbes отмечает, что на втором году войны Украина может начать больше полагаться на беспилотники военного класса с устойчивой к помехой связью. Это могут быть трехкоптеры AtlasPRO или квадрокоптеры Golden Eagle. Но беспилотники DJI, по-видимому, все еще покупаются и теряются в большом количестве, даже если точные цифры остаются неизвестными.
«Незащищенные БПЛА – это одноразовые инструменты, как боеприпасы, и они очень быстро тратятся. Они нужны военным и они должны быть дешевыми», – сказал Уотлинг.
В течение десятилетий западные армии возлагались на несколько дорогостоящих и высокотехнологичных платформ, к которым относятся и дроны. Этот конфликт одноразовых дронов может привести к радикальным изменениям в военных закупках. Сдвиг может произойти в сторону большого количества и дешевизны.