Одно из самых мерзких преступлений войны - сексуальное насилие. И военные, которые совершают его в конфликтах, должны нести такое же наказание, как другие преступники - убийцы, людоеды, захватчики чужой территории. Расследования, которые уже состоялись, показали миру аморальность и низость российской армии.
Офис генпрокурора в ответ на информационный запрос издания ZMINA сообщил цифры установленных и задокументированных преступлений. А сколько нерасследованных и таких, которые невозможно установить, неизвестно.
С начала полномасштабной военной агрессии РФ украинские прокуроры зафиксировали 316 фактов сексуального насилия, связанного с конфликтом (СНПК), в частности среди пострадавших - 200 женщин, 114 мужчин и 15 несовершеннолетних (14 девушек и 1 парень). По состоянию на начало сентября в Украине заочно приговорили к лишению свободы за изнасилование или сексуальное насилие пятерых российских военных.
Трех оккупантов осудили за преступления сексуального насилия, связанного с конфликтом (далее-СНПК) - до 12 лет, двух - до 10 лет и 11 лет соответственно, 1 приговор в отношении преступника на начало сентября 2024 года еще не вступил в законную силу. Осужденных российских военных объявили в розыск.
По состоянию на начало сентября 2024 года специализированные группы правоохранителей выявили факты сексуального насилия на оккупированных территориях Донецкой, Запорожской, Киевской, Черниговской, Херсонской, Харьковской и Николаевской областей. На основе собранных показаний, а также доказательств, 49 российским военнослужащим сообщили о подозрении.
Сейчас прокуроры направили в суд 21 обвинительный акт в отношении 30 подозреваемых в сексуальном насилии, обусловленном войной. Судебное разбирательство во всех уголовных производствах, направленных в суд с обвинительными актами, осуществляется в отсутствие обвиняемых - заочно. Украинские суды рассматривают уголовные производства с учетом места совершения преступлений, в частности слушается 16 дел:
2 на территории Донецкой,
2 Запорожской,
4 Киевской,
5 Херсонской,
2 Харьковской,
1 Николаевской областей.
Позиция прокуроров относительно заочного осуждения военнослужащих вооруженных сил РФ в национальных судах такова, что в первую очередь учитывается мнение пострадавших. Если выживший ориентируется на национальное правосудие, то прокурор или следователь начинает досудебное расследование. Это делают также для того, чтобы зафиксировать преступление и собрать доказательства с возможностью дальнейшего их использования в международных инстанциях. Ведь одним из приоритетов является привлечение высшего руководства России к уголовной ответственности.
«В зависимости от стадии уголовного производства, желания потерпевшего, свидетеля или его законного представителя, к пострадавшим и свидетелям применяются меры безопасности. В частности, проводятся слушания в режиме закрытых судебных заседаний на протяжении всего производства. А потерпевшие и свидетели, которые являются их близкими родственниками, в таком случае предоставляют суду показания под измененными анкетными данными», - говорят в Офисе генпрокурора.
Напомним, украинские правоохранители уже не раз обращали внимание, что Россия использует сексуальное насилие как оружие войны. Похожие мнения высказывали и в ООН. Кроме того, независимая международная комиссия ООН по расследованию нарушений в Украине в последнем отчете пришла к выводам, что регулярное применение сексуального насилия как формы пыток происходило во всех местах незаконного заключения украинцев.
Некоторые российские военные, подозреваемые в совершении преступлений сексуального насилия, идентифицированы, в частности:
Зунеля Братова, которого подозревают в изнасиловании и содержании в сексуальном рабстве жительницы Херсонщины;
Алексея Немцова, которого подозревают в изнасиловании несовершеннолетней на Херсонщине;
Александра Рубанова, которого заочно отправили в тюрьму за то, что полгода насиловал женщину на Херсонщине;
Владика Небиева, который получил заочный приговор за то, что систематически совершал психологическое и физическое насилие в отношении женщины из Херсонской области;
Романа Попова, подозреваемого в изнасиловании незаконно заключенного мужчины в Херсоне.
Нормы международного права являются императивными, а следовательно, обязательными к исполнению вооруженными силами как Украины, так и России. Однако военнослужащие РФ, как и государство-агрессор в целом, цинично и открыто нарушают установленные запреты совершения сексуального насилия в отношении женщин. Такие нарушения, бесспорно, являются военными преступлениями.
О том, как российские военные преступники, виновные в сексуальном насилии, будут наказаны, читайте в статье «Сексуальное насилие: российский метод ведения войны и политики», опубликованной в ZN,UA.