UA / RU
Поддержать ZN.ua

F-16 для Украины: в Atlantic Council назвали важные недостатки истребителей

Несмотря на низкие шансы F-16 сыграть решающую роль в войне, усилия, потраченные на подготовку украинских пилотов, будут иметь долгосрочную ценность. Война, к сожалению, может продолжаться в обозримом будущем

После нескольких месяцев обсуждений касательно поставок передовых истребителей в Украину, Дания и Нидерланды совместно договорились направить Киеву истребители F-16 после того, как Соединенные Штаты дали понять, что поддержат такой шаг. Сроки получения ВСУ этих сверхзвуковых реактивных самолетов зависят от того, когда украинские пилоты и наземный экипаж завершат обучение, а также создадут технические средства для проведения ремонта, что, как пишут в статье Atlantic Council, маловероятно в ближайшем будущем.

Кроме того, количество F-16, которое голландцы и датчане смогут отправить в Украину, будет зависеть от того, сколько самолетов в их арсеналах в исправном состоянии и как скоро они получат совместные ударные истребители F-35 от Соединенных Штатов, что позволит им снять с эксплуатации свои F-16.

Вслед за новостями из Европы, Министерство обороны США объявило, что начнет обучающую программу в Аризоне в октябре. Эти усилия будут опираться на усилия европейских стран, желающих помочь в подготовке украинских пилотов в Дании и Румынии. Оценки того, сколько времени будет продолжаться обучение, колеблются от чуть больше месяца до более года, а интеграция F-16 в боевые силы Украины потребует времени, но даже после их доставки остается критический вопрос: эти реактивные самолеты значат для усилий Украины защититься от РФ.

Читайте также: США подтвердили намерение осенью начать обучение пилотов ВСУ на F-16

Снабжение F-16 обеспечит Украине значительно более расширенные возможности в воздушной сфере, а также может иметь другие косвенные военные и политические выгоды. Однако добавление только этих самолетов вряд ли окажет решающее стратегическое влияние на ход войны, учитывая оперативные вызовы, с которыми сталкивается Украина. Такие аналитики, как Фрэнк Хоффман, Максимилиан Бремер и Келли Грико обсудили способы, по которым война бросила вызов предположениям, связанным с балансом наступления и обороны. Действительно, война подняла важные вопросы относительно давнего убеждения, что легче установить господство в воздухе, а не отрицать его. Россияне узнали об этом из первых рук, поскольку многоуровневые системы ПВО, которыми сейчас оперирует Украина, включая ракеты класса «земля-воздух», фактически лишили российских ВВС преимущества в воздухе. В этом контексте, где противовоздушная оборона является ключевой, оперативное влияние F-16 может быть ограничено.

Достоинства F-16

F-16 помогут украинским силам, поскольку самолеты компенсируют потери, которые Украина понесла во время войны. Военно-воздушные силы Украины вступили в войну с примерно семьдесятю истребителями, разделенными на самолеты старшего поколения МиГ-39 и Су-27. Россия до сих пор имела решающее преимущество в радиолокационных и ракетных возможностях воздух-воздух. Российские самолеты, такие как Су-35С и Миг-31БМ имеют передовые радиолокационные системы, которые могут зафиксировать и обстрелять украинские самолеты до того, как последние смогут их обнаружить. Кроме того, эти российские самолеты используют ракеты с активным радиолокационным самонаведением, такие как Р-77 и Р-37М сверхбольшой дальности, значительно превосходящие полуактивные Р-27, имеющие украинские истребители. Эти факторы означают, что украинские пилоты до сих пор воевали с большими недостатками, поскольку российские самолеты могли первыми увидеть украинские самолеты и стрелять, прежде чем они смогут ответить.

Читайте также: Решение о поставках F-16 — всего полдела: советник Резникова объяснил, почему еще рано расслабляться

F-16 будут превосходить старые украинские самолеты. Благодаря более мощным радарам и лучшей помехоустойчивости F-16 смогут обнаруживать российские самолеты на больших расстояниях и позволят украинским пилотам оставаться дальше за пределами зоны действия передовой российской ПВО. Кроме того, эти F-16, вероятно, будут оснащены AIM-120 AMRAAM, ракетами класса «воздух-воздух», имеющими аналогичные и, вероятно, лучшие характеристики по сравнению с российскими Р-77.

Кроме того, действующие F-16 обеспечат Украине платформу, способную легко интегрировать широкий спектр сложных систем вооружения, если США и другие страны решат предоставить их в будущем. Это может включать AN/ALQ-131, блок электронного противодействия, предназначенный для шифрования вражеского радара во избежание обнаружения или кинетическое оружие, например бомбу малого диаметра, и даже крылатые ракеты, такие как AGM-158 JASSM. Как только у Украины будет возможность эксплуатировать F-16, страны НАТО могут потенциально открыть это оружие, поскольку оно легко совместимо с истребителями американского производства, в отличие от ранее использовавшихся советских самолетов.

Наконец, передача F-16 может извлечь косвенную выгоду от освобождения дополнительных украинских противовоздушных систем для защиты от российских беспилотников и ракетных атак. Обеспечив более мощную авиацию для прикрытия своих войск на передовой от воздушного нападения, Украина может выделить больше средств противовоздушной обороны наземного базирования для защиты своего гражданского населения и критической инфраструктуры от неизбирательных ракетных ударов России.

Читайте также: Еще одна страна решила передать Украине истребители F-16

Ожидания F-16 не должны быть чрезмерными. Недостатки F-16

Однако, несмотря на ряд преимуществ, которые F-16 могут иметь перед другими самолетами, которыми оперирует Украина, ожидания их общего влияния на войну должны быть уменьшены. Широкое присутствие средств противовоздушной обороны наземного базирования серьезно ограничило способность военно-воздушных сил играть решающую роль в поддержке наступающего маневра обеих сторон. Применение Россией зенитно-ракетной системы С-400 представляет серьезную угрозу всем украинским самолетам, включая F-16, поскольку она может нацеливать самолеты на средней и большой высоте на значительной части страны, даже находясь в Беларуси, Крыму или территории России. Украинским реактивным самолетам все равно придется работать на низкой высоте, используя эффект рельефа, мешающего радарам, чтобы повысить свою живучесть. Эта тактика, хоть и обоснованная, продолжит ставить украинские F-16 в невыгодное положение в боях с российскими истребителями. Российские реактивные самолеты, работающие на большей высоте, могут придавать большую кинетическую энергию ракетам класса «воздух-воздух», запускаемым ими, увеличивая скорость, радиус действия и общую летальность своего оружия.

Читайте также: Зеленский: Мы берем все, что дают. Но приоритет Украины — F-16

Помимо угрозы со стороны вражеских истребителей и дальнобойных С-400, распространение различных типов ЗРК малой дальности и переносных ПВО на поле боя также создаст угрозу украинским F-16, действующим в поддержку наземных войск вблизи линии фронта. Наконец, даже когда они не в воздухе, F-16 будут уязвимыми на земле для российских ракетных ударов, которые в прошлом уничтожили несколько украинских самолетов.

Несмотря на низкие шансы F-16 сыграть решающую роль в конфликте, усилия, потраченные на подготовку украинских пилотов, наземных экипажей и логистов для эксплуатации этих самолетов, будут иметь долгосрочную ценность. Учитывая, что эта война, к сожалению, может продолжаться в обозримом будущем, наличие платформы, которая может легче принимать западные системы оружия, программное обеспечение и техническое обслуживание, обеспечит возможности для большей эффективности военной помощи Украине в будущем.

В долгосрочной перспективе и НАТО, и Украина разделяют цель присоединения страны к Альянсу. Поэтому ознакомление украинских воздушных сил со стандартами НАТО и обучение сложным системам сейчас поможет создать основу для будущей совместимости.

Как в России отреагировали на передачу F-16 Украине? Напомним, ранее мы сообщали о том, какие ракеты нужны для украинских F-16. В Воздушных силах дали понять, что "Преимущество в воздухе – ключ к успеху на земле". Что еще сказал Игнат о F-16.