UA / RU
Поддержать ZN.ua

F-16 для Украины: почему Киеву придется столкнуться с препятствиями в использовании истребителей

Поиски Украиной решения по боевым самолетам американского производства получили значительный толчок в минувшие выходные: Джо Байден дал добро на обучение киевских пилотов управлению истребителями F-16. Комментарии Байдена на саммите с лидерами G7 в Японии прозвучали несколько дней спустя после того, как стало известно, что Британия и Нидерланды строят «международную коалицию», чтобы помочь Украине получить F-16, поскольку она стремится улучшить свою защиту от российских воздушных атак. Ситуацию о вызовах, с которыми придется столкнуться Киеву, очертила в своем материале телерадиокомпания CNN

Читайте также: Россия запустила ракеты Х-101/555 из Ту-95мс с акватории Каспия

F-16 были бы модернизацией самолетов в основном советских времен, которые сейчас находятся во флоте Украины. Владимир Зеленский отреагировал на решение Байдена, написав в Twitter, что "это значительно усилит нашу армию в небе".

Читайте также: Мир слышит нашу позицию – Зеленский об итогах заседания G7

Но аналитики предупреждают, что самолеты не панацея от всех проблем и имеют уязвимые места, о которых Москва хорошо знает и может использовать. Один пилот F-16 сказал CNN, что ожидания могут быть слишком высокими.

«На ваш вопрос о том, является ли F-16 отличным средством. Нет", - сказал пилот, пожелавший остаться анонимным.

Читайте также: Истребители F-16 с возможностью боя "воздух-воздух": Le Monde о роли самолетов, которые Украина просит у Запада

F-16 как самый активный в мире истребитель

F-16 – это одномоторные многоцелевые реактивные самолеты, что означает, что их можно использовать в миссиях «воздух-воздух» или «наземная атака».

ВВС США называют F-16, впервые совершивший полет в 1970-х годах, относительно недорогими и высокоэффективными.

Тысячи реактивных самолетов были построены в течение десятилетий и сотни были экспортированы по всему миру.

Согласно справочнику Всемирных воздушных сил Flight Global, почти 2 200 F-16 действуют во всем мире в этом году, что делает его единственным настолько популярным боевым самолетом на планете с 15% мирового флота.

Читайте также: Сколько F-16 нужно для сдвига в боях в воздухе: мнение военного эксперта

Ожидается, что для Украины предоставят более старые версии F-16, которые были на флотах союзников США, особенно в Западной Европе.

Аналитики говорят, что F-16, которые получит Украина, не старейшие, а самолеты, прошедшие так называемую «модернизацию среднего срока службы», то есть они получили усовершенствование авионики и программного обеспечения.

Украина заявила, что ей нужно около 200 F-16, так что цифры подойдут.

"В западных странах есть избыток F-16, которые предлагают немедленную доступность и хорошо отлаженную систему материально-технического обеспечения", - сказал Роберт Хопкинс, автор военной авиации и бывший пилот ВВС США.

«Есть другие самолеты более мощные, чем F-16, но их меньше, и они не доступны для передачи», — добавил Хопкинс.

Вероятно, вы часто слышите о более мощных самолетах, например F-35 и F/A-18 американского производства или французских Rafale.

А есть и другие, менее известные.

Материально-техническое снабжение F-16 и запчасти

Аналитики говорят, что огромное количество F-16, активных по всему миру, означает, что у них отлаженная система материально-технического обеспечения и большое количество доступных запасных частей – важных компонентов для поддержания боеспособности самолетов.

Но они также отмечают, что для современного истребителя, такого как F-16, обучение технического персонала может продолжаться дольше, чем обучение пилотов.

"Я думаю, что можно научить украинского пилота управлять F-16 за три месяца", - сказал Лейтон.

Но «обучение обслуживающего персонала может длиться месяцы или годы, в зависимости от желаемого уровня квалификации», согласно мартовскому отчету о возможных передачах F-16 Исследовательской службы Конгресса (CRS).

Даже после 133-дневного обучения в школе инженер ВВС США получает год опыта работы, чтобы получить полную квалификацию, говорится в отчете CRS.

Что касается подготовки пилотов, Лейтон и активный пилот F-16, говоривший с CNN, говорят, что три месяца обучения предназначены для основ – поднятие самолета в воздух, содержание его там и безопасная посадка. Однако боевые роли становятся гораздо сложнее.

F-16 легко научиться летать, но, по словам пилота, эффективное использование его в «динамической среде угроз» может занять годы.

«Научиться управлять F-16 – это лишь одна часть битвы. Американские пилоты сначала учатся летать, затем учатся управлять двумя F-16, затем четырьмя F-16. Это многолетний процесс, и это касается только основной тактической единицы применения», – отметил пилот F-16.

Лейтон сказал, что нынешние украинские пилоты реактивных истребителей оказались ловкими и могут «научиться» на F-16, если ограничатся противовоздушной обороной, сбивая вторгающиеся российские самолеты или ракеты в краткосрочной перспективе.

«Моя логика сбивается, если я стараюсь научить их наземной атаке на низкой высоте/в любую погоду с использованием инфракрасных систем и бомб с лазерной наводкой; это займет больше времени, – сказал Лейтон.

Где в Украине будут базироваться F-16

Далее возникает вопрос, где в Украине будут базироваться F-16.

«F-16 лучше всего работают на длинных мягких взлетно-посадочных полосах. Они могут столкнуться с трудностями более жестких, бывших советских, рассеянных по всей Украине », – написали аналитики RAND Corp. Джон Хоэн и Уильям Кортни в сообщении в блоге в начале этого месяца.

Чтобы привлечь западные самолеты, Украине может понадобиться переасфальтировать и потенциально расширить ряд взлетно-посадочных полос, процесс, который Россия, скорее всего, заметит. Если только несколько аэродромов стали бы соответствующими и размещались бы в известных местах, целенаправленные российские атаки могли бы помешать полетам украинских F-16 », – написали они.

Читайте также: «Это не изменит ситуацию кардинально» – Секретарь ВВС США о передаче Украине истребителей F-16

Если предположить, что Украина сможет преодолеть препятствия с материально-техническим обеспечением и техобслуживанием, а также найти надежные взлетно-посадочные полосы, с которых можно было бы совершать полеты F-16, ей все равно нужно правильное вооружение, чтобы быть эффективным против ключевых истребителей, которые использует Россия, таких как Су-25 и МиГ-31, считают аналитики.

"Преимущества передовых западных истребителей в поисках преимущества в воздухе, вероятно, будут реализованы только в сочетании с большим количеством боеприпасов западного производства", - говорится в отчете CRS.

Современное западное вооружение для F-16 было бы дорогостоящим.

К примеру, одна усовершенствованная ракета воздух-воздух средней дальности (AMRAAM) стоит около 1,2 миллиона долларов, сообщает CRS, добавляя, что ее изготовление занимает около двух лет.

Читайте также: Уоллес пообещал Украине ракеты AMRAAM: что о них известно

США могли бы поставлять AMRAAM и другое оружие из своих запасов, но из-за длительного производства они рискуют исчерпать свои собственные запасы, если это понадобится в конфликте, в котором непосредственно участвуют силы США.

Политическая война и будущее

Несмотря на все возможные недостатки F-16, Хопкинс сказал, что идет политическая война, и в этом сражении нужны победы.

Передача F-16 в Украину продемонстрировала бы «мощное политическое и дипломатическое сотрудничество между многими западными странами (и особенно членами НАТО)», – сказал он.

Лейтон считает, что Украине также нужно было дальновидно. По его словам, Киев не сможет заменить свои нынешние самолеты советских времен, поскольку они изнашиваются или теряются в боях.

«Со временем боеспособной украинской авиации не будет. Им нужны новые самолеты для будущих задач ПВО», – считает он.

Потому переход к флоту западного производства сейчас имеет смысл.

Но у войны в Украине нет признаков скорого окончания, и нынешний пилот F-16 не видит, как самолеты ускоряют ее конец.

«Получение украинских F-16 повысит моральный дух и придаст определенные ограниченные боевые возможности, вот и все», — сказал пилот.

"Он может нанести несколько ударов в течение следующего года и иметь несколько побед, но ни один самолет не изменит ход войны".