UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европа, но не НАТО, должна отправить войска в Украину — Foreign Affairs

Чтобы остановить продвижение России, Киеву нужно больше поддержки на местах.

В Европе нарушено табу: всего несколько месяцев назад было бы немыслимо, чтобы европейские лидеры предлагали отправить свои войска в Украину. Но недавно президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что развертывание европейских сил в Украине нельзя исключать. С тех пор к хору подобных заявлений присоединились и другие европейские чиновники: министр обороны Финляндии и глава МИД Польши предположили, что войска их стран могли бы быть отправлены в Украину. Эти комментарии, в сочетании с поддержкой таких шагов в странах Балтии, свидетельствуют: группа государств, открытых для прямого европейского вмешательства в войну, расширяется, пишет Foreign Affairs.

Читайте также: Французские солдаты могут не только воевать на фронте: премьер Атталь оценил заявление Макрона об отправке войск в Украину

Такие взрывоопасные комментарии обусловлены изменением динамики войны. Долгое время помощь Украине была заблокирована в Конгрессе США. Новый пакет помощи наконец-то приближается к одобрению, но месяцы колебаний в Вашингтоне обеспокоили европейцев и дали Москве надежду на то, что решимость Запада поддерживать Киев дает трещину. Российские войска, усиленные поддержкой от Китая, Ирана и Северной Кореи, воспользовались пробелом в военной помощи Украине со стороны США и активизировали нападения на гражданское население и невоенную инфраструктуру.

Дальнейшее повреждение критической инфраструктуры, электростанций и сельскохозяйственных угодий резко повысит расходы на восстановление, значительную часть которых, вероятно, придется оплачивать западным партнерам Украины.

Поскольку российские войска ускоряют продвижение, возможность того, что они могут прорвать украинскую оборону на восточном фронте и бросить вызов украинскому контролю над Харьковом или даже Киевом, создает для Европы угрозу безопасности, которую она не может игнорировать. Победа России в войне оправдала бы ревизионистские амбиции диктатора Владимира Путина и его веру во внутреннюю слабость Запада. Она позволила бы Кремлю держать РФ на военном фундаменте – общем подходе к завоеванию. Нет никаких оснований ожидать, что Путин остановится на Украине.

Он назвал распад Советского Союза "крупнейшей геополитической катастрофой" двадцатого века, сетуя на то, что "десятки миллионов его сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории". Страны Балтии в опасности, как и Польша: в прошлом году бывший российский премьер-министр и лояльный Путину Дмитрий Медведев назвал страны Балтии российскими провинциями, а Польшу - "временно оккупированной НАТО".

Угрожая ввести войска, европейские страны пытаются нарушить эту тревожную траекторию. Однако чтобы действительно изменить ситуацию в Украине, страны Европы должны сделать больше, чем просто говорить о развертывании войск. Если Соединенные Штаты продолжат медлить с предоставлением помощи, и особенно если пообещавший закончить войну в течение 24 часов, вероятно, позволив Путину сохранить свои нечестно полученные достижения, Дональд Трамп снова станет президентом США, Европа останется единственным защитником Украины. Европейские лидеры не могут позволить американской политической дисфункции определять ситуацию с безопасностью на своем континенте. Они должны серьезно рассмотреть возможность развертывания войск в Украине для предоставления логистической поддержки и обучения, защиты украинских границ и критической инфраструктуры или даже для защиты украинских городов. Россия должна понять, что Европа готова защищать территориальный суверенитет Украины.

Читайте также: Шольц: Союзники по НАТО могут передать Украине еще шесть систем Patriot

Признать ужасную реальность ситуации в Украине и решить все сейчас – лучше, чем оставить дверь открытой для ускорения имперского продвижения РФ.

Сменить риторику

Идея развертывания европейских войск в Украине вызвала предполагаемые возражения. Кремль был возмущен недавними заявлениями Макрона и других политиков, предупреждая о войне – возможно, ядерной, со всей Европой. Вашингтон и Берлин тоже раздраженно отреагировали. И Германия, и Соединенные Штаты строго устанавливали границы для помощи, которую они предоставляли Украине в течение всей войны, опасаясь, что Россия может реализовать свои угрозы эскалации, и они резко критиковали более ястребиные европейские государства за то, что считают ненужными провокациями.

Такие споры не уменьшают преимуществ, которые бы европейские силы принесли Украине, и тот факт, что Берлин, Москва и Вашингтон так остро отреагировали на это, показывает важность этой дискуссии.

Европейские лидеры продемонстрировали, что можно выйти из односторонних дебатов об эскалации, до этого работавших в пользу России. Ранее, когда Москва угрожала эскалацией, Берлин и Вашингтон отвечали словами и действиями, направленными на деэскалацию - динамика, сдерживавшая Германию и Соединенные Штаты от отправки более современных ракетных систем Украине. Теперь угрозы раздаются со стороны Европы и Россия чувствует себя крайне неудобно.

Слишком многие политики и эксперты в США и Европе повторяют тезисы Путина, предупреждая, что любое внешнее вмешательство в Украину приведет к третьей мировой войне. На самом деле отправка европейских войск была бы нормальным ответом на войну такого рода. Вторжение России нарушило региональный баланс сил, и Европа заинтересована в том, чтобы этот дисбаланс был исправлен. Очевидный способ сделать это – предоставить спасательный круг украинским военным, которых Соединенные Штаты могут снова бросить на произвол судьбы, и лучшим спасательным кругом были бы европейские солдаты. Если политика в Соединенных Штатах не изменится, Украине понадобятся альтернативные источники помощи для продолжения борьбы, и именно Европа является первоочередной поддержкой.

Читайте также: В Германии назвали сроки готовности России к нападению на НАТО

Отправка войск

Европейские войска могли бы проводить как небоевые, так и боевые операции, чтобы ослабить давление на Украину.

Сугубо небоевую миссию было бы легче всего продвинуть в большинстве европейских столиц. Европейские войска могли бы освободить украинцев от выполнения логистических функций, таких, как техническое обслуживание и ремонт боевых машин. Находясь западнее Днепра - природного барьера, защищающего большую часть Украины от российского наступления - европейские войска продемонстрировали бы, что они там не для того, чтобы убивать солдат РФ, опередив российские обвинения в адрес Европы.

Часть украинской техники уже отправляется в Германию, Польшу и Румынию для капитального ремонта, но выполнение этой задачи ближе к фронту ускорило бы процесс, сократило бы время пребывания техники вне боя и освободило бы больше украинских сил для боевых задач. Французские, польские и другие европейские военные советники могли бы обеспечить подготовку для дальнейшего повышения профессионализма украинских военных. Если дополнительная мобилизация расширит украинскую армию в следующем году, что кажется возможным, увеличение возможностей подготовки новобранцев в Украине будет особенно полезным.

Конечно, европейские силы могли бы сделать больше, чем ремонтировать технику и тренировать украинских военных. Наиболее ограниченная форма европейских боевых миссий все еще может оставаться к западу от Днепра и носить оборонительный характер. Одна из таких миссий может заключаться в усилении украинской противовоздушной обороны в этом регионе путем развертывания персонала, предоставления оборудования или даже взятия на себя командования и управления украинской системой ПВО.

Риски эскалации были бы минимальными, поскольку европейские силы имели бы мало шансов убивать российских военных пилотов, которые атакуют Украину из белорусского и российского воздушного пространства. Но они бы помогли сбивать крылатые ракеты и беспилотники. Таким образом, возглавляемые европейцами батареи ПВО освободили бы больше украинских военных для защиты сил вблизи линии фронта, а также сорвали бы попытки России уничтожить критически важную инфраструктуру и запугать украинское население до капитуляции. Европейские войска могли бы выполнять и другие оборонные и гуманитарные задачи, такие как разминирование и обезвреживание неразорвавшихся российских боеприпасов. Это помогло бы защитить гражданское население и поддержать экономическое восстановление Украины, поскольку фермеры пытаются засеять и собрать урожай на полях, полных мин и других боеприпасов.

Другая боевая роль – которая, как и миссия по противовоздушной обороне, скорее всего, не будет предусматривать прямые столкновения с российскими военными, будет заключаться в патрулировании участков украинской границы, где войска РФ не развернуты, таких как побережье Черного моря и границы с Беларусью и Приднестровьем (регионом Молдовы, оккупированным российскими войсками). Охрана этих флангов позволила высвободить более 20 тысяч украинских военнослужащих и оружие для борьбы на линии фронта.

Это также снизило бы вероятность открытия новой линии фронта вдоль этих границ, поскольку Россия почти наверняка будет пытаться избежать расширения войны путем нападения на европейских солдат.

Европейские войска также могли бы помочь защитить три черноморских порта Украины, которые жизненно важны как для украинской экономики, так и для глобальной продовольственной безопасности, сняв часть нагрузки с украинских солдат. Любая европейская операция в Украине оказала бы также эмоциональное влияние. Присутствие европейских войск поднимет моральный дух украинского народа и заверит его в том, что будущее Украины – в Европе.

Читайте также: Путин нападет на страну из блока НАТО, если сможет захватить Украину – бывший вице-президент США

Наконец, Европа должна рассмотреть возможность прямой боевой миссии, которая поможет защитить украинскую территорию к западу от Днепра. В дополнение к уменьшению нагрузки на украинских военных в этих регионах присутствие европейских войск сделает маловероятным продвижение российских оккупантов за реку, защитив большую часть Украины от оккупации. Одной из потенциальных целей России является Одесса, где находится главный порт Украины, через который отгружается большая часть экспорта страны. Если российские войска приблизятся к городу, находящиеся поблизости европейские силы будут иметь право защищаться, открывая огонь по наступающим солдатам. Они могли бы помочь сорвать российское наступление, которое, учитывая стратегическое положение Одессы, могло бы задушить украинскую экономику и открыть российским войскам территорию для потенциального вторжения в Молдову.

Москва постарается представить любой летальный ответ на российское наступление как европейскую агрессию, но ответственность за любую эскалацию будет нести Россия.

Путин не остановится на Украине

Риск того, что развертывание европейских солдат в Украине в любой форме приведет к эскалации войны, преувеличен. У России очень мало возможностей для увеличения масштабов своих обычных атак, за исключением применения биологического или химического оружия. Она уже потеряла более 90% своей довоенной армии, сотни тысяч человек погибли, десятки тысяч боевых машин уничтожены, а большинство современных систем вооружений уже использованы во время нападений на Украину. Санкции усложнили и сделали более затратным производство оружия в РФ, а развертывание войск в Украине привело к тому, что у России осталось едва достаточно сил для охраны остальной части своей длинной границы, не говоря уже о проведении значительных операций против других европейских государств. Но если европейские лидеры позволят России победить в Украине, Путин в таком случае сделал бы вывод, что ядерные угрозы позволят ему завоевать больше стран, не провоцируя европейскую военную реакцию.

Читайте также: Летящие в направлении Польши или Румынии российские ракеты должны быть сбиты НАТО – генерал Скшипчак

Настоящий вопрос состоит в том, применит ли Россия ядерное оружие, если европейские войска войдут в Украину. Возможно, это спорный вопрос, учитывая, что силы специальных операций западных стран уже находятся на территории Украины. Москва регулярно прибегает к агрессивной риторике против членов НАТО, но пока она только "лает и не кусается", избегая контактов с силами Альянса и сосредотачиваясь на соседних странах, не входящих в НАТО, таких как Грузия и Украина, которым она может наносить удары. Путин угрожал напасть на Польшу, Румынию и страны Балтии еще в 2014 году, а в течение следующих нескольких лет он угрожал вторжением Финляндии и Швеции за вступление в НАТО, Норвегии за размещение дополнительных американских войск, Польши и Румынии за размещение объектов противоракетной обороны, а также "любой европейской стране", позволившей разместить американские ракеты на своей территории. За последние полтора десятилетия Кремль угрожал или проводил военные игры, имитирующие применение ядерного оружия против Дании, Польши, Швеции, Украины, Великобритании, стран Балтии, ЕС в целом и, конечно же, НАТО и США. В какой-то момент европейские лидеры должны проигнорировать угрозы Путина, являющиеся лишь пропагандой, основанной на безосновательном представлении о том, что НАТО хочет напасть на Россию или вторгнуться в РФ.

В конце концов Россия не может позволить себе воевать с несколькими европейскими странами одновременно, а тем более начать ядерную войну.

Показательно, что страны, которые вероятнее всего, станут мишенью ядерной атаки, граничащие с Россией, в частности, Польша и страны Балтии - мало обеспокоены такой перспективой, но справедливо опасаются обычных российских вооруженных сил, ободренных успехом в войне против Украины. Европа значительно богаче, более технологично развита и имеет большее население, чем Россия. Москва знает, что не сможет победить, провоцируя весь континент, и стремится избежать военного вмешательства со стороны США, которое скорее всего произойдет, если российские войска нападут на страну НАТО и сработает статья 5 устава Альянса.

Вместо этого РФ возлагает свои надежды на победу почти полностью на Европу, рассматривая Украину отдельно от остального континента. Пока что ее надежды оправдываются. Лидеры стран Европы принимали нападения на Украину, которые вызвали бы объединенную реакцию, если бы атаки произошли в любой стране-члене НАТО или ЕС. Такое отношение позволило России усиливать войну против Украины, будучи уверенной, что остальная Европа будет держать дистанцию.

Приход европейских сил в Украину изменил бы этот расчет. Москве придется столкнуться с возможностью того, что европейское вмешательство может сделать победу РФ невозможной.

Более того, европейский ответ подорвал бы российскую пропаганду о том, что вмешательство стран НАТО в Украину является лишь американской затеей, направленной на подрыв России. Нарратив о том, что НАТО является агрессором в этой войне, популярен во многих частях мира, и противодействие ему может помочь Европе еще больше изолировать Москву как дипломатически, так и экономически. Поскольку европейские силы будут действовать вне территории Альянса, любые жертвы не повлекут за собой реакцию по статье 5 и не вовлекут Соединенные Штаты. Оппонентом России будет не НАТО, а коалиция европейских стран, пытающихся сбалансировать противостояние с империализмом РФ.

Украина делает все возможное, но ей нужна помощь – помощь, которую европейские страны способны и все чаще готовы предоставить. Присутствие европейских войск вместо того, чтобы стимулировать российскую эскалацию, скорее всего, предотвратит расширение войны и не допустит дальнейшего ущерба экономике и инфраструктуре Украины.

Европейские лидеры не должны следовать диктату все более ненадежных Соединенных Штатов о том, как вести битву в Украине; они могут и должны сами решать, как лучше гарантировать свободу и безопасность континента. Европа должна сделать все возможное, чтобы защитить свое будущее и это начинается с обеспечения победы Украины.

Читайте также: Без европейского перевооружения альянс НАТО обречен на поражение — Politico

Два года. Приблизительно столько времени должно было пройти, чтобы тема направления в Украину подразделений вооруженных сил стран Запада стала предметом серьезного обсуждения со стороны политиков и СМИ. Для этого потребовался электрошок в виде заявлений президента Франции. Такая эволюция позиции политика не случайна . О том, что произошло с Макроном и чего теперь ждать Украине, рассказывал экс-посол Киева во Франции Олег Шамшур.