UA / RU
Поддержать ZN.ua

EUObserver: Сделка о мире в Украине в обмен на территорию не должна даже обсуждаться

Такие уступки сделают все мировое сообщество соучастником Кремля и покалечат не только украинское государство.

Многих наблюдателей в мире раздражает неуступчивость Киева в отношениях с Москвой. Украинское упрямство по поводу территориальных завоеваний России настолько непоколебимо, что кому-то кажется недостойной полной поддержки.

Для многих политиков и дипломатов это восточноевропейское противостояние имеет только второстепенное значение. Это заставляет их утверждать, что финансовые, военные и политические инвестиции их правительств в оборону, безопасность и инфраструктуру Украины должны быть ограничены или прекращены. Кроме того, для многих плохой, но быстрый мир кажется лучше благородного, но длительного военного противостояния.

«Но даже политики и правительства, равнодушные к таким ценностям, как справедливость, свобода и самоопределение, не могут, однако, отделить свое поведение в отношении Москвы и Киева от вопросов глобальной стабильности и безопасности. Украина – неотъемлемая часть мирового политического и правового порядка. Она полноправный член международного сообщества государств», – пишет в статье для EUObserver аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований в Шведском институте международных дел Андреас Умланд.

Перчатка Кремля

Москва настаивает на том, что украинский народ и государство не полноценны. Спустя 8 лет после оккупации Крыма, в сентябре 2022 года Москва подтвердила свое отрицание украинской государственности.

Так же незаконно и еще более бессовестно, чем в 2014 году, Россия аннексировала еще четыре области, теперь уже на материковой части Украины. Вместе с эскалацией московской кампании террора против украинского гражданского населения с 24 февраля 2022 года это увеличило взрывоопасность российской украинофобии для мирового порядка.

«Течение, продолжительность, результаты и последствия войны становятся все более разрушительными не только для Украины, но и для стабильности глобальной системы суверенных государств», – подчеркивает Умланд.

Читайте также: WSJ: Приглашение в НАТО помогло бы Зеленскому убедить украинцев пойти на горький мир с Россией

Кремль продолжает давать абсурдные объяснения, почему Украина не имеет права на существование, по крайней мере, в пределах ее международно признанных границ. Москва выборочно, а иногда и откровенно фальсифицирует украинскую историю, политику, культуру и т.д. Все это должно подкрепить утверждение Кремля о том, что Украины на самом деле не существует.

«Проблема дезинформационной кампании Кремля заключается не только и не столько в искажении прошлого Украины. Фундаментальная проблема Москвы состоит в том, что риторически схожие истории можно рассказывать о многих странах. Большинство государств и территорий по всему миру имеют запутанную историю, противоречивое родство и противоречивые эпизоды в своем древнем и недавнем прошлом. Некоторые из них до сих пор имеют спорные территории и амбивалентную идентичность», – объясняет эксперт.

Несмотря на коррозионную природу поведения Москвы для всей международной системы, Кремль настаивает на том, что «ящик Пандоры» пуст. Хуже того, Россия – это не просто очередная страна мира. Она унаследовала от Советского Союза постоянное место в Совете Безопасности ООН и статус официального ядерного государства по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Таким образом, Россия остается одним из 5 членов международного сообщества, которые имеют особые права и обязанности по защите мировой безопасности и международного права.

«Своими действиями Москва подрывает фундаментальные принципы Устава ООН. Она подрывает логику режима ДНЯО и исключительный статус пяти официальных ядерных государств. В руках России Совбез ООН и ДНЯО стали инструментами не стабилизации международного порядка, а расширения ее территории», – объясняет Умланд.

Мир сейчас?

Большинство предлагаемых сейчас мирных планов прямо или косвенно предусматривают ограничение целостности или суверенитета Украины.

Среди самых популярных предложений – сохранение Крыма под контролем Москвы или исключение возможности вступления Украины в НАТО.

«Такой путь к перемирию означал бы, что территория и независимость полноправного члена ООН будет нарушена не только Россией. Спонсорируемый международным сообществом компромисс означал бы, что другие страны также участвуют в подрыве международного порядка. Каков авторитет и легитимность будут иметь система ООН и европейский порядок безопасности, если России сойдет с рук нарушения десятков двусторонних и многосторонних обязательств в рамках различных международных договоров и организаций?», – отмечает эксперт.

Читайте также: Продолжительный и справедливый мир в Украине невозможен без полного и безусловного вывода сил РФ – коммюнике НАТО

Частичное удовлетворение политических и территориальных требований Москвы может натолкнуть другие страны на мысль, что они могут вести себя так же, как и Россия. Почему бы им тоже не попытаться сделать подобные вещи со своими соседями, под сомнительным предлогом, как это сделала Москва со своим юго-западным "братским народом"? Разве нет других регионов в мире, которые так же ждут, чтобы их вернули домой, как так называемую "Новороссию"?

Почему, с другой стороны, относительно слабые страны мира должны продолжать полагаться на международное право и ООН для защиты своих границ и независимости? Ведь сейчас разные государства дают понять, что на них нельзя полагаться как на защитников международного порядка. В таком случае, возможно, нужны другие инструменты самозащиты, такие как, скажем, химическое оружие или ядерные боеголовки?

«Сделка «земля в обмен на мир» между Россией и Украиной означала бы признание того, что сила определяет, кто прав. Это подорвало бы нынешний порядок суверенных национальных государств. Это нанесло бы непоправимый ущерб глобальному режиму нераспространения ядерного оружия», - пишет Умланд.

Пока вооруженный захват Россией территории и террор в Украине не могут быть прекращены мирным путем, нет другого пути, кроме как ответить на вооруженную агрессию вооруженным сопротивлением.