Россия, возможно, готовится к проведению ядерных испытаний, что резко повысит напряженность в отношениях с Западом и, скорее всего, побудит другие государства возобновить испытания впервые в этом веке, пишет Reuters. При этом на прошлой неделе президент РФ Владимир Путин уже заявил об успешных испытаниях ракеты с ядерным двигателем «Буревестник».
По словам Путина, российский парламент должен рассмотреть вопрос об отзыве ратификации Москвой Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) 1996 года, который запрещает проведение испытаний с использованием ядерных взрывов.
Некоторые западные аналитики считают, что вероятность российского испытания возрастает, хотя Путин и заявил, что его целью является лишь "зеркальное отражение" позиции США, которые подписали, но не ратифицировали договор.
Тем временем бывший советский и российский дипломат Николай Соков, который сейчас является старшим научным сотрудником Венского центра по разоружению и нераспространению, считает, что Россия не собирается проводить испытания на данном этапе: отмена ратификации похожа на политический шаг и часть более широкого пересмотра обязательств Москвы в области безопасности. Однако эскалация, по его мнению, не исключена. К тому же, Путин может взяться за ядерное оружие как за последний шанс "наладить” положение дел российской армии в Украине.
«Фокус в том, чтобы подойти очень близко к применению ядерного оружия, но не осуществить этого, а лишь заставить противника сделать шаг назад, чтобы США и НАТО задумались: "А действительно ли оно того стоит?". Изменить расчеты затрат и выгод", - сказал Соков.
Он не верит в то, что Путин заинтересован в реальном применении ядерного оружия, но риск заключается в том, что "можно просто потерять контроль над событиями", и логика эскалации может привести его к применению ядерного оружия, даже если вначале это не входило в его намерения.
В сентябре спутниковые снимки, полученные CNN, показали, что Россия, США и Китай увеличили активность на своих ядерных полигонах, в то время как напряженность в отношениях между тремя ведущими ядерными державами достигла максимума за последние десятилетия.