Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», отправленный на ремонт еще в 2015 году, не плавал более семи лет, что вызывает вопрос, будет ли он еще когда-нибудь задействован в российском флоте, пишет американский обозреватель, аналитик по вопросам обороны и национальной безопасности Гаррисон Касс в материале для The National Interest.
«Авианосцы, в определенном смысле, похожи на метрику, измеряющую общее состояние нации. Поскольку авианосцы сложны; авианосцы очень дороги – как в производстве, так и в обслуживании. Соответственно, только состоятельные страны, имеющие запасные ресурсы, могут возместить расходы на разработку и размещение авианосца», - отмечает автор.
Так, США имеют одиннадцать авианосцев. Китай работает над расширением своего флота и находится в шаге от спуска на воду третьего авианосца. Индия и Италия имеют по два. Соединенное Королевство также имеет два, но вывело из эксплуатации 41 авианосец, что, по мнению обозревателя, свидетельствует о снижении глобального значения этого островного государства.
«А в России,[blink title="бумажного тигра," headinfo="Бумажный тигр – старый китайский фразеологизм, который используют для обозначения чего-то опасного только на вид, но на самом деле негрозного"][/blink] остался только «Адмирал Кузнецов», который, как многие считают, никогда больше не выйдет в море», – отмечает Касс.
«Адмирал Кузнецов» — это копия американского [blink title="авианосца "Нимиц"" headinfo="Авианосцы класса «Нимиц» – Nimitz-class aircraft carrier – серия многоцелевых американских авианосцев с ядерной силовой установкой. Являются самыми большими военными судами в мире. В составе флота США с 1975 года."][/blink] или «Форд». Однако на практике «Адмирал Кузнецов» — это устаревшее судно, курсирующее на мазуте. Мазут уступает ядерной энергетике, которая позволяет судну работать неограниченное время без дозаправки, а "Кузнецов" может работать только 45 дней подряд.
"Кузнецов" имел за свою историю ряд неприятностей.
"У "Адмирала Кузнецова" проблемная история. Один моряк погиб, когда авианосец загорелся во время похода в 2009 году. Во время того же рейса во время дозаправки корабль вылил в море сотни тонн топлива. Его паровые турбины настолько плохи, что судно приходится буксировать в случае поломки», – рассказал американский эксперт Роберт Бекхузен.
Еще более неутешительно то, что "Кузнецов" "едва способен делать то, что должны делать авианосцы: запускать истребители. Когда он это делает, он использует носовую рампу вместо паровых катапульт, что заставляет уменьшать взлетный вес самолетов и время патрулирования". (Суровые ограничения взлетного веса "Кузнецова" ограничивают в свою очередь количество боеприпасов и горючего, которые может нести самолет, что уменьшает его наступательную эффективность и дальность полета).
По современным стандартам "Адмирал Кузнецов" не является особо сложным кораблем. "Кузнецов" имеет длину 304 метра, ширину 72 метра и осадку 7 метров. Полное водоизмещение судна составляет около 58 000 тонн. Для движения "Кузнецов" использует паровые турбины, 8 котлов, работающих под турбонаддувом, четыре вала и четыре гребных винта с фиксированным шагом - каждый из них может генерировать 2011 лошадиных сил, или 1500 киловатт, и может разогнать "Кузнецов" до 29 узлов.
Единственный российский авианосец имеет на борту 1690 членов экипажа (гораздо меньше, чем около 5000 на борту американского авианосца класса "Нимиц"). Также Адмирал Кузнецов может нести 18 Су-33, 6 МиГ-29К, четыре Ка-31 и два Ка-27.
На вооружении "Адмирал Кузнецов" имеет шесть пушек АК-630 АА, восемь ЗРК CADS-N-1 "Каштан", 12 ЗРК П-700 "Гранит" и двадцать четыре 8-элементных пусковых установки 3К95 "Кинжал" ЗРК VLS RBU USAV-1 ASW.
Официальная версия простоя судна россиян состоит в том, что "Адмирал Кузнецов" сейчас проходит капитальный ремонт с программой модернизации, которая должна продлить срок службы судна еще на четверть века.
Первоначально "Адмирал Кузнецов" должен был пройти модернизацию силовой установки и электроники на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске с 2018 по 2021 год. Однако сроки 2021 года были сорваны, частично из-за того, что в октябре 2018 года Кузнецов был поврежден, когда затонул сухой док PD-50, в результате чего 70-тонный кран пробил в палубе "Кузнецова" отверстие площадью 18 квадратных метров.
Затем,в 2019 году, на "Кузнецове" произошел пожар. Двое рабочих погибли, четырнадцать получили ранения, а судно понесло убытки в несколько миллионов долларов. В 2022 году на судне произошел еще один пожар без жертв, а в начале 2023 года ремонтные работы были приостановлены из-за сильного тумана в Мурманске.
«Очевидно, что капитальный ремонт не идет полным ходом. Годами отставая от графика. Россияне заявляют, что "Адмирал Кузнецов" вернется в строй в 2024 году – но это кажется маловероятным», - пишет автор.
Касс отмечает, что вторжение России в Украину продолжает высасывать российские военные ресурсы.
«Природа российско-украинской войны, которая является преимущественно сухопутным конфликтом, означает, что вливание ресурсов в "Адмирал Кузнецов", скорее всего, не будет главным российским приоритетом. Итак, "Кузнецов" вряд ли выйдет в море в ближайшее время», - резюмирует обозреватель.
Отметим, что с начала полномасштабного российского вторжения России в Украину Вооруженные силы Украины потопили уже 23 российских судна и катера, а также одну подлодка.
Наибольшей потерей ВМФ РФ стал крейсер «Москва», задействованный при атаке острова Змеиный 24 февраля 2022 года. Судно поразили ракетами "Нептун" 13 апреля 2022 года.
Также в списке уничтоженных крупные десантные корабли «Минск» и «Новочеркасск». После уничтожения последнего РФ начала выводить останки своих кораблей из бухт временно оккупированного Крыма.