UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что мешает Украине в экстрадиции военных преступников…

… и почему Интерпол не помогает

Автор: Гюндуз Мамедов

Украина пытается наказать военных преступников, но не находит поддержки Интерпола. С 2022 года Нацбюро Интерпола Украины получило больше 70 запросов следователей на размещение уведомлений о международном розыске подозреваемых в военных преступлениях. Но ни один из них не был удовлетворен. Генеральный секретариат Интерпола отказывается даже рассматривать запросы, ссылаясь на запрет вмешиваться в дела военного характера. Почему так происходит?

С кем имеем дело

Сначала разберемся, что же такое Интерпол и какие у него функции. Интерпол — это международная организация, координирующая сотрудничество правоохранительных органов 196 стран-участниц. Несмотря на официальное название — Международная организация уголовной полиции, у Интерпола мало общего с полицией. У него нет полномочий самостоятельно арестовывать, расследовать и предъявлять обвинения. Как и заставить кого-то из государств-участников выдать подозреваемого.

Как свидетельствует практика, Интерпол прежде всего уделяет внимание преступлениям, которые опасны для людей в целом, независимо от государства пребывания: терроризму, торговле людьми, контрабанде наркотиков, экономическим преступлениям.

Читайте также: В Молдове разоблачили организацию, прикрывавшую людей от розыска «Интерпола». В схеме замешаны украинцы

Вместе с тем в статье 3 Устава Интерпола указано, что организации строго запрещено осуществлять какое-либо вмешательство или вести деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. И именно на политический характер и продолжающуюся войну чаще всего ссылаются в Интерполе, отказывая на наши запросы.

Кроме того, в свое время актуализировался вопрос по учету Интерполом международных преступлений. В 2010 году была принята резолюция Генеральной ассамблеи Интерпола (AG-2010-RES-10), дающая разъяснение по этому поводу. В ней речь идет об усилении поддержки расследования и судебного преследования геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности через сотрудничество с Международным уголовным судом, Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии, Международным уголовным трибуналом по Руанде и Специальным судом по Сьерра-Леоне. Таким образом были объявлены в розыск Радован Караджич, Ратко Младич, Фелисьен Кабуга, которых в конце концов задержали. Вместе с тем важно понимать, что Интерпол не обязан учитывать все ордера указанных трибуналов на арест.

В целом речь идет о трех путях подачи запросов: 1) поданные международными трибуналами (поскольку спецтрибунал по ситуации в Украине еще не создан, в этом контексте можем рассматривать только вероятные запросы от Международного уголовного суда); 2) поданные организациями, созданными Советом безопасности ООН (этот вариант маловероятен из-за вето России в Совбезе); и, наконец, 3) поданные странами-членами, за исключением случаев, когда запрос касается граждан другой страны-члена, и эта другая страна-член, получив информацию от Генерального секретариата Интерпола, опротестовывает запрос в течение тридцати дней (что Россия, вероятно, и делает). Запросы, поданные в отношении международных преступлений по принципу универсальной юрисдикции, также могут быть отклонены.

Итак, чтобы полноценно использовать инструменты Интерпола, нам нужен авторитетный механизм правосудия по результатам войны. Ведь в других случаях Интерпол сотрудничал именно с трибуналами (судами, расследующими военные преступления, преступления против человечности и геноцид).

И хочу подчеркнуть, что Спецтрибунал по преступлению агрессии, анонсированный Core Group, который будет создан в 2025 году по соглашению между Украиной и Советом Европы, вряд ли станет именно тем трибуналом, который активно будет сотрудничать с Интерполом, ведь будет иметь юрисдикцию только по одному из четырех международных преступлений — преступлению агрессии.

Российское влияние

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить о российском влиянии на организацию. Оно было особенно ощутимо до полномасштабного вторжения, когда еще не все признавали войну в Украине международным вооруженным конфликтом. Москва годами продвигала в Интерпол своих людей, чтобы блокировать нежелательные для нее решения.

Например, в 2016 году российский генерал-майор полиции Александр Прокопчук был избран на должность вице-президента Интерпола. А позже он претендовал и на должность президента этой организации. Более того, Россия активно использовала инструменты Интерпола в своих целях. Чего только стоят объявления в международный розыск украинских военных и общественных деятелей, начиная с 2014 года. Например, в 2014-м Интерпол объявлял в международный розыск лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, ставшего символической фигурой для российских пропагандистов. В 2016 году его международный розыск прекратили. Но, как видим, для этого понадобилось немало времени.

Читайте также: Тегеран и Москва ведут тайные переговоры по развитию иранской ядерной программы — СМИ

Хочу вспомнить еще одну историю, которая является свидетельством того, что проблема возникла не сегодня. Еще до 2022-го одной из причин отказов было то, что дела, отправленные Украиной, расценивались как политические. Так, тогда мы в прокуратуре АР Крым осуществляли процессуальное руководство в деле Армена Мартояна, больше известного как «Самвел», — командира четвертой роты «крымской самообороны». Он был причастен к избиению Алексея Гончаренко, похищениям Османа Пашаева и Геннадия Балашова, Андрея Щекуна и Анатолия Ковальского, а позже участвовал в боевых действиях на Донбассе. Соответственно, его разыскивали, в частности по статье 438 Уголовного кодекса Украины за вероятное совершение военных преступлений. Сначала его внесли в базу Интерпола, но вскоре удалили, заявив, что преследование носит политический характер. В целом с 2014 года, то есть с начала российской агрессии, мы неоднократно пытались наладить сотрудничество с Интерполом и направляли запросы, но получали отказы или дальнейшие обжалования.

Да и в целом, говоря об Интерполе в контексте вероятного удовлетворения украинских запросов, нужно понимать, что вместе с тем там могут принимать и российские. Можно представить, к чему бы это привело…

Читайте также: Украина ввела санкции против "теневого флота" РФ и похитителей культурных ценностей

Что нужно делать Украине уже сейчас?

Дело не только в Интерполе. Даже если запрос на международный розыск удовлетворяют, есть еще экстрадиция. И здесь опять проблемы. Еще с 2014 года украинские запросы регулярно игнорируют или отклоняют. На этот счет есть два свежих примера. Первый — с Яном Петровским, которого Финляндия не выдала Украине, но судит по подозрению в совершении военных преступлений. Второй — совсем недавний. Дания отказалась выдать Киеву двух подозреваемых (по статьям о тяжелых телесных повреждениях, разбойном нападении и пр.) — Игоря Калласте и Алексея Данилова. Суд в Копенгагене решил, что гарантии Украины о соблюдении прав человека недостаточны.

Почему же к Украине такое недоверие? Война — это фактор, действительно усложняющий ситуацию, ведь международное сообщество опасается, что правосудие в таких условиях может быть пристрастным. Но корни проблемы намного глубже. Если мы хотим, чтобы страны мира признавали наши решения и экстрадировали подозреваемых, мы должны доказать, что наша система способна осуществлять беспристрастное правосудие в целом. То есть построить систему, к которой будет доверие как внутри страны, так и в мире.

Что касается международных преступлений, то уже сейчас мы должны ответственно относиться к теме построения будущего механизма правосудия, который охватывал бы не только преступления агрессии. По моему мнению, таким должен быть гибридный механизм правосудия, который будет включать как украинский, так и международный элементы. Например, как было в Сьерра-Леоне, Боснии и Герцеговине.

И еще одна преграда — наша пенитенциарная система. Условия содержания в украинских тюрьмах не отвечают международным стандартам, и это давно стало проблемой в экстрадиционных делах. Европейский суд по правам человека неоднократно признавал системные нарушения, в частности ненадлежащие условия содержания.

Следовательно, вряд ли Интерпол в ближайшее время изменит свою позицию. Поэтому нам нужно сосредоточиться на развитии архитектуры правосудия, которая будет вызывать доверие, и создании гибридного механизма правосудия. Ну и, конечно, продолжать сотрудничество с другими государствами, где могут находиться подозреваемые, как мы это делали и раньше. Только так сможем обеспечить неотвратимость наказания.