В первые дни полномасштабной войны органы государственной власти осуществили экстраординарные шаги по обороне и защите украинского народа, территориальной целостности, суверенитета и независимости нашего государства от российских оккупантов, в частности путем выдачи огнестрельного оружия гражданскому населению на период действия военного положения.
Так, в рамках реализации положений ст. 65 Конституции Украины, согласно которым защита Родины, ее независимости и территориальной целостности является обязанностью граждан Украины, в первые дни полномасштабной войны МВД совместно с членами профильного парламентского комитета разработали законопроект «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины», который в дальнейшем был принят Верховной Радой Украины и вступил в силу 7 марта 2022 года.
Законом предусмотрено предоставление права гражданским лицам в период действия военного положения получить огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, а также его использовать (собственное наградное оружие, спортивное оружие, пистолеты, револьверы, винтовки, гладкоствольные ружья, охотничье нарезное, гладкоствольное или комбинированное оружие) для отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации.
Важной нормой закона является то, что гражданские лица (наравне с военнослужащими) не несут ответственности за применение полученного или собственного огнестрельного оружия против лиц, совершающих вооруженную агрессию против Украины. Суть законопроекта вполне соответствует условиям военного положения, интересам украинского народа, защите суверенитета Украины и основывается на общепризнанных принципах международного права.
Опыт свидетельствует, что такое решение было правильным, эффективным и своевременным. За это время гражданское население, без преувеличения, играло важную роль в осуществлении вооруженного отпора оккупационным войскам России, и особенно в первые дни и месяцы полномасштабной войны.
МВД в сотрудничестве с парламентариями, и в частности членами профильного парламентского комитета и другими заинтересованными сторонами, вели предметное обсуждение о наработке оптимальной модели правового регулирования в части права гражданских лиц на незарегистрированное огнестрельное оружие в период военного положения для отпора и сдерживания вооруженной агрессии государства-террориста России, и разработали сбалансированную редакцию проекта закона «О внесении изменений в Закон «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины» в отношении усовершенствования порядка получения, декларирования и обращения с огнестрельным оружием» (реестр. № 9538), который Кабинет министров Украины как субъект законодательной инициативы внес на рассмотрение Верховной Рады Украины.
Законопроектом предлагается:
- создать правовой механизм для гражданских лиц — задекларировать (не сдать) в органы Национальной полиции Украины огнестрельное оружие, которое было получено или найдено и используется/использовалось с целью отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
- ввести упрощенную и бесплатную процедуру декларирования. Такое оружие является государственной собственностью, которая может находится в пользовании гражданских лиц на период военного положения. В течение 90 дней после завершения или отмены военного положения такое оружие должно быть возвращено Национальной полиции Украины;
- запретить гражданским лицам носить и хранить огнестрельное оружие, которое не будет находиться на учете или не пройдет добровольное декларирование в органах (подразделениях) Национальной полиции Украины, кроме районов ведения военных (боевых) действий. За совершение таких действий гражданские лица будут нести ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Украины, в общем порядке;
- гражданское лицо, которое найдет огнестрельное оружие и/или боеприпасы к нему, будет обязано в течение 24 часов сообщить Национальной полиции Украины о таком факте, передать находку полицейскому любым удобным способом для дальнейшей сдачи или декларирования (в случае установления, что найденное оружие не использовалось при совершении уголовных правонарушений) или указать местонахождение найденного оружия для дальнейшего изъятия;
- в случае установления причастности найденного или добровольно задекларированного огнестрельного оружия к совершению уголовных правонарушений, удаленных или незаконно измененных маркировок на огнестрельном оружии или несоответствия огнестрельного оружия требованиям, предусмотренным Законом, такое оружие изымается органами Национальной полиции Украины.
Под огнестрельным оружием, подлежащим добровольному декларированию, понимается нарезное огнестрельное оружие калибра не более 12,7 мм, гладкоствольное огнестрельное оружие калибра не более 23 мм и боеприпасы к ним. Фактически под эти параметры оружия подпадают боевой пистолет, крупнокалиберная снайперская винтовка, автомат, охотничье ружье и т.п. Понятно, что гражданским лицам не разрешалось и не разрешается использовать военную технику, танки, боевые машины пехоты, крупнокалиберные пулеметы, переносные зенитно-ракетные комплексы, гранатометы и другие разновидности исключительно военного оружия и техники.
Запрет владения огнестрельным оружием и боеприпасами гражданским лицам — гражданам Украины — на данное время обусловлен положениями части первой статьи 263 Уголовного кодекса Украины, которыми установлена уголовная ответственность за ношение, хранение, приобретение, передачу или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывных веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения.
Поэтому, в первую очередь для предоставления правовых гарантий человеку пользоваться незарегистрированным оружием до окончания военного положения и непривлечения к уголовной ответственности в рамках статьи 263 Уголовного кодекса Украины, а также усиления контроля за обращением оружия — разработан соответствующий законопроект №9538. И мы надеемся на скорейшее принятие его Верховной Радой Украины.
Заметим, что сферу действия этого законопроекта предлагается распространить на гражданских лиц, а не на военнослужащих Вооруженных Сил Украины, членов добровольческих формирований территориальной обороны, правоохранительных органов у которых вопрос обращения и использования огнестрельного оружия (в том числе правовой статус трофейного оружия) регулируется другими законодательными и подзаконными актами.
Также, Исследовательской службой Верховной Рады Украины подготовлен информационно-аналитический материал по вопросам сравнительного законодательства о регулировании учета трофейного оружия в странах, где проходили военные действия (Хорватия, Сербия, Северная Македония, Молдова, Босния и Герцеговина). В материале разграничены понятия трофейного оружия и оружия, которое нашли или получили гражданские лица, а также модели изъятия или легализации оружия, находившегося в пользовании гражданских лиц.
Министерство внутренних дел Украины последовательно будет поддерживать инициативы, направленные на усовершенствование правового регулирования гражданского оборота огнестрельного оружия (не только на период военного положения), и в частности на законодательное урегулирование этого вопроса.
В частности, представители МВД по приглашению главы и членов профильного комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности и авторов законопроекта «О праве на гражданское огнестрельное оружие» (реестр. №5708) — принимают активное участие в подготовке его ко второму чтению.