UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что будет с огнестрельным оружием, выданным гражданским лицам для участия в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии России?

Автор: Богдан Драпятый

В первые дни полномасштабной войны органы государственной власти осуществили экстраординарные шаги по обороне и защите украинского народа, территориальной целостности, суверенитета и независимости нашего государства от российских оккупантов, в частности путем выдачи огнестрельного оружия гражданскому населению на период действия военного положения.

Читайте также: Чего ждать от принятия законопроекта об оружии?

Так, в рамках реализации положений ст. 65 Конституции Украины, согласно которым защита Родины, ее независимости и территориальной целостности является обязанностью граждан Украины, в первые дни полномасштабной войны МВД совместно с членами профильного парламентского комитета разработали законопроект «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины», который в дальнейшем был принят Верховной Радой Украины и вступил в силу 7 марта 2022 года.

Законом предусмотрено предоставление права гражданским лицам в период действия военного положения получить огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, а также его использовать (собственное наградное оружие, спортивное оружие, пистолеты, револьверы, винтовки, гладкоствольные ружья, охотничье нарезное, гладкоствольное или комбинированное оружие) для отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации.

Читайте также: В Украине начал работать Единый реестр оружия: основные изменения

Важной нормой закона является то, что гражданские лица (наравне с военнослужащими) не несут ответственности за применение полученного или собственного огнестрельного оружия против лиц, совершающих вооруженную агрессию против Украины. Суть законопроекта вполне соответствует условиям военного положения, интересам украинского народа, защите суверенитета Украины и основывается на общепризнанных принципах международного права.

Опыт свидетельствует, что такое решение было правильным, эффективным и своевременным. За это время гражданское население, без преувеличения, играло важную роль в осуществлении вооруженного отпора оккупационным войскам России, и особенно в первые дни и месяцы полномасштабной войны.

Читайте также: В один клик: в МВД объяснили, как облегчили получение разрешения на оружие

МВД в сотрудничестве с парламентариями, и в частности членами профильного парламентского комитета и другими заинтересованными сторонами, вели предметное обсуждение о наработке оптимальной модели правового регулирования в части права гражданских лиц на незарегистрированное огнестрельное оружие в период военного положения для отпора и сдерживания вооруженной агрессии государства-террориста России, и разработали сбалансированную редакцию проекта закона «О внесении изменений в Закон «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины» в отношении усовершенствования порядка получения, декларирования и обращения с огнестрельным оружием» (реестр. № 9538), который Кабинет министров Украины как субъект законодательной инициативы внес на рассмотрение Верховной Рады Украины. 

Читайте также: Украинцам запретят носить и хранить незарегистрированное оружие

Законопроектом предлагается:

Под огнестрельным оружием, подлежащим добровольному декларированию, понимается нарезное огнестрельное оружие калибра не более 12,7 мм, гладкоствольное огнестрельное оружие калибра не более 23 мм и боеприпасы к ним. Фактически под эти параметры оружия подпадают боевой пистолет, крупнокалиберная снайперская винтовка, автомат, охотничье ружье и т.п. Понятно, что гражданским лицам не разрешалось и не разрешается использовать военную технику, танки, боевые машины пехоты, крупнокалиберные пулеметы, переносные зенитно-ракетные комплексы, гранатометы и другие разновидности исключительно военного оружия и техники.

Getty Images

Запрет владения огнестрельным оружием и боеприпасами гражданским лицам — гражданам Украины — на данное время обусловлен положениями части первой статьи 263 Уголовного кодекса Украины, которыми установлена уголовная ответственность за ношение, хранение, приобретение, передачу или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывных веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения.

Поэтому, в первую очередь для предоставления правовых гарантий человеку пользоваться незарегистрированным оружием до окончания военного положения и непривлечения к уголовной ответственности в рамках статьи 263 Уголовного кодекса Украины, а также усиления контроля за обращением оружия — разработан соответствующий законопроект №9538. И мы надеемся на скорейшее принятие его Верховной Радой Украины.

Читайте также: В Украине утвердили порядок применения оружия гражданскими

Заметим, что сферу действия этого законопроекта предлагается распространить на гражданских лиц, а не на военнослужащих Вооруженных Сил Украины, членов добровольческих формирований территориальной обороны, правоохранительных органов у которых вопрос обращения и использования огнестрельного оружия (в том числе правовой статус трофейного оружия) регулируется другими законодательными и подзаконными актами.

Также, Исследовательской службой Верховной Рады Украины подготовлен информационно-аналитический материал по вопросам сравнительного законодательства о регулировании учета трофейного оружия в странах, где проходили военные действия (Хорватия, Сербия, Северная Македония, Молдова, Босния и Герцеговина). В материале разграничены понятия трофейного оружия и оружия, которое нашли или получили гражданские лица, а также модели изъятия или легализации оружия, находившегося в пользовании гражданских лиц.

Министерство внутренних дел Украины последовательно будет поддерживать инициативы, направленные на усовершенствование правового регулирования гражданского оборота огнестрельного оружия (не только на период военного положения), и в частности на законодательное урегулирование этого вопроса.

В частности, представители МВД по приглашению главы и членов профильного комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности и авторов законопроекта «О праве на гражданское огнестрельное оружие» (реестр. №5708) принимают активное участие в подготовке его ко второму чтению.