UA / RU
Поддержать ZN.ua

Арест журналиста WSJ ставит под угрозу работу всех иностранных СМИ в России – АР

"Россия дает понять, что журналистика в пределах её границ криминализирована", - говорится в общем заявлении ведущих иностранных изданий.

Арест репортера Wall Street Journal Эвана Гершковича в Екатеринбурге заставил иностранные новостные организации в очередной раз задуматься о том, не слишком ли рисковано работать в России во время войны, пишет Associated Press.

WSJ и другие новостные издания продолжают добиваться освобождения Эвана Гершковича, которого взяли под стражу 30 марта, обвинив в шпионаже, что газета категорически отрицает.

Более 30 групп по защите свободы прессы и новостных организаций, включая WSJ, New York Times, BBC, Associated Press, New Yorker, Time и Washington Post, подписали в пятницу письмо послу России в США Анатолию Антонову, выражая обеспокоенность "значительной эскалацией действий вашего правительства против прессы".

"Россия дает понять, что журналистика в пределах ваших границ криминализирована и что иностранные корреспонденты, стремящиеся вести репортажи из России, не пользуются преимуществами верховенства закона", - заявили они.

После ареста Гершковича из Москвы уехала временно находившаяся там корреспондентка The New York Times Валери Хопкинс.

"Это значительный сдвиг, на который многие новостные издания, держащие там журналистов, будут смотреть с тревогой", - сказала Джоди Гинсберг, президент Комитета по защите журналистов, свободы прессы и безопасности.

Арест Гершковича произошел через год после того, как российское правительство, вскоре после полномасштабного вторжения в Украину, ввело новые жесткие ограничения для журналистов, угрожая наказанием за репортажи, которые идут вразрез с кремлевской версией событий, даже запретив использовать слово "война" для описания конфликта.

В результате некоторые новостные организации отозвали своих журналистов. Некоторые из этих журналистов вернулись позже, когда стало ясно, что ограничения были направлены в основном против россиян.

Российский журналист Андрей Новашов был приговорен к восьми месяцам "исправительных работ" за то, что якобы сообщил ложную информацию о российских военных. Илья Красильщик, бывший издатель латвийского новостного сайта Meduza, был привлечен к ответственности по аналогичному обвинению, но он покинул страну.

Сотни российских журналистов покинули страну, сказала Гинсберг.

Правозащитная группа заявила, что на данный момент ей ничего не известно о каких-либо нероссийских журналистах, арестованных или преследуемых по этим законам. Гершкович был задержан по отдельному обвинению в шпионаже.

"Практически все иностранные корреспонденты, которые еще находятся там, готовятся к отъезду или очень серьезно рассматривают этот вопрос", - сказала Энн Купер, руководитель бюро Национального общественного радио в Москве и бывший исполнительный директор Комитета по защите журналистов. Арест Гершковича "очень тревожен и заставил бы любого чувствовать себя неловко", - сказала она.

"Каждый журналист и новостная организация должны взвесить обстоятельства и принять собственное решение. Если бы я была американским корреспондентом, находящимся сейчас в Москве, я не думаю, что осталась бы", - сказала Купер. 

У New York Times сейчас нет корреспондента в России, но периодически издание направляет туда журналистов, таких как Хопкинс, для выполнения отдельных заданий. Хопкинс, например, написала о российском отце-одиночке, которому за выступления против войны грозит тюремный срок, а его 13-летнюю дочь поместили в детский дом.

Один из журналистов, который уехал и вернулся, Стив Розенберг, редактор ВВС по России, написал в Твиттере, что он "потрясен тем, что произошло" с Гершковичем. Его аккаунт в Твиттере ничего не говорит о его собственном статусе, а ВВС отказалось от комментариев в пятницу.

В течение последнего года CNN ротировал международных корреспондентов Мэтью Чанса и Фреда Плейтгена в Россию и обратно, и Чанс сообщил из Москвы об аресте Гершковича. СМИ не сообщало больше о своих планах относительно персонала в стране. "Мы обеспокоены новостями из России и внимательно следим за ситуацией в стране", - говорится в их заявлении.

Читайте также: Лукашенко объяснил, зачем ему российское ядерное оружие: на Беларусь снова "готовится нападение"

В Washington Post работают три журналиста, пишущие о России - Робин Диксон, Мария Илюшина и Франческа Эбел, но их местонахождение не комментируется, сказала пресс-секретарь издания. Диксон писала об аресте Гершковича из Латвии. В служебной записке, объявляющей о найме Эбел прошлой осенью, Post сообщил, что его российская команда работает за пределами страны.

Associated Press не говорит о перемещениях своих сотрудников из соображений безопасности, но "сохраняет свое присутствие" в России, сказала пресс-секретарь Лорен Истон.

Bloomberg отозвал своих репортеров из России в прошлом году, а главный редактор Джонн Миклтуэйт сказал тогда сотрудникам, что новые законы, похоже, "предназначены для того, чтобы превратить любого независимого репортера в преступника". Репортеры Bloomberg так и не вернулись в страну.

Вместе с тем, журналисты, бежавшие из России в прошлом году, продолжили писать о стране, используя преимущества технологий, недоступных предыдущим поколениям: интернет, зашифрованные коммуникации и камеры мобильных телефонов в руках миллионов потенциальных свидетелей.

Тем не менее, считает Гинсберг, "технологии никогда не заменят личного присутствия".