UA / RU
Поддержать ZN.ua

Является ли Telegram в Украине "спящим агентом" - The New York Times

Опасения, что приложение используется для дезинформации и как инструмент шпионажа, резко возросли.

За почти три года с момента широкомасштабного вторжения России в Украину приложение для обмена сообщениями Telegram стало спасательным кругом для миллионов украинцев. Оно предоставляет информацию о предстоящих атаках и помогает общественности организовывать еду, медицинскую помощь и другую поддержку. Но то, что было спасением, все больше превращается в серьезный источник беспокойства. Об этом стали писать в том числе и мировые СМИ.

Довольно детальный анализ ситуации с приложением Telegram в Украине дает The New York Times.

Читайте также: После ареста Дурова Telegram изменил правила модерации приватных чатов

В последние месяцы, пишет издание, украинские чиновники все больше встревожены зависимостью страны от Telegram, поскольку опасения, что приложение использовалось как вектор дезинформации и инструмент шпионажа в пользу России, резко возросли.

Сейчас Украина пытается освободиться от Telegram. В сентябре власти приказали военным, правительственным чиновникам и тем, кто работает над критически важной инфраструктурой, ограничить использование приложения на рабочих телефонах. Более конфиденциальные сообщения были перемещены в зашифрованные приложения, такие как Signal.

Некоторые высокопоставленные чиновники предложили новые ограничения для Telegram, включая правила раскрытия того, кто стоит за анонимно управляемыми каналами с большим количеством подписчиков.

«Мы понимаем, что мы зависимы», — ссылается издание на Ярослава Юрчишина, члена парламента Украины, который разработал закон об ужесточении регулирования Telegram. - Это проблема для нас».

Опыт Украины с Telegram иллюстрирует преимущества и недостатки зависимости от одного приложения. Редко какая страна была настолько зависима от платформы, которую она не контролирует, для связи, информации и других критически важных услуг, особенно во время войны. Такая зависимость наблюдается, пожалуй, только в России, где Telegram использует примерно половина населения, включая многих военных и правительственных служащих.

Это и сделало приложение центральным информационным полем битвы на войне. В некоторых случаях украинские и российские пилоты беспилотников даже используют группы Telegram, чтобы насмехаться друг над другом и делиться видеозаписями атак, указывает издание.

Опасения Украины по поводу Telegram совпадают с ростом внимания к платформе со стороны мирового сообщества, число пользователей которой приближается к миллиарду. Когда-то это приложение считалось убежищем для активистов и тех, кто живет при авторитарных режимах, а теперь оно стало центром незаконных и экстремистских материалов, что возмущает правительства некоторых стран.

Украине будет непросто дистанцироваться от Telegram, предполагает NYT. Согласно недавнему опросу, проведенному частично по заказу правительства США, около 70 процентов украинцев используют Telegram в качестве основного источника новостей. Когда завывают сирены воздушной тревоги и ракеты падают на украинские города, люди стекаются в группы Telegram, чтобы получать обновления в режиме реального времени. Правительство транслирует официальные объявления и собирает разведданные на оккупированных Россией территориях через приложение.

Позитивное, что так привлекает украинцев, - это возможность мгновенно отправлять и получать информацию без предварительной модерации. Кроме того, платформа является в большинстве случаев единственным каналом связи украинцев с родственниками, которые проживают на оккупированных территориях. Но в этом содержатся и огромные риски, поскольку украинцы, которые посещают Россию (это может быть приезд с  оккупированных территорий или въезд другим путем) сдают свои телефоны в российских аэропортах, где их тщательно проверяют на информацию (в том числе и ту, что удалена) на проукраинский контент - и результаты могут быть разными.

На секретных встречах по кибербезопасности в этом году, указывает газета, украинские чиновники обсуждали введение новых ограничений на Telegramпишет издание, ссылаясь на два неназванных источника. Разведывательная служба страны пришла к выводу, что приложение представляет угрозу национальной безопасности и использовалось Россией для дезинформации, кибератак, взлома, распространения вредоносного ПО, отслеживания местоположения и корректировки ракетных ударов.

Война показала, что многие каналы Telegram управляются из России. Аккаунты, которые, по всей видимости, были украинскими, распространяли дезинформацию, включая самые фантастические и необоснованные сообщения, которым верила часть пользователей. Несмотря на то, что фейки опровергались, во внимание их никто не брал, и популярность приложения резко возросла, поскольку традиционные СМИ изо всех сил пытались угнаться за ними.

В начале этого года дезинформация в Telegram о войне была настолько распространена, что Украина обратилась к Apple с просьбой вмешаться. Правительство потребовало, чтобы технологический гигант использовал свое влияние, чтобы заставить Telegram удалить некоторые фейковые аккаунты, управляемые из России. К апрелю Telegram удалил аккаунты.

Читайте также: Администратора пророссийских Telegram-каналов приговорили к 10 годам тюрьмы — ОГП

Результат был двояким. В своем заявлении Telegram заявил что Россия «не имеет и не может получить доступ к информации пользователей». Компания добавила: «Telegram всегда был и остается безопасным для украинцев и пользователей по всему миру». Но вслед за этим "случайно" были заблокированы несколько аккаунтов украинского правительства, которые позволяли гражданам делиться информацией о передвижениях российских войск. Это было очень прозрачным намеком на то, что давить на компанию не стоит - завуалированной угрозой, как посчитали в Украине.

В качестве меры безопасности президент Украины Владимир Зеленский, который регулярно публикует военные обновления для своих более чем 700 000 подписчиков в Telegram, не использует приложение на своем личном телефоне, сообщил украинский чиновник по кибербезопасности, о чем, кстати, надо помнить и украинцам, которые доверчиво ведутся на известные фамилии. Кстати, в издании заметили, что в период президентской гонки, команда Зеленского "ловко использовала сервис для связи с избирателями, отчасти благодаря Михаилу Федорову, молодому цифровому стратегу, который сейчас возглавляет Министерство цифровой трансформации".

Кирилл Буданов, глава разведки Украины, пишет NYT, публично предупредил об угрозах Telegram, но сказал, что не считает, что его следует полностью блокировать. Он призвал отменить анонимность для администраторов крупных каналов, хотя Telegram  утверждает, что именно анонимность является ключом к защите пользователей.

Завершая статью, издание процитировало Ярослава Юрчишина, который сказал, что работает над законодательством, чтобы добавить предупреждения, похожие на предупреждения на пачках сигарет, которые напоминают пользователям, что информация на платформе может быть недостоверной и что операторы каналов анонимны. Но он же признал, что любые новые правила вряд ли уменьшат влияние Telegram. «Кто хочет быть политиком или лидером, который возьмет на себя ответственность за запрет такой популярной сети?» сказал Юрчишин.

В качестве меры безопасности президент Украины Владимир Зеленский, который регулярно публикует военные обновления для своих более чем 700 000 подписчиков в Telegram, не использует приложение на своем личном телефоне, сообщил украинский чиновник по кибербезопасности, о чем, кстати, надо помнить и украинцам, которые доверчиво ведутся на известные фамилии. Кстати, в издании заметили, что в период президентской гонки, команда Зеленского "ловко использовала сервис для связи с избирателями, отчасти благодаря Михаилу Федорову, молодому цифровому стратегу, который сейчас возглавляет Министерство цифровой трансформации".

Кирилл Буданов, глава разведки Украины, пишет NYT, публично предупредил об угрозах Telegram, но сказал, что не считает, что его следует полностью блокировать. Он призвал отменить анонимность для администраторов крупных каналов, хотя Telegram  утверждает, что именно анонимность является ключом к защите пользователей.

Завершая статью, издание процитировало Ярослава Юрчишина, который  сказал, что работает над законодательством, чтобы добавить предупреждения, похожие на предупреждения на пачках сигарет, которые напоминают пользователям, что информация на платформе может быть недостоверной и что операторы каналов анонимны. Но он же признал, что любые новые правила вряд ли уменьшат влияние Telegram. «Кто хочет быть политиком или лидером, который возьмет на себя ответственность за запрет такой популярной сети?» сказал Юрчишин.

Анализ ситуации с сервисом в Украине свидетельствует, что проблему хорошо видно со стороны, но ей мало уделяют внимание именно владельцы каналов, которые радуются возможности заработать на платформе, но не всегда учитывают риски - по наивности или намеренно?

Читайте также: Дурова обвиняют в пассивности в отношении преступлений, совершаемых через Telegram — Reuters

Напомним, в 2024 году Telegram продолжает оставаться основной социальной сетью, посредством которой украинцы получают новости. И хотя за последний год его доля выросла всего на 1%, он является основным источником информации для 73%. 

Эта соцсеть значительно превосходит другие, которые используют украинцы в бытовом общении и за последний год его популярность выросла до 81%. Что касается других соцсетей, из которых украинцы черпают данные, то за год больше возросла популярность YouTube – до 19%, однако упала популярность как источники информации Facebook – с 19 до 16%.

В то же время, половина украинцев считают, что государство не должно вмешиваться в работу Telegram, треть считают полезной определенную регуляцию, а 4% выступают за запрет его в Украине.