И снова о "длинных деньгах"
Для формирования имиджа и привлекательности (в том числе и инвестиционной) какой-либо страны среди всех соответствующих инструментов туризм является едва ли не самым важным. В условиях постоянно усиливающейся глобальной конкуренции все страны борются за свою репутацию и тратят сотни миллионов на продвижение собственных брендов: США - 200 млн, Турция - 55 млн, Германия - 45 млн, Австрия - 43 млн, Италия - 41 млн. Евро!
Отечественные же власть имущие становятся глухими и слепыми, как только речь заходит о "длинных деньгах" (а туризм - именно из этой "корзины"). В поданный Минфином проект бюджета на следующий год туризм по "хорошей" традиции включен не был. Маркетинг и продвижение страны у нас не интересует ни Министерство экономики, ни Министерство иностранных дел, ни Министерство информполитики. В следующем году в Казахстане должно состояться глобальное Expo-2017, на котором Украина представлена не будет. На книжной ярмарке во Франкфурте - тоже. Есть ли реклама отечественных туристско-рекреационных изюминок на BBC, CNN, Euronews? Вопрос риторический. Так уж сложилось, что в мире узнают об Украине только во время революций или же природных либо антропогенных катаклизмов. Еще не забудем поблагодарить Руслану и Джамалу (счастливый случай).
И это несмотря на то, что за первое полугодие только такие субъекты турбизнеса, как туркомпании и средства размещения, пополнили госбюджет на более чем миллиард гривен лишь налоговых отчислений. А есть еще транспорт, лечебно-оздоровительные учреждения, другие отрасли, непосредственно связанные с туризмом и рекреацией.
В этом году, возможно, "яйца подействовали", но в начале ноября все члены комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Верховной Рады поддержали предложение о финансировании (всего) отечественного туризма в размере 30 млн грн. И в парламентском проекте госбюджета появилась указанная сумма.
Между прочим отмечу: каждый год власть столицы ФРГ выделяет на маркетинг и промоушн туризма минимум 20 млн евро. Руководители же КГГА в этом году позволили использовать на его развитие в 40 раз меньше. Да и из выделенных на этот год 16 млн грн соответствующее столичное управление смогло отчитаться только о 200 тыс.
Чем поразит Евровидение своих гостей?
О том, на что способна власть Украины и руководство столицы, чтобы прежде всего у зарубежных посетителей будущего песенного мероприятия остались только приятные воспоминания (и они этим, в частности, сагитировали посетить нашу страну своих родственников и знакомых), сейчас приходится лишь догадываться. Или же читать между строк в постах причастных к событию на их страницах в соцсетях. Поскольку решать все в последний момент - национальная украинская болезнь (припоминаете, как у Кулиша: "Вы серьезно или по-украински?").
Сейчас же все, кому не лень (в том числе и "профессиональные" завсегдатаи телеканалов и FM-станций), утешают массы либо "рассуждениями" (которые можно записать разве что в актив этих пиарщиков-популистов), либо (в частности на мои конкретные вопросы) отговорками типа: "Вся полнота принятия решений на EBU. Это их событие. Город просто помогает". Поэтому, наверное, не стоит искать кошку в темной комнате…
Городская власть (постом одного из депутатов) отметила, что одной из основных задач подготовки к Евровидению должно стать создание "иностранных" туров для гостей мероприятия. Мир не сегодня начал использовать современные технологии, поэтому и аудиогиды. Информация для таких (этноэкзогенных) туров есть, техника - тоже. У экскурсовода же - homo sapiens - может быть немало недостатков: болезнь, непрофессионализм, необязательность etc. Не на последнем месте - и объективные (форс-мажорные) обстоятельства. Главное же, отечественная система подготовки гидов не в состоянии создать надлежащее количество профессионалов высокого класса, живущих своим делом. Но слышал ли кто-то о намерениях столичной власти изготовить нужное количество указанных персональных электронных экскурсоводов? Как и о том, чтобы гости Евровидения и просто туристы, которые будут передвигаться по городу в вагонах метро, могли на установленных там экранах получать информацию об уникальности Киева и страны и, благодаря этому, продлить время пребывания в Украине? Соответствующий мониторинг, в течение нескольких лет проводимый туризмологами, свидетельствует о крайне низкой осведомленности иностранцев (и не только) об украинских достопримечательностях. Как результат, далекое от должного число гостей Киева.
Не один год столичное чиновничество разглагольствует и о создании туристической полиции, которая, например, уже не один год действует даже в столице нашего северного соседа.
Не может не "радовать" и присутствие на чугунных охранительных досках такого реликта, как "Украинская Советская Социалистическая Республика"…
Подготовка к Евровидению, между прочим, - хорошая возможность запустить процесс "создания привлекательности" столицы. В частности, ради того, чтобы показать миру то, чего у него нет (например, шедевров Н.Сядристого), и, соответственно, "задержать" (потенциального) туриста (отечественного и иностранного) в столице. Но могут ли в частности столичные музеи похвастаться тем, что они надлежащим образом представлены в мировом информпространстве? Ответ очевиден. И это в то время, когда создать современные проморолики и соответствующим образом продвинуть их в огромный мир - при содействии отсутствующих на сегодняшний день национального и региональных и диппредставительских турсайтов, а также популярных у широких масс соцсетей и бесплатных (!) видеохостингов (YouTube и др.) - задача, которую отечественные специалисты способны решить качественно и своевременно.
Итак, с предложением предусмотреть в столичном бюджете на следующий год средства на создание промороликов, предназначенных для внутреннего (с озвучиванием) и внешнего (с титрами на английском) потребления, я обратился к руководителю департамента культуры КГГА. А также к депутатам бюджетной комиссии Киеврады.
К слову, проморолики могут стать первым шагом в превращении музеев в учреждения, которые не будут просить денег у власти, а уменьшат нагрузку (до нулевой) на городской бюджет и таким образом "подопрут" другие, социальные, сферы (поддержка бюджетников, пенсионеров, школ и дошкольных заведений, больниц, аутентичных художественных коллективов и т.п.).
Также отмечу, что Маргарет Тэтчер, только заняв премьерский пост и учтя тогдашние проблемы в британской экономике (подобные нынешним отечественным), предложила музейным заведениям "коммерциализироваться". Поскольку им (как и украинским) было на чем зарабатывать.
Мог бы Киев (и не только) порадовать иностранцев (как и граждан Украины) и уникальным мобильным приложением (на сегодняшний день подобное есть только у Израиля, и внедрено оно, к слову, с помощью украинского специалиста, выполнившего необходимые математические расчеты), создающим иллюзию дополненной реальности (ведь такого добра в столице - с избытком). При условии, конечно же, надлежащего отношения к этому власти. Однако руководство управления туризма КГГА отреагировало на это тривиальным: "Это интересно, но средств нет". Как здесь не вспомнить о нереализованных более 15 млн грн?
А "назойливы" ли урны (для мусора) на центральной столичной улице? В Вильнюсе, на аналогичном Крещатику Гедымино, расстояние между ними - 20 метров.
Подземные переходы - после освобождения их от розничных торговцев - тоже приобрели соответствующий лоск?
Калифы на час
Мое общение (благодаря Facebook) с руководителями облрад и облгосадминистраций Одесской, Херсонской, Запорожской, Тернопольской, Закарпатской областей, а также ответственными за развитие туризма работниками в этих, а также в Житомирской и Хмельницкой областях только усиливает убеждение, что отечественное чиновничество является "заложником" правил, принятых в советские времена и "модернизированных" в период независимости.
Руководители областных рад и облгосадминистраций указанных областей были ознакомлены с проектом, который, во-первых, не имеет аналогов в государстве, а во-вторых, существенно улучшил бы туристско-рекреационный имидж регионов и значительно увеличил бы число путешественников и отдыхающих. Со всеми указанными (в начале статьи) последствиями (поступления в местные бюджеты, создание рабочих мест etc.). Итак, предлагалось создать сайт (визитка и справочник по области) с приложением (в форме художественно-коммуникационного портала), содержащий такие элементы, как обзорные фотопанорамные экскурсии (3D) с аудиогидом (рекламного характера, небольшой продолжительности); тематические музыкальные слайд-ролики (фотографические, рисованные, анимационные); многоракурсные панорамные фотографии (планарные, цилиндрические, сферические) памятников (природы, истории, культуры, архитектуры, градостроительства и т.п.).
Портал же обеспечивает возможность пользователей выражать свое отношение с помощью функции Like; возможность написать небольшой отзыв, комментарий, задать вопрос и т.п. (с функцией автоматического перевода - для желающих). Технические же решения позволят обеспечить одновременное подключение без перегрузки (зависания) 10 тыс. пользователей (возможно увеличить это число до 50 тыс.) на всех массово применяемых операционных системах, точное отражение материалов сайта и портала на подавляющем большинстве современных гаджетов (ноутбуков, планшетов, смартфонов) основных форматов экрана.
То есть речь идет о внедрении инновационной бизнес-модели ведения рекламной кампании, создающей конкурентные преимущества в организации турбизнеса (поскольку переносит в виртуальную среду указанные источники положительных эмоций). Стимулирование интереса путем расширения доступа пользователей с помощью интерактивных технологий - сегодняшняя норма ведения современного турбизнеса.
Ответ на вопрос (читателя): "Ну и?" очевиден. Только председатель Херсонской облрады В.Мангер проявил интерес. Но какой будет его реакция на соответствующее письмо столичных туризмологов и появится ли хоть один "луч света в темном царстве", покажет время.
Трудно найти логику и в действиях руководства Тернопольской ОГА, которое, при наличии на подчиненной территории наибольшего в государстве количества сохраненных замков, пещер-рекордсменов, синагог оборонительного типа, а также уникального Днестровского каньона и вместе с тем одного из самых низких в Украине объемов туристического сбора, в апреле "трансформировало" управление туризма (13 работников) в отдел (из 6 человек).
Богатой туристско-рекреационными достопримечательностями Житомирщине также не везет с адекватным (относительно туризма) областным и городским руководством. Несмотря на то, что громада заинтересована в его развитии. Как заметил местный эксперт А.Шелестюк, иностранцы удивляются потому, что деньги, которые они привозят, чтобы здесь потратить, приходится везти назад.
О Закарпатье с его огромным потенциалом для развития этноэкзогенного туризма (90% украинских венгров, свыше 50 тыс. ромов, а также много немцев, австрийцев, евреев, чехов, словаков, итальянцев, поляков, армян, представителей других этносов) ZN.UA уже информировало. Киевская же исследовательница Ю.Тертичная отмечает, что, несмотря на это, лишь незначительное количество тамошних туроператоров предлагает соответствующие туры (преимущественно
"венгерские"). Жителю же Праги Ю.Ключивскому (к слову, уроженцу Раховщины), который намеревался (и намерен) возить на Закарпатье чешских туристов, никак не удается найти соответствующих гидов и получить ответы от тамошних готельеров о ценах на проживание в их заведениях размещения. Не потому ли, что и в этот раз у власти "руки не доходят" (не стоит даже задаваться вопросом, почему) до этого сегмента турбизнеса?
Руководители областного центра тоже плетутся в хвосте. Разработанная "Клубом молодых реформаторов Ужгорода" стратегия развития "Ужгород - город без границ" (значительное место в ней занимает туристическая составляющая) в инновационной образовательной программе "Школа мэров" попала в четверку лучших в Украине. Городу этот документ не стоил ни копейки. Однако городская власть с достойным удивления упорством игнорирует эту стратегию, даже более того, проводит кулуарные переговоры о начале разработки другой стратегии иностранными экспертами за средства городского бюджета (то есть за взносы громады). Поэтому вполне понятно и объяснимо негодование "молодых реформаторов", но вопрос, который они задают ("Ужгородцы избрали мэра словацкого, румынского или швейцарского города, или все же мэра украинского Ужгорода?!"), согласимся, риторический…
В Хмельницком же вообще нет областной программы развития туризма, вопреки этому, соответствующее подразделение в обладминистрации есть. Ну что тут скажешь…
"Если вас нет в Интернете, значит, вы не существуете"
Со времени рожденного основателем Microsoft афоризма его актуальность только растет. Однако отечественные реалии не настраивают на оптимизм. На три центра туристической информации Львова (один в ратуше, еще два - в здании центрального железнодорожного вокзала и в помещении терминала "А" Международного аэропорта "Львов" имени Данила Галицкого) - только один ящик электронной почты. Ни сайтов, ни страниц в соцсетях… Только номера телефонов, на которые не так просто быстро дозвониться в пик туристического сезона.
Подобное касается и Туристического информационного центра в популярном у туристов Мукачево. Его страница в Fаcebook содержит сайт этого учреждения (www.eks.in.ua), рубриками которого являются только "Регулярные экскурсии", "Экскурсии на дату", "Под заказа", "Лыжи" и "Вело". Поэтому информацию о заведениях питания и размещения как тоже интересные (по "культурной познавательности") места потенциальный турист должен вылавливать в Интернете своими силами.
В сентябре на мой вопрос, ожидает ли город посещения иностранных туристов, в том числе и китайских (которые в стране пребывания оставляют на 1000 долл. больше, чем их коллеги из других государств), и какие изюминки для них он готовит (сити-карточки, сувениры, мобильные приложения и т.п.), руководитель этого ТИЦ отметил, что возглавляемое им учреждение готовит справочник на украинском языке. В котором много места будет занимать реклама тех заведений (преимущественно это местные рестораны и кафе), которые сбросятся на его издание.
Лучше ли ситуация в других городах, каждый может проверить сам.
Что же касается упомянутого отсутствующего (как скоро он появится, зависит от того, получит ли в следующем году отечественный туризм уже упомянутые 30 млн грн) национального туристического сайта, то сейчас туризмологи КНУ имени Тараса Шевченко проводят опрос граждан 50 государств, в частности и о том, какие, по убеждению этих 2500 респондентов, рубрики должны быть в этом источнике информации. Также иностранцы отметят, чем они пользуются для получения "туристической" информации об Украине, а также какие средства популяризации Украины, на их взгляд, могут быть наиболее эффективны. Все полученные результаты будут предоставлены департаменту туризма и курортов Минэкономразвития для надлежащего использования.
Если говорить об отечественном внешнеполитическом ведомстве, то опрошенные столичными туризмологами граждане из почти сорока стран отметили, что важную роль в популяризации Украины (и ее туристических достопримечательностей) могут играть сайты украинских зарубежных диппредставительств. При одном условии - присутствия на них соответствующей информации. А это уже зависит, как показала дальнейшая переписка с отечественными дипломатами, от соответствующего структурного подразделения МИД, осуществляющего централизованное администрирование посольских сайтов. Дальнейшее общение с работниками здания на Михайловской площади напоминало, как отметил один из чиновников, теледебаты, конца-края которым не видно. Чего стоит, в частности, такой ответ начальника управления публичной дипломатии МИД А.Соловья: "В вопросе создания нового веб-портала МИД Украины мы учитываем полезные и интересные предложения и открыты к диалогу со всеми заинтересованными сторонами, друзьями и партнерами… Мы считаем, что, учитывая комплексный характер, значительные объемы и техническую сложность работ по созданию веб-портала МИД Украины…". Итак, когда подчиненные П.Климкина порадуют широкие массы современным сайтом, вопрос, опять-таки, риторический.
Наверное, только отечественным специалистам известно о виртуальной музейной сети (Europeana.eu), предоставляющей бесплатный неограниченный доступ к размещенным онлайн изображениям и описаниям миллионов экспонатов виртуальных библиотек, архивов и коллекций ведущих европейских галерей, музеев и библиотек (картины и фотографии, книги и архивные документы, предметы декоративного и прикладного искусства и т.п.). Это мощный бесплатный промоинструмент для культуры отдельной страны. Приобщение музеев к сети бесплатно, но требует от них ведения упорядоченного электронного учета экспонатов и обнародования музейных собраний онлайн.
Проведенный же туризмологами университета Шевченко мониторинг всех отечественных музейных заведений (разных форм собственности) подтвердил, что ни одно из них не отвечает указанным требованиям, а следовательно, недоступно не только для европейского потребителя. Итак, еще один штрих к портрету…
Предлагает ли Украина тому же потребителю (и отечественному в частности) что-либо подобное очень популярному у голландцев сайту "Ван Гог", созданному таким образом, что у пользователя возникает впечатление, будто бы модератором сайта является сам Винсент? То-то же…
Где "бедненько и грязненько"?
Товарища, который в прошлом году путешествовал по Словакии, спросил о впечатлениях. Ответ лаконичный: "Чистенько, но бедненько". Группа же чешских туристов, путешествовавших в этом году по Закарпатью, решила, что их первое путешествие на "землю, приближенную к солнцу" (туристический слоган края), стало последним. Приняв во внимание название статьи, нетрудно догадаться, почему. Даже местные в соцсетях ругают своих земляков за их отношение к своей малой родине. И если семья здесь недоработала, то, несомненно, школе карты в руки. Но уделяется ли в ней должное внимание такой дисциплине, как краеведение, закладывающей основы местного патриотизма, который со временем вырастает в национальный?
Указанное касается не только области, являющейся мостом в Европу. К сожалению…