UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тарифы есть — связи нет

Когда наладят работу своих сетей украинские операторы?

Автор: Герман Богапов

Уже общеизвестно, что в условиях постоянных отключений электроэнергии почти синхронно исчезает Интернет и в целом мобильная связь. Кабельное телевидение тоже не исключение — без электричества не работает. Это не удивительно — причины известны. Конечно, операторам непросто в таких условиях поддерживать работу своей аппаратуры, разбросанной по всей стране: десятки тысяч базовых станций (БС) или кабельных адаптеров.

Читайте также: В Киеве и центральных областях ситуация с электроснабжением остается сложной

Но, что интересно, в таких сложных условиях операторам удается существенно повышать цены на свои услуги. Хотя было бы неплохо, если бы качество их услуг хотя бы приближалось к величине тарифов.

Недавно свои тарифы повысил «Киевстар», причем без лишних сантиментов отмечая острую необходимость такого шага: «Чтобы восстанавливать сеть в условиях войны и обеспечивать украинцев связью, мы вынуждены пересмотреть условия тарифа».

«Киевстар» разослал абонентам SMS и просто информировал их об изменениях. Так, плата за тариф «Безлим» выросла со 175 до 250 грн в месяц, а за тариф «Киевстар 4G» — со 150 до 250 грн в месяц.

Оператор ссылается на то, что инвестировал более 3,5 млрд грн в телеком-инфраструктуру, построив более 430 новых базовых станций по всей Украине. Но умалчивает, что, несмотря на инвестиции, сейчас связи по условиям тарифа большую часть времена практически нет. Не удивительно, что потребители не могут понять: «Как так получается, что, имея высокую доходность бизнеса, операторы не в состоянии обеспечить полноценную связь?».

Читайте также: Мобильные операторы объяснили, почему во время веерных отключений исчезает связь и интернет

Чтобы выяснить, что к чему, ZN.UA отправило всем трем украинским мобильным операторам следующие вопросы:

  1. Несмотря на большие проблемы со связью, операторы идут на значительные повышения тарифов. Не считаете ли вы, что такие изменения будут раздражать ваших клиентов?
  2. Что делается для обеспечения бесперебойной связи? Ведь теоретически можно как минимум установить возле каждой базовой станции генераторы или заменить все аккумуляторы на новые?
  3. Как и когда компания планирует решить проблему качества связи?

Ответы тех, кто отозвался, — перед вами.

lifecell

В lifecell сообщили очевидное: уже десятый месяц подряд по всей стране повреждается и разрушается сетевая инфраструктура операторов. Команда lifecell круглосуточно делает все возможное, чтобы предоставлять услуги связи украинцам, ведь во время военных действий связь может спасти жизнь и помочь многим людям в критических ситуациях. При малейшей возможности технические специалисты оператора lifecell быстрыми темпами восстанавливают связь после повреждений в зонах боевых действий.

С начала войны ремонтные бригады оператора осуществили больше 60 тыс. выездов, иногда выполняя ремонт под обстрелами или угрозой ракетных ударов. На деоккупированных территориях оборудование уничтожено или разворовано, а подъезды к технологическим площадкам часто заминированы. Поэтому инженеры работают вместе с военными, часто для запуска БС приходится использовать оборудование Starlink и генератор как временное решение, чтобы оперативно обеспечить связь для людей, переживших оккупацию.

В то же время, отвечая на вопрос об отключениях электроэнергии вследствие вражеских атак РФ на энергетическую инфраструктуру Украины, в компании отмечают, что это тоже создает проблемы для оборудования оператора, ведь базовые станции не могут работать без питания.

«Все базовые станции lifecell оснащены резервными источниками питания. Это аккумуляторные батареи, которые автоматически включаются, когда прекращается централизованное электропитание. В среднем, они способны обеспечивать автономную работу базовой станции от двух до пяти часов после отключения электроэнергии (при условии полной зарядки). Когда отключение света длительное — батареи просто не успевают зарядиться, потому что для полной зарядки нужно около 12 часов беспрерывного питания», — говорится в сообщении.

После того как ресурс батареи исчерпан, базовая станция может продолжить работать от генератора. У оператора тысячи базовых станций по всей Украине, поэтому в случае длительного отключения обеспечить все локации генераторами и регулярно подвозить к ним горючее — только на словах может показаться просто, а на практике — почти невозможно. Ведь это означает, что для каждой базовой станции у оператора должен быть человек, который будет подвозить горючее, вовремя заряжать генератор, охранять его, ведь генераторы воруют. Поэтому значительно повышаются и затраты оператора: обеспечение работы одной базовой станции в течение суток на генераторе стоит компании около 7500 грн. А во время отключений сотни БС переходят на питание от генераторов.

«lifecell постоянно работает над увеличением емкости батарей на своих базовых станциях, а также на время длительных отключений обеспечивает подключение к генераторам всех своих опорных технологических площадок, поддерживающих самый большой процент покрытия, — отмечают в компании. — Мы продолжаем заказывать дополнительные батареи и генераторы, в ближайшее время ждем еще 150 генераторов и несколько тысяч батарей, которые планируем установить в первом квартале следующего года».

Кроме того, команда lifecell запустила тестовую технологическую площадку на солнечных батареях на юге Украины, пытается кооперироваться с бизнесом и местной властью, чтобы оперативно довозить горючее для бесперебойной работы генераторов. «Обращаемся и к международным партнерам за поддержкой. Проблемы с энергоснабжением по всей стране очень масштабные, чтобы мы могли их быстро решить своими силами. Но наши инженеры делают все возможное, и даже больше, в этих условиях, чтобы обеспечивать связь для украинцев», — говорят в компании.

Vodafone

В Vodafone отмечают, что компания не вносила значительных изменений в стоимость услуг. При этом, по предыдущим оценкам, непредвиденные на этот год затраты, необходимые на восстановление разрушенной сети, превысили 2 млрд грн и продолжают расти. Кроме того, значительно увеличивает затраты необходимость обеспечивать резервное питание для сети, — ежедневно сжигается больше 10 т горючего.

«Работа мобильной сети в условиях нестабильного электроснабжения — тоже форс-мажор для операторов. Ведь работа базовых станций непосредственно зависит от электропитания. Да, мы оснащаем все наши объекты связи резервным питанием, но батареи тоже имеют свою емкость и требуют длительного времени на перезарядку. В случае повторного отключения света в течение суток они просто не успевают зарядиться», — объясняют в компании.

Кроме того, оператор широко использует альтернативные источники питания — от дизель-генераторов до солнечных панелей. Но такое оборудование есть не везде. Обеспечить генераторными установками все базовые станции — а их несколько десятков тысяч по Украине — невозможно. Даже имея достаточное количество генераторов, ни один оператор не сможет своими силами одновременно доставить дизельные генераторные установки к каждой площадке и вовремя их заправлять.

Кроме того, многие объекты связи размещены на крышах, высотных сооружениях, сложных архитектурных объектах, куда доставить или установить генератор довольно проблематично или практически невозможно.

«Поэтому, где удается, кооперируемся с другими бизнесами, например торговыми центрами, подключаемся к их дизель-генераторам, — говорится в сообщении. — Кроме закупки мобильных генераторов, компания сейчас обновляет парк аккумуляторных батарей до более современных, чтобы повысить автономность базовых станций в условиях частых и длительных отключений электроэнергии, не прибегая к генерированию. Мы делаем все возможное, чтобы даже в военное время и при отсутствии критически важных условий для работы сети она работала — и на освобожденных территориях, и возле линии фронта, и в тылу, когда исчезает питание наших объектов».

***

Операторы уверяют, что «делают все возможное» ради бесперебойного функционирования своих сетей мобильной связи, Интернета или кабельного телевидения. Но очевидно, что этого мало для потребителей их услуг, которые из повседневной практики знают: повышенные тарифы, по которым они вынуждены платить, не соответствуют низкому качеству услуг, в частности связи.

То есть операторы, в одностороннем порядке повышая тарифы, обеспечивают собственную устойчивость на рынке. Но это непосредственно не связано с возможностью потребителя получить оплаченную услугу надлежащего качества. Он все чаще остается наедине со смартфоном, потерявшим возможность связи, с компьютером или ноутбуком, отключенными от сети Интернет, или телевизором без сигнала в кабеле.

Самое обидное, что, несмотря на все старания операторов, это несоответствие между существующим предложением и оплаченным спросом только увеличивается. Но должен же быть этому предел. И тогда операторы потеряют немалую часть своих абонентов вместе с прибылями.

Больше материалов Германа Богапова читайте по ссылке