UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обезьяны с гранатами

Как гуманитарная катастрофа кадрового голода стремительно перерастает в технологическую, а человек становится приложением к «цифре».

Автор: Олег Покальчук

«Лєбєдь красівий, як лєбєдь, а обізяна, как обізяна.»

Лесь Подервянский, «Казка про рєпку»

 

Скучная (и иногда уже омерзительная) потасовка вокруг кадровых перестановок в Печерско-ориентированной власти заслоняет от нас реальный масштаб этой гуманитарной катастрофы, шансы которой перерасти в технологическую стремительно растут.

Один из слабых оправдательных аргументов в пользу шулерской перетасовки этих засаленных политических «карт» — в Украине острый дефицит руководящих кадров. И кадров в целом.

Я вам открою страшный секрет Полишинеля — в Украине растет дефицит даже грамотных людей, не говоря уже об образованных. В этом смысле мы вообще движемся в мировом инволюционном мейнстриме. Но, впрочем во весь дух, и небезуспешно пытаемся его возглавить.

Кадровое наполнение украинской бюрократии снизу вверх проходило по следующей схеме.

Техническое наследие УССР (включая государственный механизм, остающийся до сих пор фактически неизменным) могли обслуживать только «красные директора» со всеми своими компартийными свитами. На чем, собственно, и возник политический консенсус между коммунистической номенклатурой и народниками-гуманитариями: нам — «заводы и пароходы», а вам — язык и культуру. Радуйтесь, все честно.

Обновление этого архаичного технического наследия было возможно только в рамках советского экономического монстра, вылинявшего от ненавистной «краснопузости» до сегодняшнего «аквафреша».

Далее уже дети и внуки «красных директоров», неблагодарно забывая разбойничью идеологию предков и сосредоточиваясь исключительно на экономическом грабеже, занимали старые должности и создавали новые — для многочисленной родни. Но ремесло «распила» все же еще предусматривало некую мошенническую квалификацию.

Следующий этап дегенерации, который мы романтично называем «коррупционным», требовал лишь умения пользоваться калькулятором в обмен на разнообразные легальные и нелегальные разрешения чего-либо.

Оно и дальше шло бы так себе потихоньку вниз, если бы не Интернет, который дал возможность имитировать реформы уже не на бумаге, а в 3D и с 5G.

Недавно «Нетфликс» представил зрителям фантастический фильм Outside the wire об Украине в 2036 году, от которой остаются лишь надписи на стенах по-украински, хаос и гражданская война. Режиссура крайне слаба, сценарий состоит из голливудских штампов 30-летней давности, «Киборгов» и «Красной жары». Он привлек больше внимания только из-за быстрого дубляжа на украинский, но в финале там есть эпизод, касающийся нашего разговора.

Благородный очень смуглый киборг, одновременно капитан армии США (дефицит кадров!), вызывает атаку дрона на себя, чтобы уничтожить ядерные ракеты времен СССР, которые Украина припрятала в большом количестве и которые вполне способны долететь до Америки (очевидно, благодаря тем же «красным директорам»). При этом киборг произносит патетическую речь, что сам он не убегает с места взрыва, потому что его надо уничтожить вместе с этими ракетами. Чтобы человечество поняло, какую угрозу несут такие механизмы, как он сам.

Этот не очень уклюжий реверанс в сторону конспирологически настроенных зрителей обретает другое, символическое значение, если представить, как эта «киборгизация» фактически происходит в Украине.

Евроатлантическое сообщество с большими трудностями, но все же «прикрутило» к нашему государственно-общественному телу разнообразные цифровые каналы современных коммуникаций. Выяснить доподлинно, сколько и чего через них закачивается, а сколько и чего выкачивается, вряд ли возможно. Какого-то действующего законодательства в этом отношении нет, четыре основных шлюза Украина не контролирует никак (ну кто ж ей даст).

Если когнитивные способности людей падают, а коммуникативные возможности наоборот растут, то в результате этих трансмутаций мы получаем некоего «антикиборга». И аббревиатуру ИИ («искусственный интеллект») в Украине вскоре смело можно будет расшифровывать как «искусственный идиот».

Для такого обобщения есть несколько оснований.

Во-первых, демография. Около 27% населения Украины — пенсионеры, 11,3 миллиона человек. Почти 25% работают официально. То есть пенсионеров становится все больше, а тех, кто своей работой обеспечивает им пенсию, — все меньше. Это тоже мировая тенденция, которую тамошние бездельники перекрывают работящими мигрантами и к чему восточноевропейцев все время склоняет ЕС.

Это люди со сформированным в далеком прошлом мировоззрением, с остатками некогда полезных навыков и умений, со своими представлениями о справедливости и общественной морали. Они — носители определенной культуры поведения, которой в сегодняшнем мире уже нет места.

Им (и не только им) вся эта диджитализация классово чужда и не очень нужна, потому что ее плюсами (кроме кабельного и спутникового телевидения) они воспользоваться не могут: минимальная пенсия — 1769 грн, средняя — 3507 грн. А в целом за чертой бедности живут около 19,4 миллиона украинцев. Им докарантинные прелести безвиза были, мягко говоря, ни к чему. Более половины украинцев вообще никогда не были за границей. Как не касаются их и нынешние онлайн-покупки. К тому же 3,5 миллиона украинцев в селах вообще не имеют Интернета.

Состояние среднего и высшего образования. Специалисты много и убедительно писали о его крахе. Я лишь снова добавлю, что этот «Титаник» тонет повсеместно. Воспитательная ценность образования, кроме точных наук, состояла в ориентации на определенные образцы позитивного и негативного поведения, содействовала созданию и развитию шкалы ценностей.

При этом сами ценности сомнению не подлежали. Теперь их больше не существует в классическом виде, и вскоре цитировать Шекспира может быть так же неуместно, как Гитлера.

Статус учителя и преподавателя кое-где соседствует со статусом лузера и неудачника. Дистанционное обучение, которому пели столько дифирамбов, не является собственно обучением. Это способ передачи информации, который может дополнять нормальное обучение среди живых людей, но не заменять его. Даже старый экстернат, делавший исключение для гениальных детей или тяжелобольных, не подменял собой живое общение по сути.

Соответственно, кадровый потенциал формируется из послушных недорослей — или тех, кто уже не разбирается в современных цифровых вызовах по возрасту, или тех, кто получил современное «образование». Ответственности они особо не боятся, потому что заменить их в случае профнепригодности или некем, или такими же.

Никто из них не несет никакой ответственности за криворукость (она же рукожопость исполнителей), которая анатомически и интеллектуально приближает их к приматам.

С этим сталкивался каждый, кто пытался, например, как-то разобраться в коммунальных платежках, общаться по указанным в них телефонам и т.п. Кто безуспешно пытался легализовать свои документы в «Дії», например, водительские права или страховые полисы. Ну и тому подобное.

Но, чтобы не быть голословным, вот вам собственная свежая история.

Приходит мне как-то на «Дію» исполнительное производство на 517 грн 90 коп. Ну, думаю, какой-то штраф за превышение скорости еще с лета подтянулся. Но смотрю — взыскатель «Олевское ОП Коростенского ОП ГУНП Житомирской области». Это такие замечательные живописные места, куда не то что на моем мотоцикле, но и на джипе не в любую погоду доедешь.

Дальше интереснее.

Штраф за что-то там выписан моему полному тезке, живущему в Олевске (далее я с любопытством читаю все его личные данные, незаконно предоставленные мне исполнителем Козловец Аленой Ивановной).

В одном месте чтения мне стало приятно, потому что тезка, по документам, на 20 лет младше меня, и я пытался припомнить всех знакомых Ален, мало ли что. На этом, собственно, приятность закончилась. Я пытался что-то там писать в «Дію», но все происходило по поговорке «перед слепой кобылой махать руками нет смысла». Я махнул на это рукой в последний раз, помня напрасную попытку «прописать» там водительские права и страховку, да и забыл.

Это еще только присказка, сказка будет дальше. Через месяця два я вдруг вижу, что мой счет в Приватбанке заблокирован той же исполнительной службой. И с любопытством читаю, что это я, клиент, а не они, защитники моих средств, должен писать и звонить в Минюст и сам решать чужие проблемы с исполнителем.

Пересылка Приватбанку скринов документов о том парне из Олевска, написание писем, что они — идиоты, а я не тот человек, которого оштрафовали, звонки «персональному банкиру» — все дает неизменный результат — «махание руками перед слепой кобылой». Разговаривать с роботами и роботизированными — то же, что заигрывать с Сири.

Ок, там на том экс-коломойском счету, «ломаный грош», я всегда помнил народную мудрость, что деньги держать надежнее в банке, литровой или трехлитровой. Но теперь подумайте о людях, которых цифровым способом наши талантливые чиновники могут просто уничтожить. Подумайте о себе. Вас могут обобрать до нитки с помощью платежей, которых вы не делали, с помощью коммуналки, с помощью несуществующих долгов. Вас не просто обвинят в том, чего вы никогда не делали, вас еще и накажут за это. Плохие варианты развития событий может примерить на себя каждый.

Еще в начале 60-х писатель Роберт Шекли написал фантастический рассказ Prospector's Special, об авантюристе-золотоискателе на Венере. Полностью изможденный, он наконец находит золотую жилу, но робот-почтальон сообщает клиенту, что его счет заблокирован, и он не может приобрести вещи, необходимые для выживания. Диалог с роботом и наглядность доказательств ничего не дают, и золотоискатель, угрожая разбить роботу оптику, заставляет его посредничать в получении необходимого. Ни на что не намекаю, все совпадения случайны.

И это мы еще даже не затрагивали тему цифрового вторжения России и ее спецопераций. Ночью 19.01.2021 была осуществлена массовая рассылка в государственные учреждения Украины фишинговых электронных писем якобы от Администрации Госспецсвязи. Письма рассылались с почтового ящика zapros@dsszzi.gov.ua. Такого почтового ящика и подразделения «департамент проверок» в Госспецсвязи нет, имя отправителя подменили.

Тема письма: «От: Администрация Госспецсвязи». Все письма отсылались с ІР-адреса 212.44.151[.]60, находящегося в Российской Федерации.

Фишинговые письма содержали прикрепленный файл с архивом, где находилось программное обеспечение для удаленного доступа к компьютерам жертв.

Ну, теперь представьте себе, что такое письмо приходит к какому-то скудоумному безответственному клерку.

А представьте, что оно приходит с убедительной информацией против вас лично. Так понятнее?

Мы года два слышим какие-то победные речи об успехах диджитализации Украины, едва ли не на эстонском уровне эффективности, и мне они напоминают такую же болтовню о «стандартах НАТО», к попыткам внедрения которых я и сам был немного причастен в определенной сфере.

Когда я читаю, что «внедрение стандартов НАТО является нашим «домашним заданием», то хочется сказать, что никаких отдельно взятых западных стандартов не внедрить в стране, которая в остальном своем бытии очень далека от того же Запада. Стандарты НАТО не ограничиваются кухней, казармой и полигоном. Это унифицированная военно-политическая система безопасности стран Альянса, контролируемая прежде всего избирателями, гражданами этих стран, которые заботятся о своих детях на военной службе и вне ее.

То же касается внедрения разных цифровых технологий, разных «приложений». Но в нашем случае все чаще происходит, что это человек является приложением к «цифре».

В тех же 1960-х Пьер Буль написал роман «Планета обезьян», который стал франшизой, экранизировался и брался за основу по меньшей мере раз десять. В последних версиях генетически модифицированные обезьяны берутся за оружие и разгоняют людей. Таким образом, старый образ «обезьяны с гранатой» приобретает более политкорректные и животнолюбивые версии.

Обезьяны бывают разных пород, гранаты бывают разных систем. Но вот людям от этого не лучше.