UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как продать непроданное

Спектральные коэффициенты блокируют инвестиции в новый спектр частот для мобильной связи

Автор: Герман Богапов

В условиях общего торможения, вызванного карантинными мероприятиями из-за COVID-19, на первый план выходит вопрос создания условий и стимулов для перезагрузки экономики государства. Одним из направлений перезагрузки, которое создаст инвестиционные стимулы, увеличит доходы госбюджета и уменьшит расходы на администрирование налогов, является цифровизация. Оно связано не только с запуском налоговой инициативы «Дія Сіті», активно лоббируемой Минцифрой, но и с покрытием всей территории страны скоростной мобильной связью. А для его реализации, во-первых, требуется как можно скорее строить новые базовые станции, а, во-вторых, ликвидировать устаревшие законодательные ограничения, не позволяющие государству в полной мере получать преимущества от имеющегося у него радиочастотного ресурса.

Хаос радиочастотного распределения

Самой высокой на сегодня является плата за частоты, используемые для 2G, 3G, 4G, а также пригодные и для развития 5G. Но бремя налогообложения этого спектра усугубляется еще и тем, что к рентной плате именно за эти частоты применяются предусмотренные Налоговым кодексом так называемые спектральные коэффициенты. Их всего два типа: повышающий (1,4) — при концентрации спектра, и понижающий (0,75) — при его дефрагментации. Вроде бы всего два числа, но как много это меняет.

Целью внедрения коэффициентов, инициированных Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) в 2014–2015 гг., было стимулирование операторов к обмену спектром частот и создание его сплошных полос для внедрения 3G и 4G в Украине.

Ведь до недавнего времени в большинстве диапазонов царил хаос. Это было следствием непродуманной госполитики распределения частот. Радиочастоты выдавали как получится — вместо сплошных полос операторы получали «кусочки» радиочастот, которые граничили с частотами других компаний, создавая друг другу радиопомехи.

Да и операторов тогда было больше. Лишь со временем, вследствие рыночных процессов, их практически осталось всего три, ведущих полноценную деятельность на всей территории Украины. Кроме того следует учесть, что в 1990-х годах мало кто мог догадаться, что для 4G-интернета в 900 МГц или 1800 МГц нужны сплошные полосы, а не нарезанные «клочки».

Позиция Регулятора

Сегодня цель, с которой вводились коэффициенты за концентрацию и дефрагментацию спектра, полностью достигнута. Это подтверждает сам инициатор регулирования — НКРСИ:

«В настоящее время указанная рентная плата регулируется устаревшими нормами, которые сдерживают развитие новых радиотехнологий.

Так, еще в 2014 г. статьей 254 Налогового кодекса Украины введены стимулирующие повышающие и понижающие коэффициенты к отдельным ставкам рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины. Целью учреждения указанных коэффициентов было в том числе стимулирование операторов телекоммуникаций к обмену ограниченным радиочастотным ресурсом, который использовался неэффективно, был фрагментирован, что не давало возможности для его составления и создания сплошных полос радиочастот для дальнейшего внедрения новейших радиотехнологий. Введение указанных коэффициентов дало положительный результат, вследствие чего, в частности стала возможной выдача новых лицензий на радиотехнологии четвертого поколения — что и было осуществлено НКРСИ в диапазонах 2600, 1800 и 900 МГц.

В то же время после того, как было проведено упорядочение спектра и внедрены новейшие радиотехнологии в указанных диапазонах радиочастот, необходимость в дальнейшем применении указанных стимулирующих коэффициентов отсутствует, а дальнейшее их применение будет иметь только негативные последствия.

Так, в результате перераспределения радиочастотного ресурса между операторами сотовой связи с целью его упорядочения для наиболее эффективного использования (рефарминга), операторы, которые являются самыми крупными плательщиками рентной платы, уже платят ренту со ставкой 17 313,94 грн в результате применения понижающего коэффициента 0,75 (23085,25 х 0,75 = 17 313,94), что влияет на уменьшение поступлений в государственный бюджет.

Также имеющаяся система коэффициентов является сложной для вычисления и проверки правильности уплаты рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины, что усложняет администрирование указанного налога и не упрощает налоговую систему для бизнеса.

Наличие повышающего коэффициента за концентрацию спектра является сдерживающим фактором для потенциальной покупки операторами дополнительного спектра на тендерной основе, в частности в диапазоне 2100 МГц, что также влияет на уменьшение поступлений.

В то же время отмена коэффициентов будет способствовать созданию одинаковых прозрачных условий для дальнейшего внедрения новых радиотехнологий в этом диапазоне на тендерной основе, что в свою очередь положительно повлияет на качество подвижной (мобильной) связи за счет увеличения ресурса у операторов».

НКРСИ неоднократно официально подавала предложения в соответствующие комитеты ВРУ.

Кто не поддерживает

После недавнего рассмотрения данного вопроса НКРСИ генеральный директор lifecell Исмет Языджы написал на странице в Facebook:

«Вчера НКРСИ в очередной раз предложила отменить коэффициенты эффективного использования спектра. Эти коэффициенты вводились в 2016 году в преддверии тендеров на 4G. То есть операторы принимали решение об участии в тендерах, касательно лотов и максимальных ставок, принимая во внимание эти коэффициенты, понимая, сколько придется в дальнейшем платить за пользование спектром. Технология 4G работает уже третий год, мы придерживаемся всех условий лицензии и активно инвестируем в развертывание покрытия по всей Украине. И теперь, когда рефарминг частот всеми операторами проведен, Регулятор предлагает изменить правила игры.

Могут ли операторы/инвесторы доверять государству, меняющему правила/стоимость пользования спектром, который передан в пользование операторам на 15 лет, через три года после получения, во время активной фазы развертывания сети? О каких 5G-тендерах можно говорить, или о появлении новых игроков на рынке, если правила меняются через три года после тендера? Вопросы риторические...

Но мы надеемся, что государство будет придерживаться предыдущих договоренностей, ведь невозможно привлекать новые инвестиции, дестабилизируя рынок».

Арифметика здесь проста: если будут отменены спектральные коэффициенты, оператору придется платить за радиочастоты, как всем. Понятно, что компания имеет свои краткосрочные интересы и защищает их, что вполне логично. Но ведь несмотря на нынешнюю позицию lifecell (надеемся, она скоро изменится), отменять спектральные коэффициенты необходимо для дальнейшего развития всего рынка.

«Частотовложения»

Как известно, в результате обмена радиочастот lifecell и Vodafone смогли получить дополнительный спектр. «Киевстар» за счет перераспределения частот в пользу конкурентов добровольно и безвозмездно отдал 2х1,9 МГц спектра в диапазоне 1800 МГц и 2х1,5 МГц спектра в диапазоне 900 МГц.

Учитывая это, применение повышающих коэффициентов является регулированием экономической конкуренции фискальными методами. Понижающие коэффициенты в свою очередь свою стимулирующую к обмену частотами роль уже выполнили и теперь являются фактически налоговой скидкой.

«Потеряв свою стимулирующую роль, коэффициенты для радиочастотного ресурса (РЧР) стали тормозом для дальнейшего развития рынка. Так, игроки рынка, которые подпадают под действие понижающих коэффициентов, получают от государства налоговую скидку. А те, кто подпадает под действие повышающих — должны платить рентную плату почти в 1,5 раза выше, — отмечает директор по регуляторному обеспечению «Киевстар» Александр Когут. — Применение коэффициентов, в частности повышающих, блокирует инвестиции мобильных операторов в новый спектр, который есть у государства, например, частот диапазона 2100 МГц. Действующая система коэффициентов делает этот бизнес-кейс сомнительным».

Оценочная стартовая стоимость спектра в диапазоне 2100 МГц, который был сдан государству компанией «ТриМоб» (подразделение «Укртелекома»), может составлять приблизительно от 500 млн до 1 млрд грн. В случае покупки каждым из трех операторов 2х5 МГц спектра из имеющихся у государства 2х15 МГц, рентная плата за РЧР за счет применения указанных коэффициентов выросла бы совокупно для мобильной тройки на 469 млн грн в год (156,3 млн грн дополнительно на каждого оператора). К этому приведет применение повышающих коэффициентов.

Таким образом рост фискальной нагрузки (без учета стоимости лицензий) является сдерживающим фактором для:

а) покупки определенного объема дополнительного спектра;

б) окупаемости бизнес-кейса в целом и участия в аукционе.

И, как указали в НКРСИ, отмена коэффициентов сделает процесс администрирования рентной платы за РЧР простым, прозрачным и понятным как для плательщика, так и для уполномоченных государственных органов.

Таким образом отмена коэффициентов, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса применяют к рентной плате за пользование радиочастотным ресурсом:

Естественно ожидать, что после отмены спектральных коэффициентов мобильные операторы направят свои финансовые ресурсы на расширение покрытия 4G и повышение пропускной способности сетей.

Все стати Германа Богапова читайте здесь.