UA / RU
Поддержать ZN.ua

Авиастроение судного дня…

Что происходит сейчас на флагмане отрасли — заводе «Антонова».

Автор: Дмитрий Менделеев

Канун 75-летия государственного предприятия «Антонов» ознаменовался знаковыми для авиастроения Украины мероприятиями — участием президента Владимира Зеленского в выкатке фюзеляжа самолета и последующей пресс-конференцией главы державы по итогам двух лет каденции.

Символизм мероприятия очевиден, ведь украинское авиастроение весьма похоже на этот фюзеляж — без шасси, крыльев, двигателя и всего остального, что делает самолет самолетом.

Напомню, что еще в ноябре 2019-го, в первый год своего президентства, в ходе визита на Харьковский авиазавод Зеленский заявил о необходимости принятия государственной программы развития авиастроения. К сожалению, упомянутая программа до сих пор так и не утверждена правительством, да и шансы на то, что она позволит вывести отрасль из затяжного кризиса, стремятся к нулю.

В апреле текущего года Государственная аудиторская служба Украины завершила подготовку отчета по результатам финансового аудита флагмана отрасли — госпредприятия «Антонов» за период с 2015-го по 2020 год, проведенного по обращению департамента контрразведки СБУ.

Совершенно очевидно, что некоторые эпизоды из указанного отчета о деятельности украинских чиновников и функционеров авиапрома вполне претендуют на то, чтобы быть использованными как фабула отдельных уголовных дел.

«Дорогой» «Антонову» «Укроборонпром»…

Содержание «эффективного» менеджмента «Укроборонпрома», получающего заоблачные зарплаты, как установили государственные аудиторы, обошлось «Антонову» с 2018-го по третий квартал 2020 года почти в 200 млн грн. Из этой суммы 133,5 млн грн перечислены «Укроборонпрому» только за три квартала 2020-го. В то же время с 2015-го по сентябрь 2020 года ГП «Антонов» из собственных средств направило 542 млн грн на реализацию программы импортозамещения комплектующих из РФ для двух типов самолетов — Ан-148 и Ан-178. Чем так «обрадовал» концерн «Укроборонпром» авиастроителей, что им перечислена сумма, вполне сопоставимая со средствами на реализацию программы импортозамещения? Может, при содействии менеджмента «Укроборонпрома» были подписаны многомиллионные контракты? А возможно, «Укроборонпром» открыл новые рынки сбыта для самолетов «Антонова»? Или, может, уже достраивается вторая «Мрія» для мирового рынка авиаперевозок, что обеспечил тоже «Укроборонпром»?

«Укроборонпром» настолько «эффективно» управлял ГП «Антонов», что по Государственной целевой программе реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2021 года, где были предусмотрены бюджетные средства на программу импортозамещения комплектующих из РФ в авиастроении, предприятие не получило ни копейки.

Вероятно, 200 млн грн «Укроборонпрому» перечислили за содействие в подписании «Антоновым» в последний день минувшего года государственного контракта с Министерством обороны Украины на поставку трех самолетов Ан-178? Неужели Минобороны теперь требуется такой дорогостоящий посредник, чтобы подписать контракт с украинским предприятием?

Перечисление ляпов «Укроборонпрома» с утверждением финансовых и инвестиционных планов, стратегии развития госпредприятия заняло несколько страниц аудиторского исследования и позволило аудиторам сделать вывод о том, что система управления предприятием не совсем эффективна и не очень способствует его «развитию и конкурентоспособности на рынках разработок и производства самолетов».

Фактически с 2015 года «Укроборонпром» лишил ГП «Антонов» права самостоятельно работать по экспортным контрактам, хотя правительство своим постановлением наделило предприятие такими правами.

Практически во все внешнеэкономические контракты «Антонова» концерн ввел спецэкспортеров — «Укспецэкспорт» и его дочерние компании, которые взимают с предприятия комиссионное вознаграждение за посредничество и затраты комиссионера. Речь идет о многомиллионных суммах оборотных средств, которые поступают напрямую на счета посредников и не контролируются «Антоновым». При этом сумма комиссионного вознаграждения совершенно произвольная. Например, только на одном контракте по поставкам продукции индийскому заказчику «Спецтехноэкспорт» умудрился наварить почти 25% от цены контракта, что составило более 12 млн грн.

Как установили аудиторы, ставки комиссионного вознаграждения у посредников из «Укроборонпрома» варьируют от 5 до 10%, а затраты комиссионера составляют от 5 до 34% от цены контрактов. Оказывается, такой «произвол» возможен из-за того, что «Укроборонпром» не создал распорядительный документ по вопросам подобного стяжательства.

На самом же деле аудиторы должны были сделать несколько иные выводы.

Совершенно очевидно, что передача ГП «Антонов» в 2015 году в сферу управления «Укроборонпрома» была абсолютно надуманным проектом, который привел к значительным финансовым и репутационным потерям для украинской авиастроительной отрасли в целом. Единственное, что как-то может утешать, что основной земельный участок в Киеве, где расположено предприятие «Антонов», еще не выведен под строительство жилого комплекса, как предполагалось.

«Укроборонпром» не осуществляет никакого управления ГП «Антонов». На самом деле эта надстройка успешно «переваривает» средства оборонных предприятий, выплачивая астрономические зарплаты своим топ-менеджерам. Украинский авиапром под управлением «Укроборонпрома» уверенно движется к потере производства, и об этом свидетельствует тот факт, что ГП «Антонов» продало последний самолет в 2015 году. А с 2016-го на предприятии не произведен ни один серийный самолет.

И самое главное — без серьезной государственной поддержки и стабильного государственного заказа реанимировать украинское авиастроение уже невозможно.

Хорошо забытое новое…

Реинкарнация в середине прошлого года в исполнительной власти бывшего Минпромполитики в виде Минстратегпрома вселяла некоторую надежду в украинских авиастроителей. Однако год существования нового-старого министерства продемонстрировал полную несостоятельность исполнительной власти в управлении отраслью, которая могла бы стать драйвером экономики Украины.

Двадцать лет прошло с момента принятия Закона «О развитии самолетостроительной промышленности», в соответствии с которым эта отрасль определена приоритетной для экономики Украины. За эти годы в стране разрабатывались многочисленные программы и стратегии, некоторые из них даже были приняты правительством. Ни одна из указанных программ и стратегий не была профинансирована соответствующим образом, хотя в государственном бюджете были предусмотрены средства на эти цели.

На сайте Минстратегпрома представлен проект новой государственной целевой программы развития авиапромышленности до 2030 года, разработанной под эгидой новосозданного министерства. На поддержку отрасли по этой программе из госбюджета предполагается направить более 20 млрд грн, а еще 16 млрд предприятия должны изыскать из собственных оборотных средств.

Самое печальное, что в этой программе нет главного — поддержки возрождения серийного производства самолетов для возвращения страны в десятку стран с полным циклом производства самолетов. Такая задача для Минстратегпрома должна была стать приоритетной. Пока же даже малейшего намека на ее решение со стороны правительственных чиновников не наблюдается.

Вероятно, сотрудники Минстратегпрома не видели отчет Госаудита, где черным по белому написано, что потеря и отсутствие на протяжении длительного периода серийного производства авиатехники влечет за собой потерю авиастроительной отрасли страны.

Еще большим секретом для Минстратегпрома является то, что в Украине вообще отсутствует эффективная система стимулирования спроса и лизинга авиатехники, а также поддержки экспорта. Знают ли государственные чиновники о высокой стоимости кредитных ресурсов и о сложностях с получением госгарантий? Именно на решение этих вопросов должна быть направлена промышленная и военно-промышленная политика исполнительной власти.

Смешно, но в проекте программы вместо реализации мероприятий по поддержке авиастроения есть позиции по финансированию подготовки проектов законов и нормативно-правовых актов в сумме 10 млн грн. Именно в этом месте необходимо задать вопрос: а для чего содержится за средства налогоплательщиков армия чиновников и депутатов, в обязанности которых это и так входит?

Каких еще «реформ» со стороны «Укроборонпрома» не хватает правительству для понимания того, что пять лет управленцы и «реформаторы» концерна гробят украинское авиастроение?

Неужели не ясно, что все предприятия авиастроения «еще вчера» необходимо было вывести из состава концерна и напрямую подчинить их соответствующему министерству с принятием серьезной антикризисной правительственной программы. Но это не означает, что таким органом исполнительной власти должно быть Минстратегпром, со стороны которого не наблюдается ни малейших усилий по формированию и реализации промышленной политики в отрасли.

Чей фюзеляж выкатил Зеленский?

Выкатка президентом фюзеляжа Ан-178 на ГП «Антонов» действительно имела некий символизм. Фюзеляж Ан-178 под серийным номером 007 в реестре открытых заказов предприятия фигурирует в договоре комиссии «Укрспецэкспорта» с Министерством обороны Республики Ирак от 2016 года. Судя по всему, на выкатку фюзеляжа надо было пригласить не украинского министра обороны Андрея Тарана, а министра обороны Ирака.

Более того, этот же фюзеляж находится по договору №225/2020/КОД-КБ-32 от 2 июня 2020 года в залоге у Укргазбанка в качестве контргарантии по внешнеэкономическому контракту между «Спецтехноэкспортом» и «Антоновым» на поставку самолета в Перу. Изюминка сего действа состоит в том, что по договору между «Спецтехноэкспортом» и перуанским заказчиком никакая контргарантия не была предусмотрена. Договор контргарантии подписан между Укргазбанком и «Спецтехноэкспортом». Зачем тогда «Антонову», не будучи субъектом договорных отношений по договору контргарантии, отдавать в залог Укргазбанку свои недостроенные самолеты?

Договор о поставке самолета Ан-178 в Перу может служить великолепной иллюстрацией работы спецэкспортеров на внешних рынках. При общей сумме контакта в 64 млн долл. комиссионное вознаграждение «Спецтехноэкспорта» предусмотрено в размере ни много ни мало 3,3 млн долл. При этом затраты спецэкспортера по продаже самолета составят почти 13 млн долл.

Никаких предоплат по договору поставки самолета в Перу «Антонов» не получил. Однако руководителями ГП было принято решение о начале производства работ по этому проекту, затраты на которые составили 180 млн грн из оборотных средств предприятия.

На сегодняшний день из оборотных средств предприятия на такого рода контракты уже ушло более 1,6 млрд грн при том, что гарантировать покупку готовых изделий не может никто.

Авиаперевозки «Антонова» — дойная корова посредников…

С 2015-го по третий квартал 2020 года более 85% чистого дохода ГП «Антонов» составил доход от авиаперевозок. При этом львиная доля контрактов (более 73%) по авиаперевозкам принадлежит посредникам, которые лишь «двигают бумаги», а все реальные работы по перевозкам, обслуживанию и ремонту самолетов осуществляет «Антонов».

В рамках проекта SALIS по заказу Агентства НАТО по техническому обслуживанию ГП «Антонов» заключило договоры с компаниями Ruslan SALIS GmbH, Antonov SALIS GmbH, Antonov Logistics SALIS GmbH, Dreamlifts Ltd на предоставление своей торговой марки и по фрахту самолетов для авиаперевозок.

При этом «Антонов» не владеет информацией о реальном содержании, условиях контрактов, фактической стоимости рейсов и суммах средств, поступивших на счета агентов.

Следует отметить, что ГП «Антонов» является якобы учредителем всех трех вышеперечисленных зарубежных компаний, но при этом не владеет реальной информацией о содержании контрактов с Агентством НАТО. С ноября 2018 года предприятие безуспешно пытается в иностранных судах доказать право собственности на доли в уставном капитале указанных компаний.

В Украине Главная военная прокуратура тоже ведет уголовное производство по фактам злоупотреблений должностных лиц компании Antonov SALIS GmbH, нанесших многомиллионный ущерб «Антонову».

Однако многомиллионные суммы за авиаперевозки по программе SALIS продолжают оседать на счетах посредников.

Почти четыре года назад в статье «Под крылом самолета кто-то крадет» я детально описал схему получения сверхприбыли бывшими и будущими агентами «Антонова» по авиаперевозкам для программы SALIS. К сожалению, мои опасения по поводу нанесения ущерба госпредприятию подтвердились.

Отчет государственных аудиторов является красноречивым подтверждением убийственной политики государства в отношении собственного высокотехнологичного производства, а также полного отсутствия квалифицированного менеджмента в авиастроительной отрасли.

При сохранении подобного отношения высших государственных и правительственных чиновников к кризисной ситуации в отрасли вряд ли выкаченный президентом символический «фюзеляж украинского авиастроения» обретет в ближайшее время шасси, крылья, двигатель и все остальное, что хоть как-то позволит реанимировать авиапром…

P.S. А если вдруг члены СНБО перед пятничным заседанием, на котором запланировано обсуждение возрождения авиапрома, вдруг для разнообразия захотят что-то в стране не разрушить, а построить, вот два наших текста на эту тему: "Как вывести из штопора украинский авиапром", Блэкаут украинского авиапрома… 

Поверьте, они как новые!