UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинские пенсии: от перерасчета до накопления

Несмотря на критику, Кабмин намерен запустить пилотный проект накопительной профессиональной пенсионной системы с 2021 года.

Автор: Татьяна Кириленко

С 1 декабря в Украине снова пересчитают пенсии. Причина — повышение прожиточного минимума, который для нетрудоспособных лиц увеличится до 1769 грн. Правда, вырастут выплаты не всем, и радоваться перерасчету также будут не все. Кроме того, правительство планирует пенсионную реформу, хотя на первом этапе — половинчатую…

Везет тем, кто получает минимальные и максимальные пенсии

Так о ком же все-таки идет речь, и что им полагается? Перерасчету будут подлежать пенсионные выплаты, составляющие которых зависят от размера прожиточного минимума: доплата к минимальному размеру пенсий, доплата за сверхурочный стаж, повышения, рассчитываемые, исходя из прожиточного минимума.

Сам же размер повышения будет зависеть от того, какая составляющая пенсионной выплаты (у каждого она своя) рассчитывается от величины прожиточного минимума. А он, согласно Закону «О Государственном бюджете Украины на 2020 год», для лиц, утративших трудоспособность, следующий: с 1 января 2020 года — 1638,00 грн, с 1 июля — 1712,00, с 1 декабря — 1769 грн.

Поэтому в связи с его ростом и на выполнение Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (статья 42) органы Пенсионного фонда автоматически проведут перерасчет пенсий. Обращаться никуда не надо, разве что в случае устройства на работу или увольнения с нее.

Прежде всего будущий перерасчет коснется пенсионеров, получающих минимальные выплаты. Скажем, в прошлый раз (в июле этого года) им повысили пенсии на 74,00 грн (с 1638 до 1712 грн). В декабре они вырастут еще на 57 грн. В общем, будут доплачивать до указанного уровня всем, кто сейчас получает сумму, меньшую нового прожиточного минимума.

Куда больше повезет тем, у кого высокая пенсия. Эта немногочисленная группа получит самую существенную надбавку — 570 грн. Сейчас размер их пенсий ограничен 10 прожиточными минимумами и составляет 17 120 грн, а уже с 1 декабря выплаты достигнут 17 690 грн.

Те лица, у которых от размера прожиточного минимума зависит доплата за сверхурочный стаж, получали повышения значительно более скромные. Например, если доплата за четыре года сверхурочного стажа в начале года составляла 65,52 грн (1638,00 грн х 4%), то с 1 июля она выросла до 68,48 грн (1712,00 грн х 4%). Но сама сумма пенсии увеличилась только на разницу (68,48 грн – 65,52 грн = 2,96 грн).

Но декабрьская надбавка коснется данной категории, а это 2,7 миллиона пенсионеров из 11,2 миллиона, только в части тех составляющих пенсии, которые рассчитываются на основе прожиточного минимума. Если же говорить о доплатах за сверхурочный стаж, то им ничего не светит.

Мол, работающим пенсионерам за сверхурочный стаж пересчитывают выплаты каждые два года, и этого достаточно. Размер выплат пересматривают с учетом приобретенного после назначения пенсии страхового стажа или страхового стажа и заработной платы (выбирается наиболее выгодный вариант перерасчета).

Пенсионные накопления и уголовные дела

С учетом вышесказанного тем, кому еще далеко до пенсии, скорее всего, надо самим позаботиться об обеспеченной старости. Правда, уже который год подряд посодействовать этому обещает и государство, планируя ввести второй уровень пенсионной системы (накопительный).

Сейчас есть даже очередной законопроект №2683, но парламентский комитет по вопросам антикоррупционной политики этот документ раскритиковал. Нардепы опасаются, что такая система может привести к созданию финансовой пирамиды.

Есть и ряд других замечаний: от недостаточного уровня экономического развития для введения второго уровня пенсионного обеспечения до несовершенного отбора участников этой пенсионной системы, что угрожает значительными коррупционными рисками, и до отсутствия эффективных механизмов вложения собранных средств.

И опасения эти небезосновательны. В целом 15-летний период становления в Украине сегмента частных пенсионных фондов оказался крайне непродуктивным. Сейчас они владеют общими активами на сумму свыше 3 млрд грн. А в системе негосударственного пенсионного обеспечения принимают участие менее 900 тысяч лиц, или около 5% всего трудоспособного населения страны. Сумма их пенсионных взносов составила 2,22 млрд грн.

В Государственном реестре финансовых учреждений есть информация о 63 негосударственных пенсионных фондах и 22 администраторах НПФ. Но пенсионный фонд Национального банка сосредоточил едва ли не половину активов указанного сектора услуг, хотя он является корпоративным и предусматривает обслуживание только работников из структур регулятора.

Критики нового законопроекта как раз и ссылаются на этот пенсионный фонд, в отношении которого существует ряд уголовных дел о разворовывании средств. Мол, пока нет надлежащего государственного регулирования указанной сферы, нет механизмов защиты собранных денег от инфляции и не хватает инструментов для надежного инвестирования средств, которые бы дали доход для покрытия все более высоких цен и затрат на содержание накопительного пенсионного фонда и на администрирование, такой проект не пригоден.

Пилотный проект

И все же накопительный пенсионный уровень планировали запустить с 2021 года, в некоторой степени доработав упомянутый документ. Но сейчас планы несколько изменились. На заседании правительства 18 ноября было принято решение о внедрении накопительной профессиональной пенсионной системы (НППС). Это как пилотный проект перед полным запуском системы.

Кабмин разработал новый законопроект, которым предполагается накопительный пенсионный уровень, но только для лиц в возрасте до 35 лет, работающих в особо тяжелых и опасных условиях. Эта категория получит собственные пенсионные счета, которыми сможет воспользоваться после выхода на пенсию. Приблизительный объем средств для этой накопительной системы составит 2–3 млрд грн в год. Расчеты, проведенные до 2050 года, показывают, что от внедрения такой системы выигрывают и работники, и работодатели, и в целом экономика страны. По крайней мере так заверил премьер-министр.

Правительственным законопроектом предусмотрены три профессиональные пенсионные программы. Программа №1 дает право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет у мужчин (из него на вредных профессиях — так называемый список № 1 — от 10 лет) и при наличии страхового стажа от 20 лет у женщин (из него на вредных профессиях — от 7,5 года).

Согласно программе № 2 пенсию можно получить после 55 лет при наличии страхового стажа от 30 лет у мужчин (из него при работе по списку № 2 — от 12,5 года) и при наличии страхового стажа от 25 лет у женщин (из него при работе по спискам № 1 и  2 — от 10 лет). Программа № 3 позволяет добровольно вступить в НППС на условиях, определенных в коллективных договорах, и получить пенсию после достижения 55 лет.

Источником финансирования пенсий и формирования пенсионных активов в накопительной профессиональной системе будут страховые взносы работодателей (повысится ставка ЕСВ). В соответствии с условиями программы № 1 работодателям придется к 22% ЕСВ дополнительно платить еще 15%, программы № 2 — 7%, программы № 3 — от 3% по согласованию с сотрудниками. Участники НППС самостоятельно будут выбирать негосударственный пенсионный фонд, в который будут направляться страховые взносы через Пенсионный фонд.

* * *

И хотя коронакризис блокирует едва ли не все новые проекты, откладывать реформу пенсионной системы действительно очень опасно. Ведь, несмотря на сверхнизкие выплаты для почти 35% пенсионеров, дефицит Пенсионного фонда в 2020 году достигнет рекордных 172,5 млрд грн.

Правда, в Министерстве социальной политики корректируют указанные цифры, утверждая, что это так называемый грязный дефицит. То есть в него входят не только посчитанные по формуле пенсии, но и все надбавки, «дотяжки» и «особые права». Но это не меняет сути: собранных с работающих средств катастрофически не хватает на выплату пенсий, что лишний раз свидетельствует о неэффективности солидарной системы.

Да и дело не в ней самой, а в том, что она единственная, и на нее оказывают значительное давление демография (старение населения), а также массовая трудовая миграция и зарплаты «в конвертах». Поэтому исправлять ситуацию надо комплексно: повышать уровень жизни, создавать условия для молодых семей, при которых они бы и трудоустраивались, и рожали детей в Украине. А еще — создавать благоприятные условия для развития бизнеса, повышать зарплаты и следить, чтобы работодатели выводили занятость из «тени».