Слова, которые мы употребляем, привязывают нас к определенным представлениям, иногда ошибочно. Уже семь лет украинцы употребляют словосочетание «статус ВПЛ», не задумываясь над тем, что же на самом деле означают эти слова и как именно они влияют на почти полтора миллиона внутренне перемещенных лиц в Украине.
Слово «статус» происходит из латыни и пришло в украинский язык из западноевропейских. Его корень (sta) означает «стоять» и используется, например, в таких английских словах, как stay (стоять), stasis (застой), static (незыблемый) и т.п., и имеет сильный оттенок неизменности.
Существует несколько значений слова «статус». Не все значения проблематичны, когда речь идет о переселенцах. Например, определение статуса как «ситуации в конкретный момент во время процесса», «определенного состояния чего-нибудь» вполне приемлемо.
Некоторые значения понятия «статус» могут иметь другие оттенки. К примеру, это толкование касается иерархии: «относительная социальная или профессиональная позиция». Еще одно значение касается выделения: «официальная классификация, которая предоставляется лицу, стране или организации и определяет ее права или обязанности».
Однако какое отношение это имеет к ежедневной жизни переселенцев? Утверждение за ними «статуса» приводит к серьезным ограничениям по сравнению с другими гражданами Украины. Например, они могут получать социальные выплаты и пенсии только в одном банке. По отношению к ним осуществляются постоянные проверки. Доступ к любым государственным или финансовым услугам возможен лишь со справкой ВПЛ. Всего этого не требуют от других граждан.
Хочу подчеркнуть, что на самом деле все переселенцы имеют лишь один статус, они — граждане Украины. Они должны иметь равный доступ ко всем правам, что и другие граждане. Но учитывая их опыт перемещения, они некоторое время нуждаются в особой поддержке, пока не наладят стабильную жизнь.
Вследствие правовой традиции в Украине до сих пор существует тенденция классифицировать людей по разным социальным «статусам» и вводить государственные программы, привязанные к этим «статусам». Из-за этого льготы для отдельных категорий граждан составляют значительную долю средств системы социального обеспечения. Так произошло и с переселенцами.
Уже седьмой год подряд правительство ежегодно тратит около 130 млн долл. на выплату адресной помощи внутренне перемещенным лицам. С прошлого года также обеспечивает бесплатно обедами детей и студентов ВПЛ, не проверяя потребность в такой поддержке. Фактически все эти деньги просто проедаются, а инвестиции в интеграцию переселенцев не осуществляются. Не выделяются средства на программы доступного жилья или удешевление кредитов по ипотеке, нет эффективных стимулов для трудоустройства или начала собственного бизнеса и т.п.
Из положительного — переселенцы могут голосовать на местных выборах, но при этом в большинстве областей они не включены в местные программы развития, потому что не считаются членами местных громад.
Лишь справкой ВПЛ можно подтвердить место жительства. Это держит людей в заложниках «статуса» ВПЛ на протяжении всей их жизни. Даже для детей, родившихся после перемещения, хотят получить справку, потому что это дает преимущества в получении мест в детских садах и уже упомянутых бесплатных обедов. У семей искажены стимулы для продления «статуса ВПЛ».
Вот лишь одна из историй, которую рассказал мне Сергей (имя изменено), переехавший из Донецка в Киев три года назад. У него есть хорошая работа и сбережения, поэтому решил приобрести квартиру в пригороде Киева. Он прекрасно руководит своей жизнью, и ему не нужна дополнительная поддержка от государства. Однако ему пришлось получить справку ВПЛ, ведь без нее с ним отказывались заключить договор купли-продажи недвижимости и регистрировать новую собственность. «Мне кажется, что такое отношение неэффективно. Ведь, имея справку, я могу подать запрос и получать помощь от государства, в которой я не нуждаюсь. Было бы правильнее распределить эти средства или бесплатные услуги адвоката в пользу тех, кто на самом деле в них нуждается», — сказал Сергей.
Перемещение — это процесс, который имеет начало и конец. Если человек уже нашел свой новый дом и работу, легко ориентируется на новом месте, не надо принуждать его оставаться «переселенцем» навсегда. Да, этот травматический трудный опыт никто не отменяет, однако со временем потребности меняются. На смену потребности в гуманитарной помощи и расходных материалах приходит потребность в уверенности в будущем: жилье, работе, развитии. Опросы международных организаций показывают, что большинство переселенцев готовы вести свою жизнь самостоятельно без излишней поддержки государства.
Самая важная поддержка, в которой они нуждаются, — решить жилищную проблему: иметь постоянное, временное или социальное жилье в зависимости от экономической ситуации каждой семьи. Но пока что государство выбрало направление пожизненно расходовать огромные средства на адресную помощь — маленькую сумму на каждого, вместо того чтобы инвестировать в создание прозрачной системы, которая позволит предоставить необходимую долгосрочную помощь с жильем. Было бы прекрасно, если бы государственная политика была направлена на то, чтобы завершить подвешенное состояние «перемещения» и достичь максимальной интеграции переселенцев.
Подводя итог замечу, что хотя можно использовать слово «статус» без вреда для воплощения долгосрочных решений для ВПЛ, это слово и то, что оно означает в украинском контексте, имеет неоднозначность, несущую в себе риски.
Работа с переселенцами требует новых подходов. Надо отказаться от движения по ржавым рельсам раздачи «статусов», которые ставят людей в зависимость от государственной помощи.
Необходимо перенаправить ресурсы на решение жилищных вопросов, отвязать доступ к услугам от регистрации как ВПЛ и, наконец, вернуть людям их естественный статус — полноценных граждан Украины.