Среди них - доктор юридических наук, профессор кафедры интеллектуальной собственности, информационного и корпоративного права юридического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко Зорислава Ромовская.
- Пани Зорислава, поскольку ваша книга называется "Час вибрав мене", разрешите начать интервью с вопроса: "Когда, как и для чего вас "выбрало Время"?"
- Сразу трудно ответить... Еще со школьных лет спрашивала себя, кем буду. Хотела стать врачом. А получилось, как получилось...
- Не жалеете, что стали юристом?
- Нет. Но мечта стать врачом была. Да и мамин брат был врачом.
- Как вы считаете, какой процент украинцев является создателем государства на сегодняшний день?
- Основным создателем государства является женщина, рожающая детей... А те, кто называет себя политиками... Что такое политик? Политики в Верховной Раде? Но ведь "полис" - это государство. Я против приватизации слова "политик".
- Однажды я думал над тем, какие профессии главные. Учитель, врач... Так ли это?
- Как говорил в свое время Бисмарк? Войны выигрывают не генералы, а учителя и священники. Все мужчины по маминой линии - священники.
- "Борітеся - поборете!" - призывал наших предшественников Тарас Шевченко. Как думаете, сколько еще должна продолжаться борьба украинцев за достойную, богатую Украину?
- Думаю, даже уверена, борьба еще будет продолжаться. Но беспокоит, что равнодушия еще много. А равнодушие - как инфекция.
- А вот Семен Глузман считает, что у нас, "украинцев, есть особая черта - фермент сопротивления". Соглашаетесь?
- Абсолютно.
- А как тогда относитесь к утверждению Николая Михновского, что "Главная причина несчастья нашей нации - отсутствие национализма среди широкой общественности"?
- Семен Глузман говорил о тех, кто был в советских концлагерях. А широкая общественность проявляет равнодушие.
- Почему?
- Может, материальные заботы поглотили. Может, убеждены: кто сидит тихо, будет спокойнее и ему, и его детям. Сто лет назад прозвучали слова Евгения Чикаленко: "Украинцы - недоваренная нация". Кстати, именно он профинансировал издание "Словаря української мови" Бориса Гринченко, строительство Украинского дома во Львове и сделал еще немало добрых дел. Прочитала я эти слова Е.Чикаленко давно. Было очень обидно, поэтому спрятала их в сокровенную ячейку
своей памяти. Хотя и соглашаюсь с этим приговором. Наконец, очень много факторов не давали и не дают до сих пор украинской нации "довариться".
- Действительно, таких факторов в нашей истории было немало.
- "Кого улещено дарами, кого утоплено в крові", - объяснила ситуацию Лина Костенко. Вспомним расстрелянных коммунистической властью кобзарей и лирников, писателей, артистов, художников, профессоров, академиков... То есть украинская нация была обезглавлена. А что нация - без интеллигенции, без духовных лидеров?
- А вспомним 1933-й!..
- Голодомор 1933 года! Кстати, этот год в Украинской советской энциклопедии назвали счастливым годом расцвета села. И в историческом измерении времени - это произошло совсем недавно. Целыми столетиями, - писал Евгений Сверстюк, - дорога верности пахла для украинцев кровью, а дорога измены - корытом и служебным мундиром. За годы независимости украинская нация ощутимо возмужала, набираясь осознания своего достоинства. Мощную инъекцию патриотизма ввел украинцам Виктор Ющенко. Президент Украины открыл дверь свободы, открыл архивы. Это - очень много. Правда, не удалось ему победить олигархов. Не сумел склонить их на службу Украине. В этом его беда. А сколько нечистот вылито на действующего президента, а заодно - и на всю Украину. И ни одного хорошего слова - о том, чего Украина за эти годы достигла.
- Пани Зорислава, а теперь - о вашей деятельности, плодотворной законодательной работе.
- Просто - это моя работа. Прежде всего - законотворческая. В 1991 году Верховная Рада приняла мой проект Закона УССР "О собственности".
- Это был ваш первый задел?
- Да. Там содержалось немало новых, очень важных предписаний, касавшихся экономической жизни государства и ставших фундаментом для других законодательных актов. В течение 1991-1998 годов я участвовала в разработке проектов приватизационного законодательства. Как народный депутат Украины (в 1998-2002 годах) продолжила активную творческую работу, в частности написала проект Семейного кодекса Украины. Многие иностранные ученые признали Семейный кодекс более всего сориентированным на систему общечеловеческих ценностей. Я была автором двух (из шести) книг Гражданского кодекса Украины - "Личные неимущественные права физического лица", "Наследственное право". Стала автором проектов законов "О регламенте Верховной Рады Украины", "О политических партиях", "Об исполнительном производстве" и "О регистрации прав на недвижимость". Опубликовала такие юридические книги (монографии и учебники): "Права та обов'язки батьків та дітей"; "Аліментні зобов'язання"; "Цивільне право України. Підручник" (в соавторстве); "Українське цивільне право. Загальна частина. Академічний курс. Підручник" и другие.
- В чем заключается их новизна?
- Новизна их заключается в том, что, наряду с доступным для каждого читателя анализом действующего законодательства и практики его применения, в книгах подаются история писаного украинского права, сущность украинских обычаев и традиций, украинская национальная философия, запечатленная в поговорках и пословицах, мнения таких светочей нашего народа, как Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Иван Франко. Еще издала следующие три книги: "Сімейний кодекс України. Науково-практичний коментар", "Цивільний кодекс України. Науково-практичний коментар", "Цивільний процесуальний кодекс України. Науково-практичний аналіз" (в соавторстве). Многочисленные критические замечания по содержанию Гражданского процессуального кодекса Украины, сделанные на страницах этого издания (последнего - в перечне), приняли во внимание во время обработки новой редакции этого Кодекса, принятой Верховной Радой Украины в 2017 году.
- Пани Зорислава, вы такой многогранный юридический творец!
- Это моя работа, мое предназначение - создавать то, что необходимо нашим людям, - прежде всего тем, кто овладевает разными составляющими права. А также публиковала статьи в ведущих юридических журналах Украины. На собственные средства мне удалось издать книгу "Роздуми небайдужої жінки (про політику і життя)", в которой, в частности, представлена история жизни Степана Бандеры. А еще - "Мозаїка слова", в ней собраны мысли украинских выдающихся и "простых" людей, которые помогут читателю в формировании его мировоззрения. В рамках этой же серии - книжечка "Тарасові думи нам на щодень", где собраны отрывки из произведений Т.Шевченко, которые действительно могут понадобиться читателю. Кстати, она переведена на шрифт Брайля: благодаря этому стала первым изданием произведений Т.Шевченко для людей с нарушением зрения. Хотела еще добавить, что книга эта разослана всем украинским диаспорам мира, а книжечку "Кохання струни золоті", в которой собрана лирика украинских поэтов разных времен, распространила по военным госпиталям. Ну и последней я издала книгу "Час вибрав мене. Право. Юридична публіцистика. Спогади. Есеї".
- Ее интересно читать даже не юристу. Вы - еще и общественный деятель...
- Пришлось и это познать. Член правления Львовского регионального общества "Мемориал", один из основателей Общества украинского языка в Львовском университете. В 1988 году, находясь на общественной должности председателя Женского совета Львовского университета, организовала первое в советское время празднование Дня матери. Я активно поддерживала деятельность Народного Руха Украины, была делегатом Первого форума украинской интеллигенции.
- Недавно Светлана Алексиевич выразила мнение: "Вы знаете, такая ситуация во всем мире... Какое-то тотальное торжество посредственностей!". Неужели посредственности господствуют в мире?
- Это, я бы сказала, - серый цвет. Как-то мы все посерели... Но вкрапление оранжевого у нас есть. Все зависит от многих факторов - родителей, первой учительницы, от преподавателей.
- Сколько времени вы работали над "Мозаїкою слова"?
- О, очень много лет. Она как-то делалась-писалась потихоньку. Это так: искала в библиотеке свое. То есть искала то, что мне надо. И наталкивалась на разные мысли, которые потихоньку собирала.
- Познали ли вы уже себя?
- (Задумалась). Я очень хорошо знаю и свои плюсы, и свои минусы. Во многом являюсь копией своих родителей. Знаю, на что способна и чего не сделаю ни при каких обстоятельствах.
- Беспокоят ли вас мысли о старости?
- Когда смотрю в зеркало. В конце концов, тот, кто хочет долго жить, не сможет перескочить состояние старости.
- Что для вас время?
- Очень большая ценность. "Здається, часу і не гаю, а не встигаю", - как говорит Лина Костенко.
- Какое занятие для вас является сейчас наслаждением?
- Ежедневный труд. Спешу, поскольку времени передо мною не очень много. Я не чувствую времени, когда сижу за компьютером, неприятности и болезни отступают на второй план. Стремлюсь написать то, что начала.
- Чем больше живете - умом или сердцем?
- Сердцем.
- Нужна ли Украина миру?
- Конечно. И мир об этом знает. Прежде всего - Европа. Вспоминается такое. Несколько лет назад у меня была возможность подарить послу Франции в Украине керамическую тарелку с изысканными космацкими писанками. Он поблагодарил и закончил пожеланием: "Берегите это богатство, поскольку мы свое уже потеряли!".
- "Почему любовь к своему народу, - спрашивал в своем "Щоденнику" Александр Довженко, - является национализмом?" И действительно: почему? Почему всем нациям мира можно о себе позаботиться, а украинцам - нет?
- Потому что так считают наши "освободители". Кстати, недавно в Кнессете принят закон, которым провозгласили Израиль национальным государством евреев. И никто из украинских евреев не назвал его (этот закон) националистическим. Нам бы перенять от них хотя бы малость такой национальной сплоченности.
- И в завершение: о чем мечтаете?
- Долюбить. Доделать то, чего никто, кроме меня, сделать не может. "Если не я, то кто"?