UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война с Россией: почему Украине нужна математика

Как поднять математическое образование и почему это важно сейчас и после войны

Автор: Ирина Егорченко

Еще до войны в нашей стране шли дискуссии о том, каким должно быть математическое и физическое образование. А сколько хороших слов сказано о качественном обучении, которое, мол, является нашим будущим. И вот теперь общество может наглядно убедиться в том, почему это важно. Потому что современные войны — это прежде всего войны технологий. Сверхсовременное оборудование может превратиться в обычный бинокль, если не понимать, как это работает и как им пользоваться. Артиллерист не рассчитает траекторию попадания снаряда без математики.

Читайте также: Как учат математику в успешных странах: эксперты называют два важных принципа

Квалифицированные работники со знаниями основ естественно-математических наук очень понадобятся стране и после войны. В промышленности, строительстве, развитии технологий. Без математических знаний не обойдутся и самые гуманитарные гуманитарии, которым, вероятно, придется встать в ряды ВСУ. Или писать о событиях, анализируя числовые данные либо технологии. И здесь некомпетентность, которой раньше даже гордились отдельные журналисты и переводчики, уже неприемлема.

Мы не на словах увидели, насколько важно математическое образование. А с ним у нас в стране проблемы. Еще до войны общество было шокировано результатами международного исследования PISA, показавшего, что большинство наших подростков не знают математику. И в начальной школе далеко не все было хорошо, — данные национального мониторинга ярко свидетельствуют об этом. Не радуют и результаты ВНО, когда будущие студенты не могли решить элементарные задачи. Нынешний НМТ с учетом войны в математической части обещает быть примитивным, поэтому так и не решенная проблема перейдет в высшую школу.

Возможно, кто-то скажет, что говорить о качестве образования несвоевременно. Главное сейчас — война. Но на самом деле война — это как раз шанс увидеть проблемы и радикально искоренить их причины. Сейчас мы защищаем будущее Украины, а без изменения качества образования оно невозможно.

Еще до войны в украинском образовании появились тенденции к легкому, в основном игровому обучению с незначительным включением собственно учебных элементов. К «толерантному» отношению к детям, причем под этим термином скрываются закрывание глаз на списывание, игнорирование домашних заданий и учебного процесса в целом и выставление хороших оценок за приблизительно нулевой уровень знаний. Обвинение в нежелании учиться исключительно учителей (потому что детям «неинтересно»). Значение любых знаний и навыков преуменьшалось, главное в школе — психологический комфорт, питание, чуткость к нежеланию приложить даже малейшие усилия, культ легкости и беспроблемности жизни. В действительности такая ситуация создавала у детей иллюзию, что их жизнь и в дальнейшем будет легкой, комфортной, кто-то будет решать все их проблемы, никакие усилия не нужны и вообще все им что-то должны.

Некоторые родители поддерживали это, потому что им хотелось вечной привязанности детей к себе, поэтому они или требовали от общества обеспечения комфортного пузыря для ребенка в школе, или платили немалые деньги за частную школу, где такой пузырь создан.

Математику в школе комфорта «выносили за скобки» — вплоть до неизучения таблицы умножения как преимущества «новой школы» и неявного разрешения не изучать математику в дальнейшем, когда подавляющее большинство детей не имели бы доступа к физико-математическому профилю, если местные органы образования создадут, например, только «гуманитарный» и «спортивный».

О потребности страны в инженерах и квалифицированных рабочих, которые все же должны знать, что такое угол, и уметь выполнять элементарные расчеты, никто не думал. Мизерное количество выпускников, знающих математику, недостаточно даже для потребностей сектора ІТ, для физических и математических звезд открыты аспирантуры лучших мировых университетов.

Война внезапно уничтожила все пузыри, говорить о полном комфорте странно даже применительно к детям, переехавшим в хорошие условия и в хорошие школы за границей. Уменьшились или даже исчезли возможности для учебы. Продолжение дистанционки, иногда сугубо формальное, и выставление оценок в журналы далеко не всегда равнялось настоящему обучению.

Я полностью за психологический комфорт, но это не означает потакания лени, нежелания прилагать хоть какие-то усилия и толерантного отношения к требованию хороших оценок просто так. Хорошо понимаю, что у многих детей не было и нет возможности учиться, поскольку до этого была дистанционка, требовавшая контроля родителей, который не все семьи могли обеспечить, а сейчас — война, воздушные тревоги, потеря жилья, родных, оккупация, эвакуация...

Читайте также: Как будут восстанавливать образование и науку после войны

В этих условиях необходимы меры по поддержке получения базовых знаний (не только по математике) для школьников разного возраста и для взрослых.

Я не надеюсь на современных руководителей образования, — что-то сделать сейчас можно исключительно общественными усилиями.

Итак, что я предлагаю?

Первое. Нужны курсы базовой подготовки по математике и естественным наукам согласно потребностям конкретных специальностей по числовой грамотности, естественным наукам и анализу данных. Их необходимо вводить для всех специальностей, в частности и гуманитарных.

Реальность такова, что большинство студентов пропустили обучение по этим предметам в средней школе. Напомню, что такие курсы для всех специальностей есть в университетах многих стран.

Многие специальности, которые в Украине считаются «разговорными», в мире нуждаются в серьезных навыках анализа данных. Люди, которые по опыту более легких программ в зарубежных именно начальных школах требуют дальнейшей примитивизации всего образования в Украине, не понимают, что в тех странах возможность выбора «очень простого» школьного образования означает невозможность обучения в университете ни на одной специальности.

Второе. Необходима надлежащая коммуникация — объяснять родителям и детям, что «совсем без математики/физики/химии/биологии» их личные профессиональные перспективы довольно сомнительны в условиях высокой конкуренции уже опытных специалистов в сферах «без математики».

Базовая математика необходима всем. Это уверенные расчеты без калькулятора (надеюсь, уже все поняли, что доступ к гаджету с калькулятором не всегда гарантирован, что-то надо знать и наизусть); элементарная геометрия; умение измерять и оценивать величины; основы анализа данных и числовой информации, основы теории вероятностей; пропорции, проценты и основы финансовой грамотности.

Третье. Тем, кто учился в школе, но все забыл, помогут дистанционные курсы. Для остальных надо предусмотреть корректирующие курсы в рамках хотя бы профессионального обучения и повышения квалификации, — да, в частности и для юристов, учителей гуманитарных дисциплин, историков, филологов, переводчиков и журналистов.

Интересно, что многие западные справочники и учебники для инженеров, врачей, фармацевтов, медсестер и квалифицированных рабочих включают также информацию по базовой математике — арифметику, пропорции, проценты... Право на работу по этим специальностям подтверждается квалификационными экзаменами, где, кроме сугубо профессиональных вопросов, есть и задания, требующие знаний этой базовой математики. Думаю, этот опыт следует позаимствовать.

Четвертое. Требования и пропаганда необходимости знаний — это хорошо, но необходима также инфраструктура для получения этих знаний, в частности взрослыми людьми. «Почитать школьный учебник» не поможет, тем более что украинские школьные учебники не очень ориентированы на самостоятельное обучение и на взрослых читателей. Тем, кто хорошо знает английский, доступно большое количество соответствующих книг и платформ для обучения. Было бы неплохо найти ресурсы для перевода таких книг и курсов или создания собственных, украинских. Очень надеюсь на возможность использовать ресурсы международной помощи для образования взрослых по этим направлениям.

Пятое. Создать условия для поддержки и развития детей, которые хотят и могут изучать математику углубленно и которых не удовлетворяет примитивная арифметика. Война уменьшила возможности доступа к системному качественному математическому образованию для этих детей. Даже выехавшие за границу учатся там в обычных школах с довольно легкой программой. Базовые знания у них будут, но учиться на высшем уровне — проблематично. Во многих странах дополнительные занятия на уровне выше школьного довольно дорогие и требуют хорошего знания соответствующего языка. Многие родители утратили возможность оплачивать дополнительные занятия и летние лагеря с обучением. И снова нужно думать, как это компенсировать хотя бы частично, как дать «математическим» и «естественным» детям возможность развиваться. Для них это не только любимое занятие и развитие, но и психологический комфорт, который в это сложное время очень необходим.

Придется и здесь организовываться и искать ресурсы для создания и развития инфраструктуры дополнительного внешкольного обучения. Возможно, с помощью грантов для оплаты обучения ученикам в платных проектах и хотя бы небольшой компенсации работы преподавателей-волонтеров в бесплатных кружках (это обычно учителя, ученые и преподаватели, которые лищились значительной части своих зарплат и уже не смогут заниматься чистым волонтерством с использованием собственных ресурсов). Я планирую вести бесплатные занятия (конечно, это максимум несколько часов в неделю), но не у всех потенциальных преподавателей есть такая возможность.

Преподавание математики в Украине оставалось без внимания подавляющего большинства общественных организаций. Даже некоторые эксперты по образованию довольно агрессивно реагировали на утверждение о необходимости направлять ресурсы на это, считая, что изучение математики отрывает ресурсы от, например, истории или гражданского образования. Но, надеюсь, эти люди уже поняли, что защитить и отстроить возможности для истории, памяти и литературы невозможно без математики и естественных наук. Хотелось бы и прекратить манипуляции наподобие «математика не нужна, потому что нужен патриотизм». Мы не должны делать такой выбор. Нужно все.

Больше статей Ирины Егорченко читайте по ссылке.