"Революция соцсетей" - так все чаще называют украинскую революцию. Коммуницируя, гражданское общество проснулось, самоорганизовалось и пытается влиять на разные сферы жизни. Как показывает практика, часто довольно эффективно.
Группа молодых ученых из Львова выступила с инициативой: использовать возможности соцсетей для освещения достижений и проблем отечественной науки. Один из них, аспирант-археолог Евгений Ткач, рассказывает: "Мы знаем лица и имена половины депутатов Верховной Рады. А известны ли широкой общественности наши ученые? Даже те, которые имеют мировое имя? Над чем они работают? Какие открытия сделали? Об этом постоянно ведутся разговоры, вроде бы предпринимается множество попыток и инициатив для популяризации науки. Но пока что похвалиться нечем. Это вызов всем нам. Нужно сместить акценты в обществе. Мы должны гордиться нашей наукой, сознавать, что без нее нет будущего. И инициировать изменения".
В чем суть идеи? Об этом мы разговаривали с Евгением ТКАЧОМ.
- В соцсетях есть страницы отдельных людей, есть группы, которые объединяют единомышленников в какой-то определенной тематике. Но все это ограниченные аудитории. Вашу страницу и запись на стене в группе прочтет лишь небольшой круг людей. А тем временем есть возможность сделать любую публикацию в соцсетях доступной для неограниченной аудитории - всей сети. Для этого возле публикации ставится специальный символ # (так называемый хештег) и кодовое слово. Например, заметки в сетях, связанные с Евромайданом, обозначаются #Евромайдан, с Автомайданом - #Автомайдан, с Олимпиадой в Сочи - #Сочи. Если вы хотите увидеть все публикации в сети, посвященные, скажем, Автомайдану, - вводите в поисковик комбинацию #Автомайдан и получаете все заметки, обозначенные этим символом.
Мы подумали, что таким образом можно сформировать в соцсетях контент, посвященный отечественной науке. Предлагаем все заметки, статьи и сообщения, связанные со сферой науки и образования, обозначать хештегом #розумні.
- Довольно неожиданно. Почему не #наука или #science?
- Во-первых, слово "розумні" благозвучное, вызывает хорошие ассоциации. Во-вторых, мы хотим, чтобы по этому хештегу отфильтровывался лишь украинский контент, который не будет пересекаться с соответствующими англоязычным и русскоязычным сегментами сети. Поэтому мы избегали совпадений с другими языками. Нам, украинцам, нужно формировать свое научное и общественное пространство. Наука - это наше будущее.
- Кому будет интересна информация, обозначенная #розумні?
- Прежде всего - ученым. Они смогут значительно расширить круг общения, получать свежайшую информацию от коллег из разных уголков страны, участвовать в дискуссиях, продуцировать идеи, распространять информацию о себе и своих достижениях. Конечно, у нас есть научные профессиональные издания. Но ведь информация этих изданий предназначена для ограниченной аудитории. И таких возможностей коммуникации, как в соцсетях, они не создают.
Отфильтрованная и скомпонованная информация с хештегом #розумні будет интересна и работникам образования. Популяризация научных достижений, сообщения о самых современных из них - все это оперативно можно будет увидеть в соцсети. Да, об этом рассказывают научно-популярные журналы, издаваемые в Украине. Но они чаще имеют определенную специализацию и не являются универсальными. В нашей стране нет научного издания, которое охватывало бы богатейший спектр тематики так же масштабно, как это делает, например, The Telegraph.
Во всем мире популярны Science Reports или New Science. У нас есть издания, которые не хуже по контенту. Но широкие массы мало о них знают. А тем временем, отмеченная хештегом хорошая статья попадает в сеть, и ее увидит огромная аудитория.
Хештег #розумні может быть полезен научным институтам и вузам. Конечно, у них уже есть свои вэб-сайты и страницы в соцсетях. Но большей частью там просто изложена какая-то информация. Работу стоит вести в направлении популяризации собственной деятельности. Как это делают все уважаемые научные учреждения - начиная с NASA и заканчивая Американским ботаническим советом.
У нас еще нет понимания того, что институции должны не просто нести информацию, а сплачивать вокруг своей идеи людей. А вот в Европейском контенте соцсетей происходит обмен информацией и о студентах, и о научных достижениях - это живые страницы.
Важно, чтобы ученые и работники образования могли не только обмениваться информацией, но и координировать свои действия по решению общих проблем. Это могут быть разнообразнейшие вопросы - новый порядок защиты диссертаций, педагогическая нагрузка на преподавателя, административное давление на учреждения (как это было с Институтом украиноведения), финансирование государством науки и т.п. Научное и педагогическое сообщество должно активно коммуницировать между собой и со всей страной, вести публичные обсуждения.
Такая инициатива важна и для наших СМИ. Она позволит качественно мониторить новости мира науки, определять приоритетные темы (их видно по количеству комментариев, перепостов, лайков), видеть круг экспертов (активных комментаторов, распространителей новостей, авторитетных специалистов) и наблюдать откровенные дискуссии. Даже если кто-то не отваживается высказать открыто свою точку зрения, он может просто поставить "лайк" возле близкой ему публикации. Когда ты не один, когда ты ощущаешь поддержку единомышленников - это очень важно. Большим плюсом соцсети является и то, что ее невозможно цензурировать и контролировать.
- Честно говоря, складывается впечатление, что ученые и преподаватели мало общаются по профессиональным вопросам в соцсетях. Они объединяются в группы. Но на форумах проявляет активность (аргументирует, дискутирует) небольшое количество участников. И это преимущественно преподаватели вузов или учителя. Ученые же довольно пассивны.
- По тому, что мы наблюдаем сегодня, - активность небольшая. Но она есть. Замечу, что существуют профессиональные соцсети для ученых - такие как сеть academia.edu. В ней зарегистрировано более 7 млн ученых, среди которых много и украинцев. Но, конечно, хотелось бы, чтобы они активно общались и вне границ профессионального круга. Наша инициатива как раз и призвана изменить ситуацию.
- А как возникла идея популяризировать хештег #розумні?
- Инициаторы - группа молодых ученых, работающих над львовским эдукационным проектом "АкадемПарк Вернадского". В рамках проекта мы совместно со Львовским дворцом искусств организовываем для заинтересованной общественности научно-популярные лекции. Есть определенная тематика, и нам нужны профессиональные лекторы-ученые. Как оказалось, найти их - проблема. Необходимость коммуницировать и получать как можно больше информации и побудила нас инициировать #розумні.
- Что означает название проекта - "АкадемПарк Вернадского"?
- При университетах существуют научные, технические парки, где над общими проектами работают ученые, студенты. У нас - академический парк. Мы сотрудничаем со Львовским студенческим братством, молодежной общественной организацией "Гранит". Но наш проект не сконцентрирован на Львове. У нас есть единомышленники в Киеве и Харькове.
Кстати, свой проект мы назвали не только в честь академика Вернадского, но и в честь украинской антарктической станции "Академик Вернадский". Наша наука сейчас находится в таких же "сложных климатических условиях", как и станция. Поэтому призываем всех небезразличных - объединим усилия, сделаем все, что от нас зависит, чтобы поддержать украинскую науку.
- Так вы уже запустили в сеть хештег #розумні?
- Да, но это только первые шаги по реализации идеи. Поддержите нашу инициативу. Благодаря ей будет создан уникальный украинский контент, большое пространство умников, имеющих условную площадку для общения. Это будет информационный поток, насыщенный интересными темами, событиями. И все заинтересованные стороны будут наполнять его, будут говорить об Украине для Украины. Оперативно реагировать на вызовы общества и чувствовать его нужды. А главное - наука почувствует, что нужна обществу и государству. Пока же она не может похвалиться общественным вниманием.