Во всем цивилизованном мире одной из основных форм поддержки фундаментальной науки является система грантов.
Во второй половине 2017 г. я получил грант Государственного фонда фундаментальных исследований (ГФФИ) на исследования по физике черных дыр. Однако при попытке его реализации выяснилось, что ключевое для системы поддержки со стороны ГФФИ понятие "грант" сильно искажено и почти превратилось в симулякр.
Для оформления и подписи я получил проект договора между нашим университетом (ХНУ) и ГФФИ, где фонд фигурировал как заказчик, а университет - исполнитель. Уже сам факт, что есть заказчик и исполнитель, совершенно определенным образом свидетельствует, что это - не грант, а обычный договор, который в просторечии называется "хоздоговор" на выполнение "хозтемы" (названия закрепились еще с советских времен). Кроме того, наш проект включал также участие научного учреждения (ХФТИ), для чего оформлялся договор подряда между ХФТИ и ХНУ. (То есть для исследований по черным дырам и космологии использовалась та же форма, что и, скажем, для строительства коровника).
Природа документа подтверждается и чисто формально, в т.н. коде ККДБ 25010100 "плата за послуги, що надаються бюджетними установами згідно з їх основною діяльністю" (что как раз типично для хоздоговоров). Вместе с тем на первой же странице договора говорилось о необходимости указывать при публикациях грантовую поддержку со стороны ГФФИ (именно такая поддержка и является смыслом деятельности ГФФИ). Таким образом, между содержанием и формой оказалось непримиримое противоречие.
Если бы это были незначащие формальные детали, о которых ученые могли бы и не знать, не стоило бы обращать на это внимание. Но они проявили себя именно в деятельности ученых, и весьма болезненно, сразу как минимум в двух аспектах.
Зарубежные поездки. В постановлении Кабмина №710 от 11.10.2016 г. есть пункт 20, в котором говорится о необходимости согласований таких поездок (если они оплачиваются деньгами Украины) с соответствующим начальством (в данном случае это МОН). Получение таких разрешений, даже без каких бы то ни было возражений со стороны администрации МОН, превращает поездки на конференции в мучительную процедуру с неясным исходом. Действительно, сначала нужно оформить пакет документов в университете, потом в определенные сроки (за две недели, по нынешним нормам) послать его в МОН и успеть получить обратно. В ситуациях, когда есть какие-то неясности (например, решается вопрос о частичном финансировании оргкомитетом; финансирование со стороны Украины пришло накануне конференции и т.п.), шансов на поездку остается мало. Но возьмем даже самый благоприятный вариант: все делается заблаговременно, и документы успевают оформить, остается главный вопрос: с какой стати организация (МОН), которая не является стороной договора, вмешивается в отношения между исследователями и ГФФИ? Абсурд!
Однако в указанном выше постановлении №710 (в том же п. 20) есть примечание, из которого следует, что в случае получения гранта получать такие разрешения нет необходимости. То есть проблема решается росчерком пера. (Что, разумеется, не отменяет абсурдности ситуации в случае договора, но это уже другой вопрос).
Отчетность. В договоре есть пункт "Порядок здачі та приймання роботи", что само по себе лишний раз демонстрирует, что это - никакой не грант, а именно хоздоговор. (Как можно "сдать" или "принять" исследования по термодинамике черных дыр?) Вот лишь частьдокументов, которые необходимо подавать каждый год (на языке оригинала): витяг з протоколу засідання наукової ради Виконавця з висновком про відповідність виконаної роботи Технічному завданню; Акт інвентаризації матеріальних цінностей та створеної продукції за договором з додатками; у разі залучення співвиконавця: копії договору з додатками, анотованого звіту, кошторису фактичних витрат, Акту здачі-приймання роботи; довідка про наукові публікацій, тези доповідей; витяг з протоколу засідання наукової ради Виконавця, з висновком про відповідність виконаної роботи Технічному завданню.
Эта громоздкая и никому не нужная отчетность совершенно не характерна для реальных грантов. Зато она является типичным признаком хоздоговоров, заключавшихся еще в советские времена. Мне пришлось даже специально потратить часть денег проекта (и так совсем небольших) на то, чтобы взять студента, который будет заниматься оформлением. Причем я поставил в плане только один этап (вплоть до конца года), чтобы проходить через эти тернии только раз в году. Но поскольку деньги выделяются за три месяца до окончания этапа, то в результате приходится ждать их до октября. То есть чем меньше мучаешься с оформлением бумаг, тем дольше ждешь денег. (Что видимо нечто говорит о системе ценностей, заложенных в этой системе).
Позволю себе самоцитирование. "Науке угрожают как аномально малое финансирование, так и неадекватные бюрократические препоны. А когда это соединяется, то такое сочетание может ее просто добить" ("Не так страшно безденежье...", ZN.UA № 35 от 25.09.2015).
Так что же делать? Проблема вполне разрешима, причем для этого не требуются финансовые вложения. Достаточно доброй воли со стороны руководства ГФФИ, которое должно исправить ошибки. Следует присвоить грантам адекватный код ККДБ 25020100 "Благодійні внески, гранти та дарунки" и устранить формальное противоречие между содержанием и формой. Правила оформления заявок и отчетов также должны быть упрощены и приведены в соответствие с практикой грантов, а не хоздоговоров (которые грантами только прикидываются). Причем это нужно сделать безотлагательно, поскольку в начале следующего года, как обычно, ожидается принятие финансирования новых проектов и продление ныне действующих. Небольшие изменения в условиях вполне способны резко уменьшить непроизводительные траты времени и нервов ученых и дать грантополучателям возможность сосредоточиться на выполнении проектов, которые они выиграли, а не на оформлении никому не нужных бумаг.
Если Украина реально хочет стать по-настоящему европейской страной, это должно проявиться и в организации науки. Вместо евроимитации должна, наконец, реально заработать система финансирования фундаментальной науки, принятая в европейских странах.