В системе высшего образования сосредоточен весомый научный потенциал Украины - 68,9% докторов и 72,6% кандидатов наук. Подготовка 81% докторантов и 85% аспирантов осуществляется именно в высших учебных заведениях, поэтому от рациональной организации и адекватного финансирования науки в университетах зависят и качество подготовки человеческого капитала, и научный базис инновационного развития экономики, научно-технический и интеллектуальный потенциал Украины.
О насущных проблемах университетской науки речь идет в интервью для ZN.UA проректора по научной работе Национального технического университета "КПИ" академика НАН Украины М. ИЛЬЧЕНКО.
- Михаил Ефимович, наука в университетах мира - это мощный потенциал любого государства, поскольку несет особую миссию. Не должна быть исключением и Украина. Правомерна ли такая постановка вопроса?
- Мы хорошо помним слова экс-председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Станислава Николаенко: "Вуз без науки - это даже не профтехучилище". Миссия науки в университетах многоплановая. Прежде всего, это обеспечение высокого качества подготовки студентов, которые, принимая непосредственное участие в научных исследованиях, имеют возможность расти как исследователи.
Наука в университетах, при ее должной организации, является источником получения новых знаний, а на этом базисе - создания новых технологий и техники. Достигнутые результаты, в свою очередь, формируют основы инновационного развития конкурентоспособной промышленности и экономики государства. К сожалению, непонимание всеми правительствами независимой Украины уникальной роли науки как генератора новых знаний и базиса инновационного развития экономики, равно как и трагически пророческие слова первого президента Украины, что "наука может подождать", уменьшили наукоемкость валового внутреннего продукта Украины до 0,7%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 60–80%.
- Как вы полагаете, можно ли исправить ситуацию в научной сфере?
- Дело не только в объемах финансирования науки, в системе его распределения, а, прежде всего, в престижности и востребованности науки обществом. За последнее двадцатилетие на человеческом уровне утрачено уважение к научной работе. Даже признание выдающихся достижений ученых ограничили лишь одной государственной премией в области науки и техники. На управленческом общегосударственном уровне мы фактически потеряли возможность создавать условия для востребованности науки, а это, по нашему мнению, - главное, поскольку произошло обособление науки от экономики и общества.
- Мы живем в рыночных условиях, поэтому требования к научным поискам тоже должны строиться на основе формирования рынка.
- Одним из путей формирования приоритетов и государственных заказов на науку в целом, и в университетах в частности, может стать привлечение для определения приоритетов представителей предприятий и организаций, успешно работающих на внутреннем и внешнем рынках. Именно они могут достаточно адекватно спрогнозировать, какая научно-техническая продукция будет необходима и будет иметь спрос через 5–
10 или 15 лет. Если сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на решении таких задач, то результат будет значительно весомее, чем сейчас. Особенно если привлечь представителей таких предприятий к экспертизе выполненных работ, то есть сделать их непосредственным заказчиком работ за бюджетные средства или на началах государственно-частного партнерства. Бесспорно, это только идея, механизм требует детальной проработки.
Сейчас сложилась благоприятная ситуация, чтобы предложить соответствующий пилотный эксперимент. Имеется в виду распоряжение КМ Украины №1077-р от 17.12.2012 г., а также подписание генерального соглашения между ГП "КБ "Южное" и НАН Украины в прошлом году и между ГП "КБ "Южное" и двадцатью университетами МОН 07.02.2013 г. Механизма реализации
обоих соглашений на сегодняшний день почти нет, но распоряжение правительства позволяет создать его и отработать, пусть даже на примере одной организации - ГП "КБ "Южное". Именно с его помощью можно было бы реализовать систему государственного заказа, выполнение программ, а не так, как это происходит сегодня.
- Не вызывает ли тревогу действующая система базового и конкурсного финансирования научной деятельности университетов?
- О недостатках организации и финансирования науки в университетах речь идет, в частности, в публикации профессора Одесского национального университета им. И.Мечникова Александра Тюрина в "Украинской технической газете" за 25 декабря 2012 г. Его статья "За державу обидно..." заканчивается словами: "...если такой поход к финансированию университетской науки продолжится, и университетам не предоставят самостоятельности в выборе тематики исследований при условии базового финансирования, то... у нас нет будущего в плане способности расширять горизонты познания в науке и технике, создавать новые прорывные технологии".
Следует предусмотреть финансирование на заработную плату штатных работников, обслуживающих научное оборудование, стенды, приборы, определив их численность и удельную квалификацию, а также минимально необходимое финансирование на поддержку оборудования, коммунальные платежи и энергоносители. Для этого целесообразно на уровне МОН разработать систему аттестации таких научных подразделений, которую можно осуществлять силами экспертов соответствующих секций или других специалистов. Сейчас штатные работники научных подразделений, особенно инженерно-технический состав, являются социально незащищенной категорией: они должны увольняться с работы каждый раз после окончания темы, и, если финансирование на новую тему не выделено, остаются безработными. В случае возникновения такой ситуации собрать коллектив исполнителей через год (при успешном прохождении новой темы в следующем конкурсе и ее финансировании) уже почти невозможно. Для реализации предлагаемой схемы финансирования не нужны дополнительные средства, следует только перераспределить их в пределах имеющегося бюджета организации: выделить долю на содержание штатных работников соответствующей категории, а другую направить непосредственно на выполнение конкурсных проектов силами штатных научных сотрудников и привлеченных преподавателей, аспирантов, студентов.
Конкурсное финансирование бюджетной тематики также нуждается в усовершенствовании. Экспертиза научных проектов по большому списку критериев является несовершенным механизмом отбора тем для финансирования. Состав экспертов, подобранный преимущественно по принципу представительства, а не признанных научных школ, не всегда может объективно оценить научную ценность проектных предложений.
- А по какому принципу работает система хоздоговорных работ? Это тоже довольно важная часть научной работы.
- Введенная несколько лет назад система зачисления средств хоздоговорной тематики и предоставление научно-технических услуг в так называемый спецфонд бюджета с соответствующим обслуживанием через госказначейство искусственно создала ряд проблем для организации научно-исследовательской деятельности. Нужно обеспечить оперативность распоряжения средствами на приобретение оборудования, материалов и комплектующих, осуществляемых в рамках хозяйственных договоров и контрактов с украинскими и зарубежными заказчиками. Для этого соответствующие платежи должны проходить через банковские счета университета, а не через Государственную казначейскую службу. Задержка прохождения платежей через казначейство часто намного превышает положенные сроки.
Если так пойдет и дальше, то из-за недостатков казначейского обслуживания университеты потеряют возможность закупать материалы, оборудование, комплектующие и изделия, необходимые для проведения работ. С университетами отказываются сотрудничать, грозят штрафными санкциями и судами за несвоевременное выполнение договорных обязательств и заказчики научно-технической продукции, и поставщики, поскольку уже переданные (согласно действующему законодательству) закупленные материалы, оборудование, комплектующие не оплачиваются из-за блокирования финансовых проводок госказначейством. В таких условиях заключать хоздоговора становится проблематично.
Вместе с тем справедливые требования министерства относительно увеличения объемов спецфонда, внедрения разработок, их коммерциализации остаются в силе. В то же время ситуацию с увеличением объемов договорной тематики усложняют чрезмерные налоговые нагрузки и установленные обязательные отчисления, когда непосредственный исполнитель может получать лишь около 40% средств от общего объема темы.
- Понятие "исследовательский университет" - это только вывеска или адекватное содержание?
- Введение в Украине исследовательского статуса для отдельных университетов предусматривало, прежде всего, создание условий для предоставления не массового, а элитного образования, основывающегося на органичном объединении в деятельности таких университетов трех составляющих: обучения, научных исследований и внедрения инновационных технологий. Это должно было реализовываться по примеру зарубежных университетов, занимающих лидерские позиции в мировых рейтингах. Но ни один из 14 университетов, которым предоставлен статус "исследовательский", в действительности не получил должной финансовой поддержки, а отдельные университеты ее даже потеряли из-за сокращения министерством в 2013 г. финансирования новых тем на 42%. И это при том, что в среднем годовой бюджет науки одного исследовательского украинского университета даже меньше, чем (извините за сравнение) стоимость трансфера одного футболиста. А сумма трансфера целой футбольной команды можно сопоставить с годовым бюджетом средств на науку всех университетов Украины. Конечно, об аналогичных зарубежным бюджетах украинские университеты не могут даже мечтать, хотя в мировые рейтинги попасть пытаются. Так не целесообразно ли, учитывая реальные финансовые возможности Украины, ограничиться сегодня лишь несколькими исследовательскими университетами, отобранными на конкурсных критериальных основах, как, например, это недавно сделали в соседней России?
- Сегодня много говорят об инновационных подходах к научным поискам. Однако единой системы инноватики в Украине нет. Как вы считаете, в такой ситуации наука сможет развиваться?
- Наше государство не восприимчиво к внедрению инноваций. В стране не сформировались финансовые механизмы инновационной деятельности. Складывается впечатление, что чем больше общество проникается важностью инноваций, тем менее инновационной становится экономика нашего государства. Трагическая судьба постигла технопарки. Несколько научных парков имеют вид маленьких островков инновационного прорыва. Некоторые из них уже готовы выполнять государственные заказы на создание инновационной продукции, трансфер технологий, организацию отечественного производства импортозамещающей продукции, но таких заказов им не дают. Без востребованности науки, без создания под эгидой государства благоприятного климата для привлечения инноваций в экономику ситуация к лучшему не изменится.
- Что нужно сделать для дальнейшего развития науки в Украине?
- При участии коллег проректоров по научной работе О.Гайдачука (Харьков), Е.Башкова (Донецк), В.Иваницы (Одесса), О.Садового (Днепродзержинск), А.Чорноуса (Сумы) мы сформулировали ряд проблемных вопросов науки в университетах.
1. Безусловно должен выполняться Закон о финансировании науки в Украине (1,7% от ВВП), хотя на сегодняшний день этого тоже недостаточно. В развитых странах этот процент значительно выше. Увеличенное финансирование направить прежде всего на восстановление научного потенциала вузов, осуществление инновационных проектов и привлечение к их реализации большего количества молодых ученых и специалистов.
2. Ведущие научные школы университетов обеспечить стабильным базовым финансированием, а тарифную сетку унифицировать для всех категорий ученых, работающих в институтах НАН Украины и университетах IV уровня аккредитации.
3. Для повышения конкурентоспособности результатов научных исследований и разработок университетов осуществить мероприятия по оснащению высших учебных заведений современным научно-исследовательским оборудованием, а также по созданию межуниверситетских центров коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием (с выделением финансирования на их содержание) и наукоемким программным обеспечением с возможностью дистанционного доступа и обработки данных.
4. Законодательно предоставить право всем вузам быть учредителем
(соучредителем) других юридических лиц, в том числе стартапов, малых коммерческих предприятий, исследовательских производств, осуществляющих свою деятельность в соответствии с направлениями научно-производственной, инновационной деятельности университетов и (или) обеспечивающих выполнение их уставных задач. Коммерциализация науки должна наполнять бюджет университета.
5. Обеспечить на уровне министерства доступ к электронным ресурсам коммерческих наукометрических баз Scopus, Web of Science и научной периодики ведущих мировых издательств Elsevier, Springer и др.
6. Для усиления интеграции университетов Украины в международное научное сообщество, более широкого участия в международных проектах, получения конкурентоспособных научных результатов мирового уровня расширить перечень межгосударственных программ общих исследований, обеспечить поддержку участия университетов в европейских грантовых программах, в том числе уплатой Украиной соответствующего финансового взноса.
7. Учитывая рост объемов международного научного сотрудничества между украинскими и зарубежными вузами и научными учреждениями, увеличение количества стажировок аспирантов и докторантов за рубежом при поддержке как МОН, так и зарубежных учреждений и международных фондов, нормативно закрепить возможность двойного консультирования и руководства кандидатскими и докторскими диссертациями, где одним из руководителей (консультантов) будет выступать представитель зарубежного вуза или научного учреждения.
8. Для поощрения одаренной молодежи и молодых ученых к научной и
научно-педагогической деятельности в Украине создать механизм социальной поддержки молодых ученых и научно-педагогических работников прежде всего через обеспечение их жильем (возможно, служебным) и/или предоставление молодым ученым дополнительных долгосрочных льготных кредитов на его строительство.
9. Для стимулирования научной, научно-технической, научно-педагогической и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава при начислении научных пенсий обеспечить учет всех видов научной, научно-технической деятельности, осуществляемых по договорам правового и гражданско-правового характера.
10. Решить вопрос уплаты обязательных налогов и страхового сбора по факту поступления средств заказчика за выполненные научно-технические работы, а не после подписания актов сдачи-приемки научно-технической продукции (вуз не имеет свободных средств для уплаты указанных обязательных платежей в сроки, определенные действующим законодательством).
11. Законодательно закрепить освобождение от налогообложения часть прибыли предприятий, независимо от формы их собственности, которая направляется на финансирование научных исследований в университетах и учреждениях НАНУ.
12. Предоставить право университетам распоряжаться средствами, которые они зарабатывают выполнением научно-технических и других хозяйственных работ, непосредственно через банковские счета, освободив их от лимитирования распределения по статьям.
Таким образом, у нас есть основания констатировать, что имеющиеся проблемы невостребованности отечественной науки, ее отделенности от развития экономики, а также реальное уменьшение бюджетного финансирования науки в университетах существенно сдерживают осуществление программы президента Украины по проведению экономических реформ. Что же касается необходимого для прогресса государству результата, он будет достигнут лишь при условии, если наука и передовое образование будут положены в основу развития экономики и общества. А иначе, даже при условии улучшения финансирования, принципиально ничего не изменится.