UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наука или научная самодеятельность?

Как студентов приучают делать фейковые исследовательские работы.

Автор: Любовь Атраментова

Навеселившись в Малой академии наук (ZN.UA, №11, 2019 г., "Увеселительная наука") и набрав бонусов для поступления в вуз, школьники становятся студентами.

В лабораторию заглянула милая первокурсница: "Хочу на вашей кафедре написать научный труд". - "Детка, какой научный труд ты хочешь написать: статью, монографию, диссертацию?". Студентка растеряна: "Я писала научные труды в МАН и хочу продолжать". - "Интересно почитать эти труды, где они опубликованы?". - "Ну… я не знаю. Мы там все писали". Объясняю, что научные труды пишут научные работники, а таковыми становятся, пройдя бакалаврат, магистратуру, закончив аспирантуру.

Выполнение, написание и защита самостоятельно выполненной научно-исследовательской работы в классическом университете - составляющая учебного процесса. В хронологическом порядке это курсовая, бакалаврская и магистерская работы. Четвертым защищаемым научным трудом является кандидатская диссертация (PhD). Так, к примеру, происходит на биологическом факультете. А вот у студентов околобиологических вузов и факультетов научная работа - это добровольно-принудительная непрофессиональная деятельность.

С просьбой дать "какую-нибудь(!) тему для практической(!) научно-исследовательской работы студента первого(!) курса" ко мне обращаются преподаватели вузов, готовящих специалистов для работы с живыми объектами. С какими? С разными, от Escherichia coli до Homo sapience. Как преподаватель я знаю, что главная задача студентов первого курса - адаптироваться к вузовской жизни, справиться с огромным объемом обязательных занятий и не завалить первую в жизни сессию. А ко всему этому им настойчиво предлагают выполнить научное исследование (не важно, на какую тему!) и доложить результаты на научной конференции с публикацией тезисов. Понимая абсурдность этой затеи, совестливые преподаватели пишут для студентов доклады и тезисы, используя фрагменты собственных диссертаций. Другие, этически не обремененные, конструируют изделие, натаскав чужих материалов из Интернета. Тексты сфабрикованных студенческих работ подаются на конкурсы, докладываются на конференциях.

Неопытные преподаватели, еще не понявшие правил игры, натужно придумывают для студентов "научно-практические" задания - такие, чтобы их можно было выполнить, не имея ни материальной базы, ни методической, ни теоретической подготовки и в кратчайшие сроки. Так в массах студентов околобиологических специальностей закладываются представления о научной работе.

А вот как готовится будущее научное пополнение в довузовский период жизни. Детка еще учится в школе, а заботливый родитель уже запускает процесс - благо есть Малая академия наук, поощряющая инициативу. Родитель - преподаватель университета - вставляет фамилию школьника(цы) в статью, написанную своими подчиненными. Так будет продолжаться и в студенческие годы. Сам юный соавтор статьи может ни разу и не посетить лабораторию, где творится для него наука. Ну, разве только чтобы сфотографироваться возле прибора и засветиться в Фейсбуке. К окончанию вуза статей будет достаточно для кандидатской диссертации. А там и до докторской рукой подать. Двадцать плюс - как раз хороший возраст, чтобы самому начать руководить аспирантами. (Дежавю. Когда-то в России была традиция записывать новорожденного сына в военный полк. Пока дитя росло, ему шел военный стаж, присваивались очередные звания, и на фактическую военную службу юноша поступал уже в солидной должности. Узнаете феодальные нравы?)

Руководителю фейковой студенческой работы указывают на плагиат и фабрикацию результатов. Он факта не отрицает, не смущается и не оправдывается, а хитро спрашивает: "А разве вы сами так не делаете?".

miptstream.ru

Наблюдая т.н. научную работу первокурсников разных околобиологических специальностей, я не могу понять, почему, к примеру, первокурсников-медиков не привлечь к научной деятельности в своей родной области. Почему бы не предложить им в качестве темы научно-исследовательской работы удалить гланды или запломбировать зуб, описать, что получилось, и доложить на конференции. Скажете, что это какой-то сюр? Да. Но вот изготавливать "научные работы" без соответствующей методологической и методической подготовки организаторам этого движения абсурдом не кажется. Сделанный мною вывод шокирует: в широких массах наших работников образования и науки утрачено понимание того, что такое нормальная научная работа, каковы ее составляющие. Масштабы этого непонимания таковы, что, кажется, точка невозврата уже достигнута.

Студенты младших курсов, будущей профессией которых станет работа с живыми объектами, осваивают методики, учатся работать с приборами, снимать показатели и делать расчеты. Дезориентировать студентов, называя эти упражнения научно-исследовательской работой, значит демонстрировать собственное непонимание сути науки либо лукавить.

Преподаватель одного серьезного естественнонаучного факультета спросил меня: "Что это за наука у вас такая, если студенты младших курсов проводят там исследования и пишут статьи? Вот у нас на факультете первые три курса студенты только учатся, а к исследовательской работе мы их допускаем лишь на старших курсах".

Не имея возможности обеспечить функционирование нормальной науки, чиновники заменяют ее наукой студенческой. Преподавателям спускают планы выдачи студенческих научных работ, от кафедр требуют заседаний студенческих научных обществ (СНО), студентов соблазняют дополнительными баллами к рейтингу. При этом ни финансово, ни материально массовая работа не обеспечивается, руководство происходит в соответствии с давно отработанными призывами: "давай-давай" и "винтовку добудешь в бою". Будем точны, самой научной работы чиновники и не требуют. Им нужны отчеты о работе, чтобы составить еще больший отчет и отправить его дальше.

Вы заметили, как густо усеяна речь молодых людей словами "как бы" и "типа"? Говорят, язык соврать не даст. Действительно, многое в нашей реальности именно "как бы". Науки о живом уверенно перебираются в категорию "типа и как бы". Окончательно их туда затолкают шустряки, прошедшие школу МАН и СНО.

Имеет ли непрофессиональная научная деятельность, иными словами, научная самодеятельность, как и художественная самодеятельность, право на существование? Думаю, нет. Почему? Да потому, что, попев и поплясав на университетской сцене, будущие специалисты продолжат научную самодеятельность в основной профессии, в чем легко убедиться, почитав любой околобиологический журнал категории В.

Так что же делать? Дать возможность студентам заниматься своим прямым делом - учиться.