UA / RU
Поддержать ZN.ua

Научная диаспора: от brain drain к brain gain

Благодаря наличию мощной научной диаспоры в странах ЕС, США и Канаде Украина имеет огромный потенциал для мобилизации своих ученых.

Автор: Александр Скороход

За более чем четверть века независимости вследствие разнообразных социально-экономических потрясений Украина потеряла значительную часть своего интеллектуального капитала.

Так, если на начало 1990-х в Украине количество научных работников составляло 313 079 человек, то в 2015 г. их насчитывалось немного более 63 тысяч, что почти в 5 раз меньше. Только за период с 1991 по 2005 год из Украины выехало 525 докторов наук и 1026 кандидатов. Как следствие, ныне по количеству научных работников на 1 тысячу населения у нас один из самых низких показателей в Европе: 3,7 человека на 1 тысячу экономически активного населения, в то время как в Польше - 6,4; Чехии - 8,8; Германии - 11,5. Особенно большие потери наблюдаются среди научной молодежи. Например, количество аспирантов в НАН Украины, самой крупной научной организации страны, только с 2010-го по 2014 г. сократилось с 2716 до 2045.

"Отток мозгов" (brain drain) - это серьезный вызов для развивающихся стран, ведь в силу худшей социально-экономической ситуации им трудно удержать высококвалифицированные кадры и молодежь, мигрирующие в страны, где могут быть обеспечены лучшие условия для работы и/или обучения.

Возможно ли остановить процесс миграции высококвалифицированных специалистов из Украины? В нынешних условиях ответ, к сожалению, отрицательный. Но вполне реально превратить brain drain в brain gain, или brain circulation. Об этом свидетельствует и опыт стран Европы и Азии, которые на разных этапах своего развития сталкивались с аналогичной проблемой.

Во многих этих странах после неудачных попыток остановить процесс "оттока мозгов" разнообразными административно-политическими средствами пришли к выводу, что научную диаспору следует рассматривать как потенциальный актив, который может помочь развивать научную, образовательную и инновационные сферы страны. Ученые и инженеры, получившие позиции за границей, являются высококвалифицированным и высококонкурентным кадровым ресурсом. Кроме того, обычно они работают в намного лучших условиях, чем те, которые страна происхождения могла бы им обеспечить. Именно поэтому привлечение таких представителей научной диаспоры к совместным проектам (исследование, образовательный процесс, развитие инновационной системы) с учеными из страны их происхождения имеет немало преимуществ. Собственно, таким образом могут быть созданы рабочие программы на уровне государства, превращающие brain drain в brain circulation, и даже в brain gain.

В целом brain gain - это результат продуманной политики правительства и целенаправленных усилий власти, научных учреждений страны, общественных организаций, в том числе объединений ученых-диаспорян за границей.

Стратегия преобразования brain drain в brain gain базируется на трех принципах:

- развитие программ мобильности - вместо эмиграции;

- улучшение условий труда в самой стране;

- создание программ кооперации при участии научной диаспоры для временного или перманентного возвращения ученых.

Как показывает опыт стран Восточной и Центральной Европы, для успешной реализации государственной политики, направленной на "возвращение мозгов", в рамках трех указанных направлений важно иметь в виду еще несколько аспектов. Прежде всего, для того чтобы разработанные правительством программы были эффективными, в них должен быть учтен научно-инновационный потенциал страны, а также приоритетные направления развития науки и технологий, с фактическим их усилением. Кроме того, чтобы программы, разработанные государством, не стали мертворожденными и выполняли свою функцию, они должны органически объединяться с интересами и инициативами, идущими от научной диаспоры и объединений ученых-диаспорян за границей.
И, наконец, еще одной критически важной компонентой успеха является проведения предварительных исследований для получения максимально полной информации о диаспоре: время миграции, продолжительность, социодемографическая характеристика, мотивация и т.п.

Кроме того, поскольку Украина с 2015 года является ассоциированным членом ЕС и ныне разрабатывает дорожную карту интеграции в Европейское исследовательское пространство, надо принять во внимание наличие в ЕС разнообразных инструментов обеспечения мобильности студентов и научных работников, которые можно использовать.

Сейчас в Украине нет достаточного финансирования для оплаты труда ученых и инвестиций в исследовательскую инфраструктуру, поэтому оптимальной стратегией будет отдаленная мобилизация научной диаспоры. Надо принять как факт, что большинство эмигрантов, скорее всего, не вернется в ближайшее время. Это объясняется и лучшими условиями для профессионального развития, и финансовым обеспечением и т.п. Вместе с тем большинство диаспорян сохраняет достаточно сильные связи с Украиной и заинтересовано во взаимодействии с коллегами. Такой подход позволит даже при наличии небольших финансовых ресурсов сполна использовать возможности ведения совместных международных исследовательских проектов ("Горизонт-2020", например) и совместную европейскую исследовательскую инфраструктуру.

Следует заметить, что для долговременного эффекта отдаленная мобилизация постепенно должна дополняться как созданием программ возвращения высококвалифицированных кадров на государственном, ведомственном уровне, так и увеличением инвестиций в сферу науки, образования и инноваций, а также развитием собственной исследовательской инфраструктуры.

Интересным для Украины может быть опыт соседней Республики Молдова. На протяжении 15 лет независимости научный потенциал наших соседей уменьшился втрое: из
20 тысяч ученых (1991 г.) в науке осталось около 6 тысяч (2004 г.). В значительной степени это было связано и с существенным уменьшением финансирования науки государством - с 0,73% ВВП в 1990 году до 0,18% ВВП в 2000-м. Но после принятия парламентом в 2004 году нового Кодекса науки и инноваций Республики Молдова и подписания партнерского соглашения между правительством страны и Академией наук Молдовы, ситуация кардинально изменилась. Инвестиции государства в науку и технологии постепенно возрастали и уже в 2008 году составляли 0,74% ВВП. Кроме того, Академия наук Республики Молдова (АНРМ) предприняла несколько взаимодополняющих инициатив для отлаживания взаимодействия между научной диаспорой и отечественным научным сообществом. Первой стала совместная программа Международной организации миграции и АНРМ для краткосрочного возвращения научных работников и молодых ученых Молдовы, реализованная в рамках партнерства относительно мобильности ЕС-Молдова. А второй - совместная программа АНРМ и EPFL (Федерального института технологий в Лозанне), в рамках которой исследовался вопрос миграции ученых АНРМ: страны пребывания, демографические особенности, т.е. те данные, которые необходимы для получения самой полной информации о научной диаспоре. Обе программы не только улучшили ситуацию с оттоком научных кадров из Молдовы, но и в значительной степени содействовали более тесной интеграции страны в Европейское исследовательское пространство (ЕИП).

С чего же можно начать процесс мобилизации украинской научной диаспоры?

В 2016 году Украина присоединилась к проекту "Международное сетевое сотрудничество по вопросам науки, технологий, инноваций (HTИ) для стран Восточного партнерства" (STI International Cooperation Network for EaP Countries Plus (EaP PLUS): Проект EaP PLUS является преемником проекта IncoNet ЕаР рамочной программы FP7 и имеет цель содействовать научно-исследовательскому и инновационному сотрудничеству между странами Европейского Союза (ЕС) и странами Восточного партнерства (EaP) и эффективно использовать возможности такого сотрудничества. Одной из задач этого проекта является поддержка целенаправленного сотрудничества в странах Восточного партнерства с их научной диаспорой. В частности, основными задачами проекта являются:

- поддержка более тесного взаимодействия исследователей из стран ЕС и стран Восточного партнерства;

- усиление координации и синергии в совместных и национальных программах между странами Восточного партнерства;

- активизация участия в программах "Горизонт-2020" стран Восточного партнерства, в частности через более тесное взаимодействие с их научной диаспорой и подачу совместных заявлений;

- коммуникация и информационно-популяризационная деятельность через инновационные действия, включая социальные медиа.

15 мая в рамках ЕаР PLUS проекта был проведен семинар Science Connects: strengthening the Interaction between Researchers in Ukraine and Scientific Diaspora, участие в котором приняли более 100 научных работников из Украины, представители МОН, президиума НАН Украины, а также представители научной диаспоры из Германии (The UKRAINE Academic Network), Великобритании, Нидерландов, США.

Важной составляющей проекта EaP PLUS является создание Базы научной диаспоры, которая рассматривается как один из инструментов выполнения поставленных задач ради активизации сотрудничества украинских научных работников с их коллегами из "научной диаспоры". Научные работники, живущие и работающие за границей, имеют возможность зарегистрироваться в Базе научной диаспоры.

Как показывает опыт других стран - участниц проекта (Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Молдова), такая база может помочь не только в подаче совместных проектов для программ наподобие "Горизонт-2020". Научная диаспора также может быть привлечена для: 1) оценивания и независимой экспертизы грантовых проектов, программ, стратегий развития, законов и т.п.; 2) участия в образовательном процессе; 3) проведения кратковременных тренингов для научной молодежи по формированию soft skills; 4) помощи в определении национальных научных приоритетов страны и других важных задач.

Благодаря наличию мощной научной диаспоры в странах ЕС, а также США, Канаде и т.п. Украина имеет огромный потенциал для мобилизации своих ученых, работающих за границей, и налаживания их сотрудничества с коллегами в Украине. Эта задача комплексная и нуждается в тесном сотрудничестве между ключевыми стейкхолдерами: правительством, Министерством образования и науки, Национальным советом по вопросам науки и технологий, Национальной и отраслевыми академиями наук Украины, университетами, заинтересованными общественными организациями. Постепенная трансформация brain drain в brain gain является важным аспектом реформирования отечественной научной сферы и полноценной интеграции Украины в мировое исследовательское пространство.