UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эволюция с ускорением

Что нужно для осуществления реформы научной сферы? Конечно, нужна политическая воля первых лиц государства. Но нужна и консолидация исследовательской среды. Реформа сделает невозможным существование всех тех, кто "профессионально" чувствовал себя комфортно, покупая или продавая научные степени и должности, поддерживая плагиат и расхищая государственные средства.

Автор: Наталья Шульга

Украине нужна реформа научной сферы. Осознание необходимости реформы пришло давно. Политическая воля не сформирована по сей день. Почему так происходит и как нужно действовать?

В 2005 г. была создана рабочая группа по разработке концепции развития научной сферы и наработке законодательных актов для поддержки развития науки, технологий, взаимодействия образовательной и исследовательской сфер. В группе работали представители НАН Украины и ведущих университетов. Именно тогда была предпринята попытка осмыслить и описать необходимость создания национального совета по вопросам науки и технологии, научного фонда для конкурсного финансирования исследований, необходимость усиления исследований в университетах, коммерциализации результатов исследований, и был введен в широкое употребление термин "инновация". Как участник этого процесса могу подтвердить, что наработанные идеи и законодательные материалы несли в себе основные элементы реформы. Но предложения так и остались нереализованным потенциалом. Представители НАН Украины, доминировавшие в рабочей группе, не смогли ни выдвинуть достаточных аргументов для реализации предложений, ни осознать факта, что само существование структуры управления научной сферой через президиум НАНУ слишком консервативно и негибко.

За прошедшие с тех пор 10 лет общество прошло сложный путь трансформации и осознания необходимости радикальных изменений. Революция Достоинства затронула все аспекты украинского общества. Научная среда молодых исследователей была представлена на Майдане с первых дней, и это подтвердило готовность к изменениям. Чего нельзя сказать о седовласых мужах академии. Русофонство, которым насквозь пропитана управленческая верхушка, не позволило сформировать четкую позицию и однозначно высказаться по поводу преступной власти и последующей военной агрессии северного соседа. Фактически академия стала молчаливым свидетелем захвата своего имущества в Крыму и на Донбассе, не смогла предложить пути спасения дорогого оборудования, которое было вывезено в Россию. Более того, часть руководства президиума оказалась виновной в многолетних коррупционных схемах расхищения незначительных бюджетных средств, выделявшихся на проведение приоритетных исследований. Эти факты окончательно подорвали веру в эффективное, отвечающее требованиям времени управление НАНУ. На фоне тотального пересмотра формирования бюджета Украины на 2015 г. и хронического падения показателей научной состоятельности Украины в мировых рейтингах не удивляет решение еще больше урезать бюджет НАН Украины и фактически прекратить финансирование отраслевых государственных академий, построенных по образцу национальной. Парадокс заключается в том, что благодаря своей организации, с одной стороны, НАН Украины удается сохраняться, независимо от процессов в стране, и демонстрировать хоть какие-то качественные результаты исследований. А с другой - НАН Украины как высшее государственное научное учреждение не влияет на стратегию развития экономики государства, или же ее вклад невозможно измерить. Именно из-за этого парадокса НАН Украины стала эпицентром критики и нападок радикалов с разными намерениями.

С 2007 г. над усовершенствованием элементов реформы работало экспертное сообщество Украинского научного клуба. Более того, именно УНК стал инициатором и движущей силой создания первой в стране Государственной ключевой лаборатории молекулярной и клеточной биологии, продемонстрировав успешность и возможность новой формы организации исследований. Результаты работы ГКЛ превзошли все ожидания, был также отработан механизм привлечения иностранных экспертов и конкурсного отбора проектов. За годы разъяснений и публикаций на тему реформы научной сферы УНК ознакомил общество с такими понятиями, как импакт-фактор научного журнала, индекс цитирования и индекс Хирша, наукометрический профиль исследователя и университеты исследовательского типа. На сайте постоянно обновлялись данные о наличии украинских учреждений, университетов и отдельных исследователей в мировых рейтингах. То, что большинство инициатив УНК были "клонированы" и частично спонсированы из государственных фондов, свидетельствует о том, что мы правильно выделяли проблемы и предоставляли достоверную аналитику все эти годы. Рутинная работа принесла свои результаты. Сообщество уже ознакомлено с требованиями интеграции в мировое пространство. Остается сделать шаги в направлении изменения законодательства и системы управления процессами исследований на уровне страны.

На основе консенсусного видения, выработанного за последние 10 лет, я могу назвать процесс реформирования научной сферы Украины, к которому мы приблизились вплотную, эволюцией с ускорением.

В чем заключаются принципы эволюции?

Принцип первый - развитие исследовательской инфраструктуры. Нельзя безосновательно разрушать инфраструктуру исследований в Украине. В нее входят институты НАН Украины, отраслевых академий, ведущих университетов. Кроме того, к ней относятся и новые формы организации исследований, а именно: различные исследовательские и учебные центры, ключевые лаборатории. Все эти структуры должны пройти путь независимого аудита на предмет их реальной производительности и нужности для общества. Этот процесс продлится не менее года. Результат - выявление здоровых структур и реорганизация неэффективных.

Принцип второй - объективные критерии оценки. Введение объективных критериев оценки качества фундаментальных исследований на основе мировых библиографических баз данных и реального внедрения результатов прикладных исследований в экономику страны в денежном эквиваленте и посредством покупки лицензий на технологии, произведенные в Украине, и патенты исследователей из Украины. Для этого нужно осуществить подписку страны на научные базы данных Thomson Reuters и Scopus. Для оценки внедрения следует разработать статистические и управленческие показатели по примеру лучших практик в бизнесе и экономике Европейского Союза, политическую и экономическую ассоциацию с которым Украина уже подписала в 2014 г. Результат - максимальное приближение фундаментальных исследований к нуждам украинского общества и включение в мировое пространство понимания фундаментальных процессов в природе и человеческом обществе, а прикладных исследований - к получению технологий и продуктов, необходимых для эффективного существования и развития экономики страны.

Принцип третий - защита интеллектуальной собственности. Законодательно и на практике решить проблемы защиты интеллектуальной собственности, стратегического значения бизнес-инкубаторов, технологических парков и других структур, созданных для оптимизации и ускорения процесса трансфера технологий в производство.

Принцип четвертый - привлечение частных средств. Позволить реализацию государственно-частного партнерства в поддержке исследований в государственных институтах и университетах. Открыть возможности для филантропии, меценатства, донорства в образовании и науке. Результат - мобилизация финансовых ресурсов и мотивация всего общества и бизнес-среды к реформированию научной сферы и переводу исследований в движущую силу для принятия решений и развития инновационной экономики.

В чем заключается идея ускорения?

Ускорение означает создание инструментов и механизмов, придающих эволюционным процессам динамику, гибкость и задающих темп преобразований. Для Украины механизм ускорения видится не только в создании платформы для возникновения инноваций, но и прежде всего в управленческой плоскости.

Национальный фонд исследований.

НФИ создается как независимое учреждение с бюджетом от 1% ВВП, в структуре которого действуют четыре подразделения - фонд фундаментальных исследований, фонд прикладных исследований, фонд поддержки инновационных программ и фонд поддержки стартапов. Работа НФИ предполагает тесное взаимодействие с бизнес-средой и международными донорскими организациями. Планируется удвоить бюджет НФИ за счет привлечения внебюджетных средств. Очевидно, что наибольшая поддержка будет поступать для прикладных исследований и получения результатов от коммерциализации научных достижений в виде технологий и продуктов. Фундаментальные исследования желательно концентрировать в сети Государственных ключевых лабораторий, которые обязаны держать мировой уровень в определенных отраслях и постоянно готовить и привлекать лучших исследователей в масштабе страны. Именно ГКЛ обязаны включать Украину в мировое пространство фундаментальных исследований. Инновационные программы исследований соответствуют тем отраслям, которые для Украины могут стать знаковыми. Например, информационные и коммуникационные технологии, авиационный транспорт, астрономические и космические исследования, альтернативные источники энергии.

Наименьшим по объему финансирования будет фонд поддержки стартапов. Для таких инициатив сначала нужны небольшие средства. Успешные новые наукоемкие бизнесы останутся в стране и будут давать реальные дивиденды, создавая рабочие места и продуцируя патенты на технологии. Работа НФИ будет направлена на проведение конкурсов и отбор проектов. Новизна заключается в том, что не только исследовательская группа или лаборатория, но и индивидуальный исследователь смогут получить финансовую поддержку, если проект, представленный на конкурс, будет интересным и перспективным. К отбору проектов будут привлекаться лучшие мировые эксперты. Такой процесс ускорит использование средств и даст ясную картину реальных возможностей исследовательской инфраструктуры страны. Даже средства от реорганизации неэффективных структур можно направить на поддержку полезных исследовательских программ через НФИ. Впервые в Украине появится возможность оценить реальные затраты на исследования и их результаты. Будет создана прозрачная возможность эффективно привлекать средства международных программ сотрудничества в области образования, науки и технологий с помощью создания двусторонних и многосторонних программ сотрудничества. НФИ фактически становится инструментом интеграции Украины в европейское исследовательское пространство.

Национальный совет по вопросам науки, технологий и инноваций.

Создание такого органа научная общественность обсуждает уже два десятилетия. Формат и полномочия его на сегодня остаются предметом дискуссии. Именно вокруг этого вопроса нет хоть какого-то положительного опыта и результатов, которые можно было бы использовать как сильные аргументы. Поэтому такой инструмент желательно создавать вместе с четким механизмом гибкого принятия решений и обратного влияния со стороны исследовательской среды. За последнюю декаду предлагалось иметь две составляющие в функциях НСНТИ - стратегическую и исполнительную (УНК). То есть комитет советников при фонде формирует стратегию и выбирает приоритеты для формирования конкурсных программ, а первое лицо страны председательствует в совете, в который приглашены руководители всех государственных исполнительных органов, агентств и учреждений, обязанных выполнять стратегию и приоритеты, определенные комитетом советников. Также предлагалось проводить работу НСНТИ в виде ассамблеи из двух ветвей - стратегической и исполнительной, по примеру Германии (Гумбольдт-Клуб Украина), где в ассамблею приглашают также различные ад-хок комитеты от гражданского общества и индустрии для обратной связи и анализа текущей ситуации. Но основные идеи остаются неизменными: стратегию должна формировать среда исследователей и практиков из индустрии, которые лучше всего владеют информацией о внутренних и внешних факторах развития науки и технологий, а научная сфера должна стать приоритетной сферой развития экономики государства.

Из этого следует, что научная сфера должна стать приоритетом и находиться под опекой первого лица государства Украина.

Основные пункты, в отношении которых существует консенсус в научном сообществе, таковы. НСНТИ созывается директором НФИ и имеет каденцию два года. В НСНТИ входят объективно лучшие представители из исследовательских учреждений, ведущих университетов и наукоемкого бизнеса. Состав совета 21–23 человека. Члены совета работают бесплатно. Задача НСНТИ - предлагать приоритеты развития научной сферы и готовить аналитический отчет для формирования конкурсных программ на следующие годы работы НФИ. Цикл исследовательских конкурсов длится, как правило, три года. А для крупных структурных проектов - пять лет. Национальный совет активно привлекает, по необходимости, международных экспертов и выступает активным лоббистом интересов научной сферы перед президентом, премьер-министром, СНБО, Верховной Радой и Кабинетом министров. Если удастся убедить премьер-министра Украины (первое лицо власти в государстве на этот момент) и президента в том, что именно исследования должны быть движущей силой развития экономики (как это происходит во всех развитых государствах мира!), то НСНТИ станет реальным инструментом изменений и ускорения в реформе научной сферы.

Что нужно для осуществления реформы научной сферы?

Конечно, нужна политическая воля первых лиц государства. Но нужна и консолидация исследовательской среды. Реформа сделает невозможным существование всех тех, кто "профессионально" чувствовал себя комфортно, покупая или продавая научные степени и должности, поддерживая плагиат и даже расхищая государственные средства, выделенные для исследований.

Первый шаг реформирования научной сферы заложен новым Законом о высшем образовании 2014 г., в котором университетам предоставлена возможность организовывать и проводить полноценные исследования. Второй шаг - изменения в законодательство, касающееся научной сферы. Для этого создана платформа гражданского общества с привлечением активных общественных организаций исследователей и представителей инновационного бизнеса в виде Группы "Наука. Технологии. Инновации" при реанимационном пакете реформ (РПР) и установлено реальное сотрудничество с Комитетом по вопросам науки и образования Верховной рады Украины. Впервые активные общественные организации и бизнес совместно работают над вторым шагом реформы - изменениями в законодательство Украины, которые бы зафиксировали предложения научного сообщества относительно НФИ, НСНТИ, обеспечения защиты интеллектуальной собственности и обеспечили бы интеграцию Украины в европейское исследовательское и образовательное пространство. Активное сообщество исследователей обязано также поддержать информационную кампанию для популяризации науки и технологий на всех уровнях через возможности и ресурсы РПР.

Энергию дискуссий пора перевести в четкие действия и законодательные акты. От успеха реформы научной сферы будет непосредственно зависеть успех построения инновационной экономики, а значит, и будущее Украины как полноценной участницы развития европейской цивилизации.