UA / RU
Поддержать ZN.ua

Есть ли выход из кризиса науки в Украине?

Уже около двух десятилетий Европа строит "Общество знаний". Стратегия и тактика этого развития определены через системный план построения Европейского исследовательского пространства (ЕИП). Украина стала ассоциированным членом ЕС. Казалось бы, ничто не мешает Кабмину вместе с основными стейкхолдерами науки разработать Дорожную карту ЕИП и взять ее за основу реформирования нашего исследовательского пространства. Вместо этого Минфин, без предварительного аудита научной системы, запускает план резкого сокращения финансирования науки. Это, безусловно, приведет к ее дальнейшей (и необратимой!) деградации.

Авторы: Андрей Шевченко, Виталий Шадура

Уже около двух десятилетий Европа строит "Общество знаний". Стратегия и тактика этого развития определены через системный план построения Европейского исследовательского пространства (ЕИП). Украина стала ассоциированным членом ЕС. Казалось бы, ничто не мешает Кабмину вместе с основными стейкхолдерами науки разработать Дорожную карту ЕИП и взять ее за основу реформирования нашего исследовательского пространства. Вместо этого Минфин, без предварительного аудита научной системы, запускает план резкого сокращения финансирования науки. Это, безусловно, приведет к ее дальнейшей (и необратимой!) деградации.

До принятия Закона о бюджете 2016 г. Верховная Рада приняла Закон Украины "О научной и научно-технической деятельности", где были заложены европейские принципы реформирования Исследовательского пространства Украины, запланировано создать структуры европейского типа - Национальный совет по науке и технологиям и Национальный фонд исследований. Закон стал консенсусом украинской научного сообщества, НАНУ, МОН, достигнутым в значительной мере благодаря усилиям Комитета по науке и образованию ВР, в частности председателя комитета Лилии Гриневич, которая многое сделала для внедрения европейских принципов в этот документ.

Во второй половине 2015 г. рабочая группа при президиуме НАН Украины разработала Методику оценивания научных учреждений НАНУ (утвержденную постановлением президиума НАНУ №22 от 03.02.2016 г.). В основу методики заложены принципы эвалюации институтов Ассоциации Лейбница в Германии, в частности обязательное присутствие в экспертных комиссиях зарубежных ученых.

Бюджет-2016 вступает в противоречие не только с буквой и духом Закона, но и с рядом принятых Верховной Радой и правительством Украины документов: статьей 375 Соглашения об ассоциации с ЕС, Указом президента Украины "О Стратегии постоянного развития "Украина-2020", Соглашением о коалиции депутатских фракций "Европейская Украина", постановлением ВР Украины №182-19 от 11 февраля 2015 г. "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О состоянии и законодательном обеспечении развития науки и научно-технической сферы государства", где почти в каждом пункте определяется долгосрочная финансовая поддержка развития науки. О том, что он вступает в противоречие с трендами развития Европейского исследовательского пространства и флагманской стратегии Европы - Инновационного союза, можно уже и не говорить. Такое впечатление, что пришла представительница американского истеблишмента и заявила: все, хватит двигаться в сторону Европы; что, забыли, кто деньги дает и на кого надо работать? Таланты нужны США, а Европа - конкурент в сфере науки и инновационного развития. Смешно? А нам нет. Потому что должностные лица в свое оправдание напоминают нам, что идет война и нужно экономить средства, что НАНУ неэффективна (в отличие от парламента и Кабмина), а поэтому ее нужно "оптимизировать".

И это вместо того, чтобы предложить четкий план реформирования исследовательского пространства в Украине в соответствии с новым Законом о науке - создать Национальный совет и Национальный фонд исследований, заключить соглашение с основными стейкхолдерами науки о поэтапном выполнении Дорожной карты по реформированию, разработать стратегию и методы реформирования для повышения эффективности научных исследований. То есть исправить главные ее беды - отсутствие мотивации научной молодежи, современной научной инфраструктуры, эффективного обмена учеными и доступа к современным базам знаний и мощных е-инфраструктур. Вместо этого резко сокращают финансирование. По какому принципу? А по любому, лишь бы поскорее. Может, все-таки дождемся аудита международных экспертов, которые должны дать вывод в сентябре? А зачем? Скорее землю и дома освобождайте, особенно в центре Киева. И, конечно, земли под посевами, телескопами и ботаническими садами. Один олигарх в Донецке построил себе в ботаническом саду "маленькие домики". А мы чем хуже?..

Вот мы и пришли к тому, с чего начинали при Януковиче: экономика страны не может быть заказчиком у науки, а потому ее нужно уни… извините, "сохранить" до лучших времен, то есть "оптимизировать".

Что же мы имеем после нескольких месяцев воплощения проекта "оптимизации" науки от Минфина? Вице-президент НАН Украины академик Анатолий Загородний озвучил на последнем заседании Комитета по науке и образованию ВР, посвященном критическим вопросам финансового обеспечения сферы науки и образования 2016 г., такие цифры: при сокращении бюджета (на 284,8 млн грн, то есть на 12,2% меньше, чем объем финансирования 2015 г.), резком росте коммунальных затрат (в среднем на 80%), повышении минимальной зарплаты на 28% НАНУ придется сократить в ближайшее время треть научных сотрудников в академических институтах. Комитет по науке и образованию ВР, понимая, какой сокрушительный удар нанес Минфин украинской науке, поддержал предложения национальных академий наук - просить Бюджетный комитет ВР рассмотреть вопрос о возврате к минимальным цифрам их бюджетов. Это позволит стабилизировать процессы уничтожения науки в Украине и, в частности, позволит провести эвалюацию академических институтов, а по ее результатам и оптимизацию институтов НАНУ.

Есть ли выход? Президент и премьер говорят, что есть программа "Горизонт-2020" и еще будут программы Оборонпрома. В Оборонпроме много средств на фундаментальную науку? И с кем за эти деньги мы должны бороться, если по признанию Оборонпрома у нас устаревшая исследовательская инфраструктура. Последнее относится и к борьбе за гранты программы "Горизонт 2020". Программа запланирована на 7 лет (2014–2020). Размер членского взноса для Украины составляет около
5 млн евро в год, то есть 5% от необходимого, если без скидки, годового взноса. Таким образом, до 2020 г. нужно выплатить 35,5 млн евро. От депутатов и чиновников можно услышать, что научные группы, которые получат гранты программы, действительно проводят исследования на европейском уровне, поэтому финансирование академий можно сократить, пусть учатся зарабатывать деньги. Но дефицит бюджета НАНУ на этот год составляет 700 млн грн, и это необходимое базовое финансирование. Для получения грантового финансирования по программе "Горизонт-2020" нужно пройти жесткий отбор проектов по европейским правилам, иметь тесные контакты с европейскими научными командами и проводить исследования на высоком уровне, для поддержания которого и нужно базовое финансирование. Как можно проводить эффективные исследования, имея устаревшую исследовательскую инфраструктуру, за счет чего можно повышать эффективность? Ответ очевиден - только за счет современной инфраструктуры и критической массы обмена профессиональными знаниями, как советует опыт Кремниевой долины. И, конечно, нужны молодые таланты. А талант только в фильмах должен быть голодным. В жизни талант будет искать место, где он сможет лучше всего реализовать свои возможности.

Есть ли другой выход с наименьшими потерями для бюджета и потерями человеческого капитала?

Давайте разбираться. Украина подписала соглашение и стала ассоциированным членом программы "Горизонт-2020". По определению ЕС, те, кто сделал денежный взнос в программу, становятся участниками Европейского исследовательского пространства. Координационный комитет ЕИП (вместе со странами Европы и Еврокомиссией) определил некоторые приоритеты, которым должны следовать все страны для наибольшей координации исследований. Согласно отчету Еврокомиссии "Развитие ЕИП 2014", страны, которые продвигались на пути реализации этих приоритетов на национальном уровне, имели в разы лучшие результаты по количеству статей и патентов. Почему так? Может потому, что эти приоритеты являются отображением лучших практик Кремниевой долины и развития лучших практик стран ЕС по повышению эффективности за счет разумной специализации и уменьшения фрагментации усилий, несмотря на разнообразие стран ЕС. Термин "разумная специализация" не означает распределение стран по специализации, потому что творческую деятельность очень трудно втиснуть в определенные рамки. Он определяет развитие стратегии доставки необходимых научных знаний сообщества в точки, где есть развитый бизнес-потенциал: высокая конкуренция малого и среднего бизнеса, наличие нужных финансовых инструментов и уровня образования. Наука глобальна, а малый и средний бизнес имеет локальный характер.

Итак, правительство сделало только первый шаг, подписав соглашение с программой "Горизонт-2020", являющейся стимулом для стран реализовать приоритеты ЕИП на основе взаимодействия с другими странами и стейкхолдерами ЕИП. А мы, вместо того, чтобы направить усилия на реформирование управления научной сферой, занялись совковой "оптимизацией". Ее логику трудно понять. Потому что если наука неэффективна, то нужно ей помогать стать эффективной - это не коммерческая фирма, которую можно закрыть и открыть. И главным инструментом для развития всегда являются деньги и создание конкурентных условий для лучших ученых. А это не только нобелевские лауреаты, но и многие другие исследователи с разным IQ и разными функциями. И когда говорят, что 80% результата дают 20% исследователей, то это отнюдь не означает, что нужно сокращать остальные 80%, потому что без них эти 20% ничего не сделают, потому что им нужно с кем-то конкурировать, с кем-то дискутировать, получать сокрушительную критику своих исследований. То есть это - определенная социальная среда, которая называется "социальный капитал".

18 февраля 2016 г., наверное, нужно запомнить как определенную веху достижений Верховной Рады. В этот день с трибуны парламента депутат от Радикальной партии рассказал об инновационной модели тройной спирали. А следовательно, правительству и Верховной Раде уже не нужно больших усилий для понимания, чтобы разработать (имплементировать) Дорожную карту интеграции Украины в ЕИП на 2015–2020 гг. до 22 апреля 2016 г. Именно эту конечную дату установил Комитет ЕС по Европейскому исследовательскому пространству для стран, желающих (!) войти в ЕИП. Учитывая последние тенденции развития научной и инновационной политики ЕС, в Дорожной карте следует отобразить и последние приоритеты относительно использования ЕИП для инноваций - открытые инновации, открытая наука и открытость к миру.

Кстати, упомянутые дорожные карты ЕС предлагает рассматривать как важную часть национальных стратегий и дорожных карт по реформированию экономик, которую Украина никак не может предложить в сфере управления наукой и инновациями с учетом интеграции в Европейское научное, образовательное и инновационное пространство. Да, на это нужны ресурсы. Но, как говорили послы стран ЕС и стран доноров, на реформы ради будущего деньги всегда можно найти. Дайте свои предложения и покажите собственную волю, чтобы это внедрить. Все зависит только от нас - правительства и научного сообщества. К сожалению, правительство об этом молчит, а научное сообщество находится в стрессе от правительственных новаций. Неужели и тут заговор олигархата и борьба за остатки ресурсов национальных академий наук в виде земель и зданий в центре городов?

По нашему мнению, Комитет по науке и образованию ВР должны активизировать свою деятельность относительно контроля имплементации нового Закона о науке, создании и реализации Дорожной карты интеграции Украины в ЕИП на 2015–2020 гг. и отстаивания государственной собственности. А для этого безотлагательно (учитывая, что до 22 апреля осталось мало времени) создать постоянно действующую рабочую группу, в которой должны принимать участие основные украинские стейкхолдеры науки и приглашенные стейкхолдеры ЕИП.