UA / RU
Поддержать ZN.ua

Желаемое и действительное. Как продвинулась судебная реформа за 2023 год и что надо сделать в 2024-м

Автор: Любовь Величко

В 2023-м украинским судам доверяли всего 12% граждан. Оно и неудивительно: общество было шокировано рядом громких скандалов. Чего только стоят истории разоблачения на взятке почти в 3 млн долл. председателя Верховного суда Князева и гибели нацгвардейца на блокпосту под колесами авто, за рулем которого находился (вероятно, пьяный) председатель Макаровского райсуда Киевской области Алексей Тандыр.

Чтобы вернуть доверие, следует очистить судейский корпус. Это необходимо и для интеграции Украины в Европейский Союз. Многие шаги уже сделаны. Но и этот год обещает быть непростым. Вместе с Фондом DEJURE подводим итоги и очерчиваем 2024-й.

Читайте также: ВККС и ОСД обнародовали признаки, по которым будут определять недобропорядочных судей

 

Результат №1: перезапуск Высшего совета правосудия

В январе 2023-го заработал обновленный Высший совет правосудия орган, который назначает и увольняет судей, а также рассматривает жалобы на них. Все кандидаты проходили проверку на доброчестность и соответствие критериям профессиональной этики, которую проводил специальный Этический совет, состоящий из украинских и международных экспертов. На сегодняшний день в составе ВСП 17 членов, еще четыре должности до сих пор вакантны: по два представителя должны предложить президент и съезд адвокатов.

После двухлетней паузы ВСП опять рассматривает жалобы на судей. Их накопилось более 14 тысяч. До конца года орган рассмотрел почти полторы сотни. Но решений о привлечении к ответственности было всего шесть, и пять из них это предупреждения. К тому же ВСП массово оставляет жалобы без рассмотрения или отвечает отказом в открытии производства. И не всегда в определении можно найти четкое объяснение. А это снижает доверие к органу.

Так, ВСП отказался привлечь к ответственности судью Октябрьского райсуда Полтавы Анну Адриенко вместо увольнения, хотя эта судья затянула 49 дел пьяных водителей, и их просто закрыли из-за истечения сроков давности. Также орган не возобновил процесс дисциплинарного производства в отношении одиозного «судьи Майдана» Виктора Кыцюка, которое бы повлекло за собой увольнение.

Читайте также: В Украине возобновляются проверки судей на добродетель

С другой стороны, ВСП взялся за резонансные кейсы. В частности, судью Кузнецовского городского суда Ровненской области Валерия Маркова отправили на увольнение за вождение авто под хмельком.

Особенно ярко это выглядит на фоне полного провала работы предыдущего состава ВСП. Заслуживают внимания зафиксированные на «пленках Вовка» (прослушке разговоров председателя Окружного админсуда Киева) данные о согласовании действий отдельных членов ВСП с судьями ОАСК по рассмотрению дисциплинарных дел. Или системные случаи, когда покрывали судей, принимавших самоуправные решения.

Также ВСП начал оперативно рассматривать представления прокуроров о содержании судей под стражей. Речь идет в первую очередь о тех, кого подозревают в коррупции и госизмене. Так, при согласии органа в СИЗО уже оказались более десяти судей. Среди них скандально известный Всеволод Князев.

Еще одно долгожданное событие состоялось в июне 2023-го. Тогда ВСП назначил новый состав Высшей квалификационной комиссии судей. 16 членов ВККС тоже отбирали по обновленным правилам. Впервые среди членов Конкурсной комиссии были международные эксперты.

В итоге нынешний состав ВСП лучше предыдущего, но этого все еще недостаточно для утверждения верховенства права в Украине. Общественность будет внимательно мониторить деятельность органа в 2024-м.

 

Результат №2: перезапуск Высшей квалификационной комиссии судей

В 2023-м на каждое из 16 мест в Высшей квалификационной комиссии судей претендовали 18 человек. Конкурс включал несколько этапов: сбор документов, информации от НАБУ, НАПК и общественности, интервью с лучшими кандидатами. В ходе этого процесса больших скандалов удалось избежать, но общественность сомневалась в доброчестности двух членов ВККС Людмилы Волковой и Владимира Луганского. Также в декабре 2023-го из Службы внешней разведки поступила информация о том, что у нынешнего главы ВККС Романа Игнатова есть гражданство РФ. Сам Игнатов это отрицал. А ВККС заявила, что сделает запросы в соответствующие органы, и создала рабочую группу для проверки информации.

Напомним, что предыдущий состав ВККС дискредитировал себя. Часть документов судейских досье скрывалась, игнорировались запросы на доступ к публичной информации, нередко собеседования с судьями проводились в закрытом режиме. Поэтому неудивительно, что к 2019-му из почти трех тысяч судей, проверенных комиссией, уволили менее одного процента. А цель квалификационного оценивания — определить, отвечает ли действующий судья занимаемой должности или же его надо уволить.

Например, доброчестным и достойным признали «судью Майдана» Владислава Девятко. Успешно прошел оценивание и Владимир Пономаренко, а буквально через несколько месяцев его поймали на взятке. Также старая ВККС отбелила репутацию Олега Глуханчука, который пьяным управлял автомобилем и хамил патрульным.

Чтобы избежать подобных манипуляций в будущем, новый состав ВККС вместе с Общественным советом доброчестности согласовал общий перечень из 18 индикаторов оценивания судей. К ним относятся, например, сомнительное происхождение имущества, принятие решений с грубыми нарушениями, самоуправные ограничения права на мирные собрания и т.д.

Результат первых двух месяцев нового квалифоценивания — 12 рекомендаций на увольнение, хотя и не без вопросов к Комиссии. Так, ВККС определила, что судья Голосеевского райсуда Киева Оксана Мирошниченко не соответствует должности. Она является «судьей Майдана» и оправдывала водителей, управлявших авто в состоянии опьянения. А судья Покровского райсуда Днепропетровской области Ирина Едаменко занижала стоимость имущества в декларациях и «не знала» о земельном участке, зарегистрированном на ее имя.

Читайте также: Глава Высшего антикорсуда Вера Михайленко: «ВАКС не создан для того, чтобы спасать дела стороны обвинения. Ответственность — на законодателе»

 

Результат №3: рестарт обновления судейского корпуса

ВККС не работала почти четыре года. А именно этот орган отвечает за формирование судейского корпуса. Так что накопилось более двух тысяч вакантных должностей (или 25% от общего количества). К тому же многие судьи с приближением оценивания уходят в отставку, поэтому количество мест только растет.

Самая плохая ситуация в апелляционных судах: по словам члена ВККС Сергея Чумака, там доля открытых вакансий превысила 50%. Это влияет на нагрузку на судей и скорость рассмотрения дел.

В сентябре прошлого года параллельно начались конкурсы на 560 должностей в местных и на 550 —в апелляционных судах. В ноябре запланировали увеличить штатную численность и в Высшем антикоррупционном суде, где объемы работы выросли вследствие получения новых категорий дел.

Под елочку Верховная Рада также усовершенствовала процедуру квалифоценивания и отбора судей. В ходе нового отбора не Комиссия, а сам судья после успешного оценивания будет выбирать место работы: чем больше баллов, тем выше он в общем рейтинге и у него больше выбор. То есть тот, кто занял первое место, выбирает первым; второй выбирает следующим и так далее. Новый закон также упростил и ускорил отбор в суды первой инстанции (отменил повторный экзамен отобранных кандидатов, сократил срок их обучения и т.д.).

Также появилась норма, которая обязывает судей из ликвидированных и реорганизованных судов проходить квалифоценивание (привет судьям ОАСК).

Наконец, Комиссия может проводить квалифоценивание без присутствия кандидата. Это решение заблокировало практику, когда судьи массово не приходили не собеседования, потому что якобы заболели.

Есть и недостатки: отныне критерии доброчестности утверждает ВСП, консультируясь в том числе и с Советом судей. Это может привести к значительным манипуляциям со стороны органов судейского управления и серьезным ограничениям того, что считается недоброчестным поведением. Исправлять эти и другие ошибки придется в новых законодательных инициативах в 2024-м.

Читайте также: Третья власть. Как Банковая старается подорвать Большую палату Верховного суда

 

Задача №1: очистить Верховный суд

После громкого кейса со взяточничеством в Верховном суде при участии его председателя Князева стало понятно, что без очищения ВС судебная система положительно оцениваться не будет. Напомним, что, по данным правоохранителей, в этом деле о взятке на сумму почти 3 млн долл., вероятно, преступную роль сыграли еще 13 судей ВС.

Сделали ли они выводы, судите сами. Большинством голосов — 108 из 148 — судьи ВС проголосовали за нового председателя Станислава Кравченко, который отметился негативным заключением Общественного совета доброчестности.

Иного результата вряд ли можно ожидать, ведь отбор судей в ВС в 2017–2018 годах сложно назвать успешным: на должности проходили 80% кандидатов с отрицательными заключениями ОСД.

В разгар скандала с Князевым и СНБО, и президент подчеркнули — всех судей Верховного суда должен проверить ВСП. Ответ депутатов — три законопроекта (9454, 9643, 9643-1), которые сразу же вызвали дискуссию, не принесут ли они больше вреда, чем пользы. Как бы там ни было, оперативно рассматривать их Верховная Рада не спешит, документы уже несколько месяцев покрываются пылью.

На самом же деле эффективные механизмы проверки судей уже есть. Один из них — это декларация доброчестности, которую судьи подают еще с 2016 года. Похоже, ВККС взяла их на вооружение.

скриншот

В ноябре 2023-го Комиссия утвердила новую редакцию декларации доброчестности. Ложь является основанием для дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения. И такие прецеденты уже были. Так, ВККС поймала судью ВС Ольгу Ступак на обмане о происхождении своего имущества. После рекомендации ВККС финальное решение об увольнении принимает ВСП. Собирать и проверять информацию в процессе анализа деклараций могут и другие антикоррупционные органы, в частности НАПК.

Чтобы восстановить доверие к ВС, общественные активисты предлагают запустить новый раунд проверки. С этой ролью может справиться независимая сторона — Общественный совет международных экспертов. По оценкам DEJURE, этот Совет, помогавший отбирать судей Высшего антикорсуда, показал пока лучшие результаты отбора.

 

Задача №2: ввести полноценную дисциплинарную ответственность судей

В 2024 году в секретариате ВСП должно заработать важное подразделение — Служба дисциплинарных инспекторов. Именно инспекторы первыми будут анализировать жалобы на судью, искать информацию для установления истины и готовить проект решения для членов ВСП.

Сейчас процесс формирования такой службы находится в активной фазе. Уже создана комиссия при участии членов ВСП и международных экспертов; она будет отбирать инспекторов на конкурсной основе. Продолжается прием документов. Кандидаты будут проходить тестирование, проверку на доброчестность и выполнять ситуационные задания.

Пока СДИ не сформирована, эту работу с 22 ноября 2023-го выполняют сами члены ВСП. Чтобы реформированному органу доверяло общество, он должен предотвратить махинации с очередностью рассмотрения и откладыванием общественно важных кейсов в долгий ящик. ВСП должен определять, отвечает ли жалоба критерию общественного интереса по согласованным правилам. Для этого орган решил рассматривать жалобы не в хронологическом порядке, а с учетом новых критериев приоритезации.

Так, приоритетными считаются жалобы на судей, которые могут привести к их увольнению, а также жалобы на судей, которые проходят квалифоценивание или принимают участие в конкурсах; фигурируют в инцидентах, вызвавших значительный общественный интерес. Последнее прежде всего касается фигурантов уголовных производств о коррупции и госизмене, а также судей, чьи действия подрывают авторитет правосудия (например, вождение в состоянии алкогольного опьянения).

Читайте также: Король умер. Да здравствует король!

 

Задача №3: создать по-настоящему независимый Высший административный суд

Окружной административный суд города Киева стал синонимом топ-коррупции из-за своей уникальной юрисдикции. Этот суд рассматривал все дела относительно государственных учреждений, которые физически находятся в столице. А это центральные органы власти. Поэтому суд мог оказывать влияние на ключевые государственные решения. Именно ОАСК отменил новое правописание, признал незаконной национализацию Приватбанка, восстановил в должности Романа Насирова и притормозил процесс переименования УПЦ МП. И список можно продолжить…

В идеале юрисдикцию бывшего ОАСК, сейчас находящегося в процессе ликвидации, необходимо развести в два разных суда: 1) Киевский городской окружной административный суд с делами локального, киевского, уровня, как и в других окружных админсудах, 2) Высший административный суд с делами национального уровня. Только так можно будет искоренить проблему гиперконцентрации власти. Меморандум с МВФ уже предусматривает обязательство «до конца декабря 2023 года создать новый суд, который будет рассматривать административные дела против национальных госорганов».

Пока ни КГОАС, ни ВАС не созданы, все дела ОАСК рассматривает Киевский окружной административный суд (то есть обычный областной суд). А значит, коррупционные риски остаются довольно высокими. КОАС уже попадал в резонансные истории. Например, о блокировании прозрачного процесса дипломирования моряков. Также там выносили решение в пользу скандального Богдана Львова, который хочет восстановиться в штате ВС.

 

Задача №4: провести прозрачный конкурс в Конституционный суд

Сейчас в Конституционном суде пять из 18 судейских кресел пустуют. Заполнять их нужно согласно новой конкурсной процедуре, как это рекомендует Европейская комиссия для сохранения Украиной статуса кандидата на вступление в ЕС.

Теперь кандидатов на должность в КС будет оценивать новый орган — Совещательная группа экспертов. В СГЭ входят шесть человек: по одному представителю от президента, парламента и Совета судей. Еще три члена от международных организаций, предоставляющих Украине помощь в сфере реформ и верховенства права.

В отношении трех украинских членов СГЭ уже возникли некоторые опасения. Так, Совет судей делегировал бывшего председателя Верховного суда Украины Ярослава Романюка, который поддерживал «диктаторские законы 16 января». Верховная Рада выбрала Наталию Кузнецову, являющуюся, как отметили в Автомайдане, членом общественной организации, созданной нардепами-регионалами Сергеем Киваловым и Андреем Портновым. А судья Шестого апелляционного административного суда Владимир Кузьменко фигурирует на «пленках Вовка» как человек, который прислушивается к советам Павла Вовка.

Так или иначе, на Совещательную группу экспертов возлагают большие надежды. Если они выберут достойных кандидатов, это поможет создать хоть какой-то баланс в Конституционном суде.

Последние назначения судей свидетельствуют, что КС хотят оставить «ручным». В частности, парламент назначил судьей депутата от «Слуги народа» Ольгу Совгирю, а также Виктора Кичуна — друга бывшего представителя президента в КСУ Федора Вениславского. При этом назначение Совгири было вопиющим, потому что произошло вопреки статье 148 Конституции о требовании про политическую нейтральность. Но на этом депутаты решили не останавливаться: в 2024-м среди 29 кандидатов на три кресла судей КС — два депутата от «Слуги народа» Александр Копыленко и Павел Павлиш. Среди 16 кандидатов от Совета судей также есть сомнительные.

 

Очищение-2024

2024 год будет сверхважным для судебной реформы. Можно ожидать, что и Высший совет правосудия, и Служба дисциплинарных инспекторов, и Высшая квалификационная комиссия судей заработают на полную. И как результат — через десять лет после того, как это требование было заявлено на Майдане, судейский корпус может все же очиститься как вследствие рассмотрения дисциплинарных жалоб на судей, так и в процессе квалифоценивания.

В первую очередь общество ожидает справедливости для тех, кто стал символом игнорирования судейской этики. Это судьи и ОАСК, и Печерского райсуда Киева, и агенты РФ в составе ВС, и в целом все те, кто не может объяснить происхождение своих миллионных доходов и политически мотивированные решения.

Другого такого шанса на перезапуск судебной системы у Украины, возможно, больше не будет. Так что органы судейского управления, депутаты и гражданское общество должны работать так, чтобы в начале 2025-го за эту работу не было стыдно ни перед западными партнерами, ни перед собой.