UA / RU
Поддержать ZN.ua

Во сколько обойдется восстановление разрушенных войной городов Украины и что надо учесть

Автор: Анастасия Горбач

За последние два года написаны сотни страниц аналитики, проведен не один десяток мероприятий о восстановлении и обсуждено, каким оно должно быть. На нынешнем этапе на всех уровнях достигнуто понимание, что новое строительство будет проходить по текущим минимальным стандартам, уже полностью отвечающим требованиям законодательства ЕС. Впрочем, очевидна необходимость внедрения более высоких критериев, так сказать, на перспективу. Речь идет о разработке самых высоких строительных стандартов Near Zero energy building (nZEB — здание с уровнем потребления энергии, близким к нулю), которые будут обязательны в Украине уже с 2027 года.

Поэтому уже пора подталкивать правительство, города, проектантов и строительный бизнес разрабатывать и реализовать подобные проекты уже сейчас, чтобы не искать через несколько лет дополнительные инвестиции для термомодернизации таких объектов и делать вдвое более дорогими здания. Конечно, писать об этом легко, и многие эксперты заметят, что это пустая болтовня без надлежащей консультационной поддержки для разработки нормативной базы, а самое главное — без существующих финансовых механизмов. Однако эти цели не такие недостижимые.

Читайте также: Мало денег и много потребностей. Как расставить приоритеты в восстановлении Украины?

Команды исследовательской компании Berlin Economics в партнерстве с ОО «Экодия» сделали первый шаг, подготовив исследование «Зеленая реконструкция жилого сектора для города Буча». Результаты комплексного технико-экономического анализа, включавшего большое количество показателей и расчетов (оценка убытков и поврежденного жилищного фонда, учет типов и характеристик зданий по источникам отопления, горячего водоснабжения и другим энергетическим характеристикам) представлены в нескольких сравнительных сценариях, которые отображают потенциальные выгоды для громады, а также позволяют органам местного самоуправления оценить инвестиционные потребности и риски для устойчивого развития муниципалитетов.

Отстройка жилья в Буче

При реализации сценария «Минимальные требования» осуществляется модернизация до стандартов зданий классов D и C, предусмотренных украинскими нормативными документами по энергоэффективности. Тогда как сценарий Near Zero включает требования класса А с использованием возобновляемых источников энергии. Потом эти два сценарии оценивают по сравнению с двумя сценариями цен на энергоносители: сценарию «Низкие цены», представляющему текущие субсидируемые тарифы в Украине (с незначительным ежегодным повышением), и сценарию «Цены, покрывающие затраты», который предусматривает более быстрый переход к тарифам, отображающим затраты.

Для представителей власти на государственном и местном уровнях критически важно в планировании процесса восстановления видеть конкретные показатели и цифры, чтобы четко подготовить стратегию развития и привлечения средств, ведь вслепую идти в бой невозможно и неэффективно. Из результатов исследования для города Бучи мы уже понимаем, что стоимость реконструкции поврежденного жилищного фонда до довоенного уровня составит 106 млн евро. По сценарию «Минимальные требования» с соблюдением класса энергоэффективности зданий С нужно будет привлечь еще дополнительные инвестиции в размере 108 млн евро. Модернизация до стандарта Near Zero потребует инвестиций в размере 212 млн евро.

Таким образом, общая сумма финансирования, которое нужно будет привлечь для восстановления города, колеблется между 214 млн и 318 млн евро.

Соответственно, можно понять, во сколько обойдется модернизация одного квадратного метра жилья. Чтобы достичь стандарта «Минимальные требования» для односемейного одноэтажного дома, необходимо 419 евро/м2, тогда как для многоквартирного 5-этажного дома — всего 73 евро/м2. Модернизация одноэтажного односемейного дома с базового уровня до стандарта Near Zero стоит более 670 евро/м2, при этом многоквартирного 9-этажного дома111 евро/м2, то есть более чем в шесть раз меньше.

Нужно признать, что и такие средства неподъемны даже для средних городов, но восстановление предполагает привлечение инвестиций, так что в инвестиционные предложения следует включать более высокие стандарты хотя бы из-за тех выгод, которые в случае их внедрения могут получить муниципалитеты.

Читайте также: Возвращение к реальности. Придется ли Украине переходить к «плану Б»

Во-первых, город получит значительную экономию энергии в результате повышения энергоэффективности: 45% для сценария «Минимальные требования» по сравнению с базовым сценарием и 74% — для сценария Near Zero с ежегодной экономией природного газа до 14,2 млн кубометров (как для индивидуального, так и для централизованного теплоснабжения). Также важным показателем для городов, у которых есть обязательства по декарбонизации, является количество сокращения выбросов CO2 до 31,4 тыс. тонн в год.

Во-вторых, поскольку каждый населенный пункт Украины борется за возвращение людей домой, надо отметить и финансовые выгоды для жителей, включающие значительную экономию средств при коммунальных платежах, — от ежегодной экономии свыше 3,2 млн евро при модернизации до «Минимальных требований» по сценарию «Низкие цены» до более чем 10 млн евро в год при модернизации Near Zero, если предположить, что цены на энергоносители покрывают затраты. Это означает сокращение счетов за энергоносители на 64% во всех поврежденных домах.

Безусловно, каждый проект будет индивидуальным и потребует отдельного подхода, оценки рисков и сроков окупаемости строительства. Но указанное исследование как раз и позволяет оценить общие сроки окупаемости инвестиций в энергоэффективность, а также то, на что могут рассчитывать города. Например, по сценарию низких цен на энергоносители средневзвешенный срок окупаемости модернизации составляет от 27 до 33,6 года, а следовательно, для обеспечения приемлемых сроков окупаемости в основном понадобится финансовая поддержка. При сценарии цен, покрывающих затраты, периоды окупаемости уменьшаются до средневзвешенного показателя 15,3 года для минимальной модернизации и 19,4 года для модернизации по стандарту Near Zero.

Город Орехов, вблизи линии фронта в Запорожской области
EPA-EFE/KATERYNA KLOCHKO

Все приведенные выше показатели подсвечивают немало проблемных точек, на которые должны обратить внимание как громады, так и правительство. Где брать средства, квалифицированные кадры на местах, как привлечь низкопроцентные льготные кредиты и как повысить состоятельность громад.

Сейчас в Украине уже созданы некоторые условия для восстановления инфраструктуры, в том числе и при поддержке международных партнеров, таких как NEFCO, Фонд энергоэффективности, Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии, с использованием программ от ПРООН, небольших грантов от общественных организаций. Все они работают и выполняют свою роль максимально эффективно и внедряют в свою работу стабильные энергоэффективные принципы. Однако они до сих пор предлагают только точечные решения для восстановления, которые к тому же бывают очень сложными в процедурных вопросах.

Читайте также: Почему качественная приоритезация проектов восстановления — это все еще вызов

Поэтому сейчас первоочередными должны быть реформы на уровне национальной политики, которые улучшат экономические стимулы и финансовые возможности муниципалитетов и индивидуальных владельцев жилья. Это позволит осуществлять «зеленое» восстановление в более широких масштабах и с меньшей потребностью в грантовой поддержке. В исследовании были выделены несколько наиболее важных пунктов:

Из всего этого можно сделать вывод, что сектор энергоэффективности в Украине и обязательный учет лучших энергетических технологий в процесс восстановления — это комплексный ответ на многие проблемные вопросы. Результатом будет повышение энергетической безопасности за счет уменьшения энергопотребления, огромная экономия государственного и местных бюджетов, место для развития как малого, так и масштабного бизнеса с низкой конкурентностью и значительным потенциалом к развитию и созданию нового рынка. В свою очередь это приведет к созданию большого количества рабочих мест, обязательной инклюзивности для всех слоев населения, созданию комфортных условий проживания для граждан.