UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вбросы информации о кандидатах – это недоверие к комиссии — международный эксперт комиссии по отбору кандидатов в ВККС

В Комиссии говорят, что не испытывали никакого давления, а все кандидаты прошли на следующий этап, потому что достойны.

Публикация в общественном пространстве информации о кандидатах на ту или иную должность в день его собеседования с конкурсной комиссией является в определенной степени способом давления на комиссию и сигнализирует о недоверии к ее результатам работы еще до окончания конкурса, считает член комиссии по отбору кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей, бывший прокурор из Нидерландов Роберт Брукхейсен.

Отвечая на вопрос Инны Ведерниковой для материала «Эффект плацебо. Что не так с судебной реформой» о том, было ли какое-то давление на членов комиссии во время конкурса, он отметил, что чувствовал себя некомфортно, когда СМИ публиковали информацию об определенных кандидатах перед собеседованиями.

«Я вижу, что гражданское общество играет очень важную роль в Украине. Конечно, мы все советы со стороны гражданского общества прочли и проанализировали. Мы их сравнили с другими фактами и информацией. Всему свое время. Но с утра у нас запланировано собеседование с каким-то кандидатом, я открываю ФБ и там полно всякого дерьма об этом кандидате. Что это, если не попытка надавить и влиять на позицию комиссии? Я не хочу полагаться на «вбросы» в ФБ, я полагаюсь на свой анализ. Я знаю, что в принципе это, может быть, и нормально для Украины, но не для меня. Это о недоверии к комиссии. И это несправедливо по отношению к кандидатам», - заявил эксперт.

При этом Брукхейсен подчеркнул, что никто на него не давил никоим образом.

В то же время председатель комиссии, судья Верховного суда Иван Мищенко считает, что лучшим ответом на вопрос о политическом давлении на комиссию является список из 32 фамилий отобранных кандидатов. Именно из них ВСП выберет 16 будущих членов ВККС.

«Если его внимательно проанализировать, то, по моему мнению, кто-нибудь поймет, что этот список — главное, единственное и достаточное доказательство того, что никакое влияние на комиссию не осуществлялось», - отметил он.

При этом оба члена комиссии опровергают упреки, что критика результатов их работы основывается на отборе ненадлежащих кандидатов. В частности, у журналиста вопрос вызвал вхождение в список пяти судей, ставших судьями благодаря работе ВККС времен Януковича, и двух сотрудников ВККС того же состава. Существует мнение, что их вхождение в будущий состав ВККС может сохранить коррупционный консенсус в судебной системе.

«Когда комиссия утвердила и обнародовала список из 32 кандидатов, она дала оценку каждому из них. Если они стали победителями этого конкурса, то они достойны», – аргументировал решение комиссии Брукхейсен.

В свою очередь Иван Мищенко отметил, что в Верховном суде сейчас работают несколько судей, которые пришли в первую инстанцию во время работы ВККС, которая была избрана еще во время президентства Януковича, но эти судьи работают над улучшением качества правосудия как ВС, так и судебной системы наряду с адвокатами и учеными, надевшими судейские мантии в 2017 году.

"Это наш общий опыт в ВС, и он достаточно положительный", - провел он параллели.

Читайте также: Послы G7 призывают украинские власти оперативно назначить членов ВККС

Напомним, что Высшая квалификационная комиссия судей не работает в Украине с 2019 года. Запуск ее работы позволит восполнить дефицит судей в Украине и завершить квалификационную оценку.

В то же время после окончания конкурса выяснилась проблема в трактовке закона конкурсной комиссией и ВСП. Как выяснилось из 32 отобранных кандидатов только 10 судей, а 22 — представители смежных профессий: ученые, адвокаты и другие. В то время как будто должно быть пропорционально — 16 на 16. Это расхождение подняло волну возмущения у части судейского сообщества с ключевым выводом: конкурсная комиссия унизила судей, не найдя во всей системе 16 достойных.