UA / RU
Поддержать ZN.ua

Санкции против россиян и коллаборантов: потребности Минюста и прихоти АРМА

Автор: Александр Леменов

Украинская власть за полгода с момента первого успешного кейса в феврале 2023-го взыскала в доход государства через иски Министерства юстиции активы десятков субъектов, которые так или иначе содействовали агрессии российских войск 24 февраля 2022 года. О части из этих кейсов конфискаций у бизнесово-политического окружения и коллаборантов Путина мы рассказывали на страницах ZN.UA — Дерипаска, Ротенберг, Шелков, Сальдо, а также о самых лакомых кусках имущества с российскими корнями в Украине. Весь перечень имущества единым списком достигает тысяч единиц активов по 24 кейсам — от luxury-часов и предметов роскоши до огромных компаний. Речь идет уже о десятках миллиардов гривен, которые могут быть направлены на восстановление Украины.

Впрочем, Минюст надо усиливать в его возможностях, ведь существуют как уже проголосованные законопроекты (№8392), улучшающие процедурные возможности министерства, так и те, которые только ожидают принятия (например, №9235 и 8384).

Уже принятый законопроект №8392 предусматривает создание Государственного реестра санкций с целью предоставления публичного доступа к информации обо всех субъектах под санкциями. Также в нем идет речь об увеличении сроков рассмотрения исков в Высшем антикоррупционном суде и расширении круга лиц, имеющих право на обжалование решения ВАКС, что будет гарантировать более эффективный процесс применения санкции взыскания.

Читайте также: Арестованные активы: АРМА передали в управление рекордную сумму денег

В свою очередь на рассмотрении в парламенте лежит проект №8384, предусматривающий уголовную ответственность за обход санкций, что предотвратит попытки вывода активов из собственности подсанкционного лица. Также на стадии рассмотрения парламентариев законопроект №9235, в котором Министерство юстиции просит разрешения предоставлять ему доступ к банковской тайне по подсанкционным лицам через запросы на информацию.

Почему эти два проекта законов настолько необходимы, ведь вроде бы и без них система работала?

Что ж, например, законопроект №9235 путем внесения небольших изменений, касающихся именно раскрытия банковской тайны на запросы министерства, поможет более оперативно готовить исковые заявления в ВАКС. Безусловно, банковская тайна и так раскрывается, но с помощью отдельного ходатайства, решения или «реализации». Поэтому сотрудники профильного подразделения Минюста не всегда успевают увеличить размер исковых требований, потому что существуют отдельные процессуальные сроки. В частности, в кейсе херсонского коллаборанта Сальдо хоть и получено положительное решение в первой инстанции ВАКС, но сейчас готовится отдельный иск по его банковским счетам, где еще находятся сотни тысяч гривен. Это, в свою очередь, приводит к лишнему отвлечению ресурсов в «департаменте санкционирования». Особенно если конкретный банк, где есть счет у «подсанкционщика», неизвестен, и реализовывать определение о раскрытии тайны надо во всех 68 финансовых учреждениях, что невероятно сложно.

В то же время законопроект №8283 в основном касается увеличения степени ответственности за уклонение от наложения санкций. Но что интересно, Минюст разрабатывал другую концепцию, но Офис генпрокурора как флагман уголовной юстиции несколько видоизменил подход, предложив неадекватно жесткие нормы об уголовной ответственности. Собственно, эта неадекватность — причина того, что законопроект уже полгода лежит в парламенте, а также обоснованных сомнений в успешности его прохождения. Надеемся, что эта неадекватность была неосознанной.

Возможно, следует еще раз пересмотреть концепцию и предложить сбалансированный механизм, четкое определение субъектов и соразмерные рамки ответственности. Кстати, хороший опыт есть в США, где предмет обхода санкций конфискуется в доход государства, чтобы исключить экономический интерес для таких действий. В свою очередь лица, содействующие обходу санкций, должны нести ответственность, в том числе с лишением права занимать определенные должности или вести деятельность. В таком случае Закон не только будет иметь карательную цель, но и послужит превентивной мерой, потому что если в результате аферы будет существовать риск потери актива или права зарабатывать на жизнь профессиональной деятельностью, то это может снизить процент ценителей серых схем, реализуемых для вывода активов подсанкционных лиц из-под ограничений.

Читайте также: Минюст требует конфискации активов российской компании и минобороны Беларуси

Пока Минюст ищет пути повышения собственной эффективности на санкционном поле, новый руководитель АРМА Елена Дума озабочена совершенно другим. Казалось бы, работы непочатый край — надо как минимум не только запустить Реестр арестованных активов, но и раскрыть данные об управляющих и количестве полученных средств. Как максимум — решить глобальные проблемы с коррупционностью продаж и неэффективностью поиска управляющих для переданных АРМА активов, да и сам процесс управления можно бесконечно улучшать. Вместо этого Е.Дума, не решив системные проблемы в собственном ведомстве, хочет подобрать себе еще и конфискованные активы с российскими корнями. Фактически заменить Фонд госимущества как ключевой орган, куда Кабмином передается взысканное имущество.

Процитируем аргументацию: «Параллельность санкционного и уголовного процессов также усложняет поиск управляющих на активы, поскольку возможность их дальнейшего взыскания является фактором непредсказуемости и дополнительного риска для потенциального управляющего». О чем это вообще? В АРМА не способны показать эффективность по любому из основных направлений работы, даже там, где никакая «параллельность» не мешает. Напомню, что АРМА создавалось не с целью продажи конфискованного у подсанкционных лиц имущества, и в целом его работа регламентируется профильным законом, который также ее не предусматривает.

Еще один аргумент АРМА — недавние изменения в закон №3137, которые уполномочили Фонд госимущества управлять взысканными санкционными активами, но кроме случаев, определенных законом. Хорошо, а какова в этом роль АРМА? Там думают, что ВАКС может направлять АРМА на исполнение судебные решения о взысканных санкционных активах, находящихся в управлении Нацагентства. Именно поэтому, значит, подчиненные Елены Думы направили Кабмину и ВАКС позицию АРМА, учет которой позволит улучшить координацию между разными путями использования собственности оккупантов в пользу Украины. Полная ахинея, не иначе. Может, лучше все же, чтобы каждый орган публичной власти занимался реализацией собственных полномочий? Здесь и эффективность каждого отдельно будет понятна, и ответственность конкретизирована, а не распылена, и коррупционные риски сфокусированы.

А для этого все же очень нужно усилить Министерство юстиции в его подготовке исковых заявлений в ВАКС в контексте взыскания подсанкционного имущества. При этом отговорить АРМА в их слабых попытках залезть в чужую зону ответственности, потому что ответственность вообще не самая сильная сторона этой организации. Взысканное в доход государства имущество подсанкционных лиц должно эффективно и прозрачно быть продано согласно действующему законодательству, а вырученные средства привлечены в восстановление Украины. Если в этом наша цель, то причем здесь АРМА?