UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приватизация, новые рынки и конфискованное имущество: как изменилось управление активами за прошлый год

Автор: Илья Михайлов

В начале прошлого года, в феврале, Госрыбагентство объявило в электронной торговой системе «Прозорро.Продажі» первые онлайн-аукционы на промышленный вылов рыбы. И уже через месяц известная по всей стране сеть рыбных ресторанов написала в соцсетях, что выиграла один из таких аукционов на квоты, чтобы не зависеть от поставщиков.

Первую попытку урегулировать рынок проведения конкурсов по рыболовному промыслу в водоемах Украины через открытые электронные торги государство пыталось предпринять еще в 2019 году, поскольку до этого государственное регулирование этого рынка было непонятным и непрозрачным. Так, до начала реформы за весь 2022 год плата за использование водных биоресурсов составляла всего 10,2 млн грн. После того как правительство перевело рыбные аукционы на «Прозорро.Продажі», местные бюджеты в прошлом году уже получили в десять раз больше — почти 110 млн грн.

Это только один из примеров, как государство в 2023 году в условиях полномасштабной войны усовершенствовало регулирование рынков. Какие еще шаги сделаны в прошлом году правительством и парламентом, чтобы повысить эффективность управления публичными активами? И что дает масштабирование единых правил на разных рынках?

Читайте также: Украина будет продавать конфискованное имущество государства-агрессора через "Прозорро.Продажи"

 

Большая приватизация и реформа для ключевых госкомпаний

Одним из едва ли не самых важных законодательных решений в 2023 году в сфере управления публичными активами стало разблокирование большой приватизации. Это свидетельствует о готовности государства остановить обесценивание активов и привлечь частные инвестиции, что требовало прозрачной и четкой правовой рамки. Летом 2022-го парламент не только возобновил по новым правилам малую приватизацию на государственных онлайн-аукционах, но и впервые за время независимости определил, что большая приватизация должна проходить так же открыто и прозрачно через онлайн-аукционы, как и малая.

В госбюджете на 2024 год запланировано, что Фонд государственного имущества Украины должен привлечь от приватизации четыре миллиарда гривен. Чтобы ФГИУ мог выполнить этот план, в июле 2023-го правительство установило дополнительные гарантии для электронных торгов по малой приватизации и технические требования для запуска большой. И электронная торговая система, и почти 20 авторизованных площадок, через которые ФГИУ сможет объявить торги, а участники — принять в них участие, полностью технически готовы к старту торгов по большой приватизации, которые ожидаются в этом году.

Еще одним важным шагом к повышению эффективности управления публичными активами стала реформа для более 130 государственных компаний. Закон Украины №2792-IX, вступивший в силу 28 марта 2023 года, и постановление правительства, принятое для его выполнения в конце сентября, определили механизмы продажи и аренды активов государственных акционерных обществ.

Читайте также: После раскрытия схем заказчики расторгают договоры. Но является ли это победой?

По новым правилам, те из них, которыми единолично владеет государство, будут продавать и сдавать в аренду свои активы через государственные онлайн-аукционы «Прозорро.Продажі». Раньше эти компании не были обязаны продавать через конкурентные электронные торги свое имущество, а самостоятельно определяли способы отчуждения и аренды в собственных порядках согласно законодательству о деятельности акционерных обществ. Это не только открывает доступ бизнеса к рынку таких активов, но и позволяет повысить эффективность самих компаний и доверие к ним, в частности среди международных партнеров.

Через почти три месяца с запуска новых правил реализуют свои активы в системе семь государственных акционерных обществ, выставившие на онлайн-аукционы имущества уже на более чем четверть миллиарда гривен.

 

Как будет происходить продажа подсанкционного имущества

Высокий общественный интерес, внимание международных партнеров и необходимость получить для экономики и государства в целом максимальную выгоду от управления активами, связанными со страной-агрессором, способствовали тому, чтобы правительство и парламент законодательно урегулировали, как именно будет реализовываться такое имущество.

Формировать государственную санкционную политику Украина начала еще в 2014 году, после вооруженного вторжения России. Тогда это напоминало строительство самолета в полете, а количество вызовов до сих пор остается беспрецедентным. На сегодняшний день в мире нет случаев, когда государства были бы вынуждены настолько быстро выстраивать комплексное управление активами, связанными со страной-агрессором.

Говоря о так называемом российском имуществе, нужно понимать, что это несколько видов разных по своему происхождению активов, каждый из которых требует отдельного законодательного урегулирования.

Читайте также: Кабинет министров запретил приватизацию на территориях активных боевых действий

После избрания нового руководства Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) ускорилось усовершенствование законодательства по реализации арестованного и конфискованного в уголовных производствах имущества. Отныне такие активы будут продаваться через аукционы «Прозорро.Продажі».

Также Кабинет министров раньше уже принял решение о реализации принудительно изъятых российских активов. А недавно утвердил и Порядок управления так называемыми подсанкционными активами. Последние два вида активов будет выставлять на электронные торги Фонд госимущества. А деньги от их продажи и аренды будут поступать на счета Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии.

Такие законодательные решения позволяют комплексно урегулировать вопрос реализации имущества, связанного со страной-агрессором, чтобы это работало на экономику государства и открывало бизнесу доступ к новым активам.

 

Новые активы на государственных аукционах

По состоянию на конец 2023 года через государственные онлайн-аукционы «Прозорро.Продажі» реализуются публичные активы на более чем 20 рынках, среди которых государственная и коммунальная недвижимость для аренды, земельные участки сельхозназначения, объекты малой приватизации, спецразрешения на пользование недрами и т.д. Из более чем 80 млрд грн, которые государственные онлайн-аукционы помогли заработать в бюджеты разных уровней за все время своей работы, 15 млрд грн поступило за прошлый год.

Результаты работающих в государственной системе рынков показывают, в частности, и важность системного и последовательного установления правил игры. На практике это работает следующим образом. Когда архитектура системы обеспечивает невозможность вмешательства в ход торгов, прозрачность процесса и эффективность реализации разных активов, то на запрос государства, являющегося регулятором и управленцем всех активов, мы помогаем масштабировать эти принципы на новые рынки.

Читайте также: Найти и приватизировать: ФГИУ объявил поиск объектов для продажи, бизнесменов призвали стать амбасадорами

Среди них — упомянутый ранее процесс распределения квот на промышленный вылов рыбы, который продолжительное время оставался непрозрачным. Законодательное урегулирование запуска рыбных аукционов открыло доступ бизнеса к таким активам на государственных онлайн-аукционах, позволило привлечь более 50 новых участников рынка, а также показало, сколько средств недополучали местные бюджеты из-за неустановленных четких и открытых правил для всех.

Еще один кейс, показывающий хоть и относительно небольшой по объемам, но важный, с точки зрения последовательного внедрения прозрачных и единых правил, рынок, — это продажа янтаря из Госхранилища. В прошлом году такие активы появились в государственной электронной торговой системе впервые и уже принесли почти 16 млн грн в госбюджет.

Все эти примеры показывают, что в условиях полномасштабной войны государство как никогда должно двигаться в направлении системного и последовательного усовершенствования законодательства, масштабирования четких правил игры и конвертации своих активов в доходы в бюджеты.