Министерство внутренних дел Украины планирует провести комплекс связанных мер, которые должны усилить безопасность дорожного движения путем устранения или минимизации коррупционных рисков во время теоретического и практического экзаменов для получения права на управление автомобилем. Это один из приоритетов развития развития Главного сервисного центра, рассказал заместитель главы МВД Богдан Драпятый в статье для ZN.UA "Сервисные центры МВД: какие изменения ожидают украинцев в 2023 году".
"Допуск граждан к управлению транспортными средствами и выдача водительских удостоверений – одна из самых важных и самых ответственных функций сервисных центров МВД. Плохое образование и квалификация юриста, медика, учителя, инженера – это большая общественная проблема, но работодатель может отказать в приеме на работу таким кандидатам, а плохо подготовленный водитель самостоятельно принимает решение, садиться ему за руль или нет. На самом деле ежедневная угроза на дорогах из-за ненадлежащей подготовки водителей и их чрезмерной самоуверенности приводит к трагическим последствиям", – отметил он.
Чтобы решить проблему, министерство намерено до конца 2023 года:
- Оптимизировать сервисные центры (с 148 до 55), в которых будут предоставлять услугу сдачи теоретических и практических экзаменов.
- Обустроить классы для теоретических экзаменов камерами с записью звука и полным охватом помещения, идентификацией кандидатов с помощью системы Face ID.
- Закупить новые авто для практических экзаменов и обустроить их видеокамерами для фиксации процесса сдачи с четырех позиций (впереди, сзади, с двух проекций салона) и автоматической отгрузки видео после окончания экзамена без постороннего доступа к материалам. Это должно также сделать невозможным вмешательство экзаменатора в процесс сдачи экзамена.
- Ввести автоматический отбор видеозаписей процесса сдачи экзаменов для проверки и возможность проверки одной видеозаписи одновременно на трех уровнях – начальниками территориальных сервисных центров МВД, уполномоченными работниками региональных центров и ГСЦ МВД.
- Начать хранить на сервере видео с экзаменов в течение 30 дней и ввести возможность обжалования кандидатом конечной оценки, если последний посчитает действия экзаменатора неправомерными.
- Ввести системное обновление тестовых вопросов в экзаменационных билетах теоретического экзамена и рандомный выбор последовательности вариантов ответов.
Драпятый уточнил, что оптимизация сервисных центров МВД, в которых будут принимать теоретические и практические экзамены, сначала запустится как двухмесячный пилотный проект в Киевской, Львовской, Одесской и Винницкой областях. В сентябре-октябре его планируют масштабировать на всю Украину. Заместитель главы МВД объяснил: "Содержание оптимизации заключается в усилении контроля над работой сервисных центров, реальная возможность обновить автомобили для сдачи практических экзаменов".
"Фактически человек получает право на управление транспортным средством один раз в жизни, а потому мы должны обеспечить объективную оценку уровня теоретической и практической подготовки кандидата", – добавил он.
Кроме этого, Министерство внутренних дел и народные депутаты разработали законопроект №7354 "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно внедрения административной ответственности в сфере подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами". Документ хотят принять для того, чтобы экзаменатор помнил о негативных правовых последствиях, которые может иметь за нарушение процедуры подготовки и допуска людей к управлению транспортными средствами.
В статье замглавы МВД также объяснил, могут ли украинцы изучать "теорию" для получения водительского удостоверения без автошколы.