UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маргинальная Нацкомиссия по ценным бумагам, или Как отпугнуть максимум инвесторов

Автор: Александр Кошевой

На теле Украины клещ — абсолютно вредный госорган, работающий крайне непрозрачно и чрезвычайно неэффективно. Удивлены ли мы, что возглавляет этот орган человек Андрея Ермака? Нет. Нас удивляет то, что офис президента мечтает, «чтобы хотя бы 1% крупнейших мировых фондов заинтересовался возможностью инвестировать в Украину», зная, что именно за инвестиции этот клещ и отвечает. Конечно, речь о Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Читайте также: Берегите деньги: Нацкомиссия по ценным бумагам дополнила "черную сотню" сомнительных инвестпроектов еще десятком

Легитимна ли НКЦБФР? Нет. На десятом году Революции Достоинства в Украине функционирует, хорошо себя чувствует, руководит средствами международной технической помощи, законоворчеством, etc. etc. орган, созданный неконституционным образом диктатором Януковичем. Проблема раскрыта тут, тут и тут. Изменили даже законы о Национальном антикоррупционном бюро Украины и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, но там не было настолько вопиющих нарушений Конституции — и при учреждении вопреки ей, и при назначениях.

Может, это формальная проблема? Нет, ведь члены регулятора вместо того, чтобы исправить свой неконституционный статус, решили еще добавить себе полномочий. А также увеличить бюджет уже под новым, несуществующим, названием.

И не имеет значения, что Главное экспертное управление Аппарата ВРУ отмечало: «Конституция Украины не предусматривает возможности существования такого «коллективного государственного органа». в проекте не предлагается приведение правового статуса указанного органа в соответствие с конституционными нормами, в частности, определение его места в системе органов исполнительной власти». Действительно, зачем приводить в соответствие, если и так можно продолжать существовать?! Кроме того, можно и удобно будет в очередной раз обмануть и иностранных экспертов, которые, учитывая языковые преграды, естественное незнание деталей, не замечают подмены и обмана. Вопрос простой: если НКЦБФР отчиталась о созданном ею совершенном законодательстве о рынках капитала, то почему его до сих пор не перевели на английский язык? Почему не работает, вопрос риторический. Его даже не задаем. Наверное, потому, что НКЦБФР переключилась на создание теперь уже законодательства о виртуальных рынках и активах, где должна стать самым главным регулятором. Ребята, постойте, вы же еще нормы рынков капитала не довели до ума!

Кому же НКЦБФР подотчетна? Никому. Орган, который должно создавать правительство и который должен отчитываться правительству, этому правительству не отчитывается. Вместе с тем президенту, понятно, не до управления им, это и логично (сейчас приоритет — военные вопросы), и законно, потому что вопросы экономики, согласно Конституции, относятся к сфере деятельности правительства. Этот созданный в свое время для аферы с целью избежать ответственности за невыполнение решения Конституционного суда Украины рудимент фактически не подотчетен никому.

Ну, хорошо (хотя, конечно, плохо), президента обманули и ему не доложили о том, что все назначения в состав НКЦБФР осуществлены неконституционным образом, правительство не имеет права/желания урегулировать статус комиссии, потому что считает, что делать это должна именно комиссия. Возможно, советники президента должны были бы подсказать, что что-то не так? Ага, именно одного из них, Руслана Магомедова, президент и назначил главой НКЦБФР. Поэтому, конечно, нет, не подсказали.

Читайте также: Нацкомиссия по ценным бумагам допустила к обращению акции Amazon, Google и еще 12 компаний

Чем еще они занимаются? Главным достижением НКЦБФР за девять лет паразитирования на международной технической помощи является принятие Закона №738-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении привлечения инвестиций и внедрении новых финансовых инструментов». Им же, в частности, принят в новой редакции Закон «О рынках капитала и организованных товарных рынках». Этим же законом были внесены многочисленные изменения в ряд других законов Украины, Уголовный, Уголовный процессуальный, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы и т.д. Вместе с тем мало кому известно, что именно этот закон «забраковало» в своем заключении Главное юридическое управление Аппарата ВРУ из-за наличия положений, которые противоречат Конституции и законам Украины с предупреждением о перспективах обжалования в КСУ. Кроме того, Главное юридическое управление Аппарата ВРУ указало о невозможности из-за изъянов текста «определить момент вступления в силу законодательных предписаний». Все это из-за отсутствия в проголосованном и поданном на подпись тогдашнему главе ВРУ тексте раздела №4, регулирующего вступление в силу акта. Согласно данным официального сайта ВРУ, лицом, ответственным за подлинность текста этого закона, поданного на подпись главе ВРУ и президенту, является глава комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Основным выгодополучателем этого закона, вопреки его цели — упростить привлечение инвестиций, оказалась сама же НКЦБФР, полномочия которой выросли.

Самоуправное изменение текста принятого закона уже после голосования посягает на существующий в Украине правопорядок. Если отдельные депутаты могут самостоятельно, по своему усмотрению менять и править законы после их принятия, нам должны об этом официально сообщить. Потому что Украина является правовым государством. По состоянию на сегодняшний день суд обязал Государственное бюро расследований начать досудебное расследование по факту подделки текста закона.

Главным же «достижением» (потому что других нет) во время военного положения является мораторий на выпуск и обращение ценных бумаг и другие регуляторные ограничения — с первого дня войны и на протяжении почти полугода (до 8 августа). Продолжительное время инвестиционная деятельность была прекращена (в отличие от банков, ликвидность которых их регулятор мог поддерживать), в обращении находилось лишь незначительное количество выпусков гособлигаций, выпущенных во время войны (военных облигаций).

Чем еще должен заниматься такой странный орган, существующий между президентом, правительством и парламентом, не отчитываясь никому? Выдавать участникам рынка индивидуальные разрешения на проведение конкретных операций. НКЦБФР даже хвасталась, что с 24 февраля по 21 сентября 2022 года одобрила более 1000 решений (в основном о выдаче индивидуальных разрешений). Есть ли у них утвержденный порядок выдачи таких разрешений? Может ли потенциальный инвестор с ним публично ознакомиться? Угадайте. Они даже в существующих данных порядок навести не могут.

Несмотря на множество нормативных требований о предоставлении эмитентами и профессиональными участниками рынка сведений регулятору и раскрытии информации о структуре собственности, в НКЦБФР почему-то не оказалось достаточно данных об участниках рынка для самостоятельного выявления отношений контроля со стороны государства-агрессора и принятия соответствующих решений.

Национальный банк Украины уже, кажется, на второй день войны отозвал банковские лицензии и ликвидировал банки, находившиеся под контролем РФ. Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, после консультаций со Службой безопасности Украины аннулировала 20 апреля лицензии пяти компаний в сфере производства и поставок природного газа и электроэнергии.

Читайте также: В Латвии открыли уголовное дело против мужа украинской чиновницы из Нацкомиссии по ценным бумагам — СМИ
Читайте также: Президент назначил новых членов Нацкомиссии по ценным бумагам
Читайте также: Советник Ермака возглавил Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку

Зато Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку только в августе 2022 года (решение НКЦБФР №1056 от 04.08.2022) начала требовать у лицензиатов (кроме банков) сведения о наличии граждан РФ или РБ среди участников (акционеров) и/или конечных бенефициарных собственников, в органах управления и на ключевых должностях. Если таких данных не было у регулятора до этого, то чем тогда занимались подразделения, на которые был возложен контроль над соблюдением лицензионных требований?! Ведь лицензиаты годами подавали в НКЦБФР сведения о структуре собственности, персональном составе органов управления и специалистах, осуществлявших непосредственную деятельность на рынках капитала.

Для эмитентов требование о наличии связей с иностранными государствами зоны риска (РФ, РБ, КНДР, Иран) во время действия военного положения возникло уже через год после полномасштабного вторжения (решение НКЦБФР №181 от 21.02.2023). Опять-таки, если этих данных нет у регулятора, то на что потратили кучу бюджетных средств и средств участников рынка, предназначенных для создания системы раскрытия информации о рынках капитала, на публикацию сведений на вебсайтах эмитентов, на отчетность в НКЦБФР? Кстати, совсем не бесплатную отчетность, ведь за отчетные данные в НКЦБФР лицензиаты и эмитенты вынуждены платить Агентству по развитию инфраструктуры фондового рынка — монопольной структуре, подконтрольной НКЦБФР.

Так что, приближая победу над российским варваром, мы все чаще задумываемся над тем, как и за счет чего будем восстанавливать Украину. Соглашаемся, что крупный капитал удобнее привлекать со всех финансовых рынков и от институциональных инвесторов. Признаем, что поступать он будет туда, где есть качественное законодательство, прозрачная регуляция, опирающаяся на доверие к регулятору, и низкий или хотя бы понятный уровень коррупционных рисков. И что предлагаем? Неконституционный, никому не подотчетный, крайне неэффективный институт с многочисленными коррупционными рисками в работе и «понятным» Ермаку человеком во главе. Что ж, вряд ли мы можем рассчитывать даже на 0,1% мировых инвестфондов.