UA / RU
Поддержать ZN.ua

Исключение как правило: как управляют арестованным стратегическим имуществом

Автор: Павел Демчук

26 июня механизму исключительного управления арестованными активами исполнилось три года. За это время АРМА инициировало такую процедуру более десяти раз в 12 уголовных производствах.

Читайте также: АРМА впервые приобретет военные облигации на рекордную сумму в $38 млн

Дело в том, что некоторые активы требуют значительных финансовых расходов или ресурсов, которые доступны только государству и нуждаются, скорее, в социально ориентированном подходе, чем в коммерческом. Все потому, что сбой в функционировании активов может привести к чрезвычайным ситуациям или создаст препятствия оборонно-промышленному комплексу и авиастроительной отрасли.

Основанием для передачи таких активов в управление является решение Кабинета министров. Но, напомним, такой порядок исключительный и не должен применяться часто.

При этом уже было предпринято немалое количество попыток расширить возможности для такого исключительного управления: обеспечением гуманитарных, военных или других потребностей, защитой культурных ценностей.

Выглядит так, что государственное управление арестованными активами понятнее и для АРМА, и для народных избранников. Ведь большое количество заключенных договоров с управляющими — это достижение именно специального порядка. Однако в закон об АРМА закладывалась модель минимизации государственных расходов для управления арестованными активами. Поэтому увеличивать перечень исключений необходимо в крайнем случае, когда частные управляющие не могут эффективно выполнять свои полномочия.

Попробуем подробнее посмотреть на то, как реализуется внедренный механизм.

Читайте также: В АРМА инициировали изменения, благодаря которым иностранцы получат доступ к управлению арестованными активами

Как заключали договоры управления по специальному порядку

На наш запрос АРМА сообщило, что на март 2024 года 14 раз инициировало перед Кабмином передачу активов в специальном порядке в 12 уголовных производствах.

Речь идет о следующих делах и активах:

Как выполняли такие договоры управления

На май 2024 года наибольшими управляющими активов в исключительном порядке являются:

Мы установили, что с управлением этого имущества могут возникать следующие проблемы:

Читайте также: Суд передал столичный ТРЦ "Гулливер" в управление АРМА

Промедление с передачей активов в фактическое управление

Средний срок между датой судебного решения о передаче актива в АРМА и принятием распоряжения КМУ о конкретном управляющем составляет примерно 555 дней. При этом наибольший срок касался «Межигорья», а наименьший — сети АЗС ООО «Татнефть-АЗС-Украина».

Действующая процедура устанавливает сжатые сроки для АРМА, чтобы обратиться в Кабмин с соответствующей инициативой (три дня), и для Кабмина, чтобы поручить исполнительным органам провести консультации о потенциальном управляющем (пять дней). Остальные действия — срок внесения проекта решения об определении управляющего и его принятие — не определены.

Сжатые сроки для обращения и консультаций были установлены для быстрой передачи активов особого значения управляющему. Нам может казаться очевидным, что и АРМА, и другие государственные органы понимают, что промедление с передачей — это риски для актива и для некоторых сфер жизнедеятельности. Но практика показывает, скорее, противоположное. Например, для решения о передаче Винницкого авиационного завода в «Мотор СИЧ» понадобилось время с августа 2022-го по ноябрь 2023 года.

И даже принятие Кабмином решения не означает, что управляющий сразу начнет выполнять свои обязательства. Например, активы группы компаний «Глуско» Кабмин передал в управление «Укрнафте» 12 сентября 2023 года, а акты приема-передачи подписали только 15 марта 2024-го.

Львовский изоляторный завод суд передал в АРМА 26 августа 2022 года, а в управление в АО «Украинские распределительные сети» Кабмин передал в апреле 2024-го. А у сумского завода «Насосэнергомаш» до сих пор нет управляющего, хотя в АРМА его передали в феврале 2023-го.

Это подчеркивает проблемы менеджмента арестованными активами и требует усовершенствования фактического выполнения действующего законодательства. Поэтому АРМА надо тщательнее относиться к организационным процессам по определению управляющего активами и передаче их в управление. А следственным органам — предоставлять об активах полную информацию, необходимую для этого. И здесь очень поможет внедрение планирования перед передачей активов в АРМА.

Необходимость получения разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования

Для предотвращения монополизации товарных рынков Антимонопольный комитет требует получать разрешение на концентрацию, если управляющему передают активы.

К концентрации относят случаи, когда субъект хозяйствования получает прямой или косвенный контроль над целым или частями одного или нескольких других субъектов хозяйствования или активами. Это происходит, например, когда в управление определенному предприятию передают корпоративные права другого: «Укрнафте» передали в управление активы АЗС ООО «Татнефть-АЗС-Украина».

По нашему мнению, такие требования затягивают процесс передачи активов в управление. И по крайней мере позиция АМКУ представляется странной, ведь специальный закон определяет, что во время военного положения разрешение на концентрацию не требуется, если необходимо предотвратить чрезвычайные ситуации или сбои в поставке ресурсов. В части оснований для исключения из правила о разрешении на концентрацию эта норма почти дублирует положение закона об АРМА, по которому передавали в управление активы АЗС ООО «Татнефть-АЗС-Украина» и группы компаний «Глуско».

Однако АМКУ на запрос АРМА по делу активов группы «Глуско» ответил, что эти положения не применяются. И даже оштрафовал на 900 тыс. грн предыдущего управляющего — ООО «Нафтогаз Ойл Трейдинг» за нарушение правил концентрации.

Не желая повторить судьбу этого предприятия, «Укрнафта» не начинала управление активами без соответствующего разрешения. 7 декабря 2023 года вместе с АРМА компания подала 18 заявлений в АМКУ, которые вернули 22 декабря из-за необходимости установить дополнительные обстоятельства. Новые заявления подали уже 31 января 2024-го. В итоге эти активы передали «Укрнафте» на основании актов от 16 марта 2024 года.

Подобные проблемы прослеживаются и при передаче «Укрнафте» арестованной сети АЗС «Татнефть». Правительство приняло соответствующее распоряжение 15 августа 2023 года, а за получением разрешения в АМКУ предприятие и АРМА обратились 6 мая 2024-го. Поэтому возникают вопросы, насколько обоснованно выделяется столько времени на подачу такого обращения.

Таким образом, АМКУ должен изменить свою практику по требованию предоставить предварительное разрешение на концентрацию в таких случаях. А парламенту следует расширить круг исключений из положений закона о защите экономической конкуренции и добавить случаи управления стратегическими активами, даже не в условиях военного положения.

Читайте также: «Исторический момент для Украины»: в АРМА похвастались тем, что яхта Медведчука сменила флаг

Противодействие управлению корпоративными правами со стороны фигурантов уголовных производств

Несмотря на то, что управление арестованными корпоративными правами в исключительном порядке не требует согласия собственников, препятствия управляющим они все равно создают.

Например, управление 26 облгазами «группы Фирташа». В мае 2022 года их передали одной из компаний группы НАК «Нафтогаз Украины», но на сентябрь этого же года она так и не получила контроль над облгазами. В частности из-за многочисленных судебных процессов, которыми блокируется смена руководства переданных в управление компаний.

В октябре 2023 года АРМА отчиталось о создании Межведомственной рабочей группы с СБУ по «облгазам Фирташа». Но даже на апрель 2024 года оставались проблемные вопросы.

Так что необходимо установить приоритет уголовного ареста и мероприятий по управлению активами над мерами обеспечения в других судебных процессах.

Читайте также: «Натянутые» цифры vs суровая реальность: глава АРМА отчиталась о работе Агентства в 2023 году

***

Через год после запуска нового механизма уже десять активов передали управляющим по этой процедуре, а еще один актив ожидает решения Кабмина.

Но мы видим, что реализация здесь оставляет желать лучшего как по скорости принятия решений, так и по отсутствию преград для государственных управляющих. Из-за простоя актив может портиться, а имущество могут разворовывать, что, бесспорно, не способствует бесперебойному функционированию такого имущества.

Это особенно тревожит, если учесть анонсы о непростой во всех смыслах для Украины зиме, ведь большинство из упомянутых нами арестованных активов как раз являются объектами критической инфраструктуры. Поэтому пора провести работу над ошибками и усовершенствовать эти процессы.