UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европейское оружие с украинским опытом — план, который изменит безопасность континента

Автор: Ольга Хорошилова

У Украины есть все шансы стать частью европейской оборонной экосистемы в краткосрочной перспективе. Как это сделать? Объединить наши лучшие технологические разработки и боевой опыт с возможностями оборонного бизнеса в странах ЕС и НАТО. Демонстрировать европейцам, что именно с украинскими производителями они смогут решить свою ключевую проблему — быстрее получить эффективное вооружение и укрепить силы обороны всего континента.

Читайте также: Оборонный бюджет Германии: последний шанс для Украины и Европы

Окно возможностей для Украины

Тектонические изменения в восприятии внешних угроз в Европе произошли: последние опросы Ipsos и других исследователей свидетельствуют, что на фоне угрозы со стороны России и изменения внешней политики США все больше европейцев поддерживают инициативу своих правительств увеличить расходы на оборону. В Британии и Германии эта идея находит отклик у 45% респондентов, а во Франции свыше 60% опрошенных граждан готовы платить больше налогов, чтобы укрепить оборону.

Европейский Союз уже признал критическую необходимость уменьшения зависимости от поставщиков из США, на долю которых приходилось около 60% всех оборонных контрактов. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на прошлой неделе представила амбициозный план перевооружения Европы — ReArm Europe, который предусматривает мобилизацию 800 млрд евро на оборону.

Окончательная редакция еще формируется, но в основе — преимущественно долговое финансирование. Объявлено, что 650 млрд евро могут быть аккумулированы через смягчение фискальных норм, новые бюджетные программы и мобилизацию частного капитала. Еще 150 млрд евро планируется привлечь через новый финансовый механизм, определенный в Соглашении о функционировании ЕС. Главная цель уже понятна — деньги на заключение оборонных контрактов будут работать как инвестиции в развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) стран — членов Евросоюза.

Цели в отношении Украины также определены. Они для нас положительные: стратегический план Европы по перевооружению нацелен на увеличение всесторонней оборонной поддержки Украины. Но нам необходимо срочно отходить от практики удовлетворения только критических потребностей и уделить внимание возможностям украинского ОПК.

Год назад Еврокомиссия утвердила Европейскую оборонно-промышленную стратегию (EDIS), которая является регуляторной рамкой для ReArm Europe. В будущем развитии оборонного сектора Европы впервые отведена роль государству, не являющему членом ЕС, — Украине. Идея стратегии — более глубокая интеграция украинского и европейского ОПК. EDIS фиксирует роль Украины как критического партнера в оборонно-промышленной сфере, учитывает потенциальное участие украинских компаний в совместных закупках вооружений и поддерживает масштабирование совместного производства с европейскими производителями.

Читайте также: ЕС планирует закупки критических лекарств за счет оборонных фондов

В чем проблема с реализацией? Сложившаяся практика в Европе следующая: каждая страна поддерживает собственного производителя. Это уже сейчас привело к фрагментации рынка и отсутствию реальной стандартизации как вооружения, так и боеприпасов и запасных частей. Именно на слом этой практики направлены EDIS и ReArm Europe. Но продолжительные переговоры об имплементации EDIS свидетельствуют о неготовности по крайней мере части европейских правительств отходить от нее.

Финальная конфигурация ReArm Europe и ее инструментов скорее раньше, чем позже будет определена. Для Украины окно возможностей все еще остается широко открытым. Европа все еще демонстрирует готовность не только поддерживать, но и рассматривать украинский ОПК как источник технологий, опыта и совместного развития.

Эта заинтересованность может отойти на второй план, если Украина не сформирует четкую стратегию интеграции своих компаний в новые европейские оборонные процессы. Именно от нас зависит, выйдет ли Европа на новый уровень понимания: с украинскими производителями она сможет решить свою ключевую проблему — быстрее получить эффективное вооружение и укрепить обороноспособность всего континента.

Как активизировать поиск общих с Украиной возможностей? Сотрудничать с ЕС в производстве, разработке и усовершенствовании оборонных технологий, замене компонентов и материалов в цепях поставок из третьих стран.

Читайте также: Италия готовит план по усилению связей оборонного и автомобильного секторов

Что требуется Европе и что может дать Украина?

Вызовы, стоящие перед Европой, беспрецедентны. Их масштаб подсчитали аналитики организации Breugel и Кильского института мировой экономики: для противостояния потенциальному российскому вторжению в страны Балтии Европе требуются минимум 1400 танков, 2000 БМП, 700 артиллерийских систем, 1 млн артиллерийских снарядов и 300 тысяч высококвалифицированных военных. Этого хватит на 90 дней интенсивных боев. Эта боевая мощность значительно превышает совместные возможности сухопутных войск Франции, Германии, Италии и Британии.

Свой анализ — «Белую книгу» о будущем европейской обороны — Еврокомиссия представит 19 марта.

Но уже сейчас можно идентифицировать проблемы в оборонном секторе Европы, требующие совместных усилий:

Читайте также: Акции европейских оборонных компаний выросли на $30 миллиардов

Какие украинские возможности могут заинтересовать Европу?

Во-первых, включение украинского «милтеха» в совместные разработки, закупки и цепи поставок, а также правильный подход к защите технологий могут создать сегмент оборонного рынка, который выйдет за пределы Украины. Правительства стран-партнеров уже начали пересматривать подходы к конвенционному вооружению и уделять больше внимания легкомасштабируемым продуктам с более низкой стоимостью поражения цели (cost-to-kill ratio) в противоположность дорогим и медленным в производстве решениям.

Во-вторых, кластерные решения: от ремонта техники, развития мощностей по сборке, инсталляции подсистем до полного производства с передачей технологий. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. «Укроборонпром» создал совместные предприятия с немецким концерном Rheinmetall и французской компанией Thales. Брюссель заинтересован в масштабировании и развитии как этих, так и совместных исследовательских проектов.

В-третьих, совместные научно-технические инициативы с возможностью индустриализации. Реализация проекта Eurodrone (разработка началась в 2015 году, а первые испытания запланированы только на 2027-й) продемонстрировала, что скорость инноваций приобретает беспрецедентное значение. Украина уже показала, что может не только оперативно внедрять новые разработки, но также (и это даже важнее) регулярно их модернизировать согласно военным потребностям.

Читайте также: Глава Минобороны Франции: Ведем переговоры с Украиной по добыче полезных ископаемых для нужд оборонной промышленности

Путь к реальным проектам

Переход от «иметь ценный опыт» до «стать партнером» требует от Украины подробного анализа уже существующих инициатив и поиска возможностей их распространения в странах ЕС. Уже сейчас работает так называемая датская модель: финансирование украинских производителей вооружения за деньги европейских правительств. Для наших производителей расширяются инициативы Великобритании по прямым закупкам и совместному финансированию через Международный фонд для Украины (International Fund for Ukraine). Польша готова работать с украинскими производителями дронов для адаптации собственного производства к современным условиям войны.

Вопрос, на который мы должны быстро найти ответ: как развернуть эти инициативы от только помощи Украине к совместному наращиванию европейских оборонных мощностей? Искать ответ надо начинать с сотрудничества со всеми стейкхолдерами: от правительственных учреждений до промышленных ассоциаций и конкретных компаний. Например, в рамках Ukraine Facility Platform создается Бизнес-совет, который станет площадкой для разработки «Комплекса совместных действий» (Collaborative Effort Toolkit). Это инструментарий для эффективного партнерства правительства и бизнеса в реализации пилотных проектов, которые можно масштабировать и в Украине, и в ЕС. Именно бизнес заинтересован стать драйвером необходимых изменений в национальном регулировании и создать алгоритмы взаимодействия с другими стейкхолдерами. Ждать, пока это сделает кто-то другой, нет времени, так что присоединяйтесь.

Читайте также: Украинская оборонная промышленность: какие преимущества, недостатки и риски для Европы

Окно возможностей для нас все еще широко открыто. Поэтому критически важно доносить до ЕС конкретные предложения, отвечающие общим экономическим и стратегическим интересам Украины и Европы. Только так Украина может стать частью плана ReArm Europe, а не строкой расходов на помощь в европейских бюджетах.