UA / RU
Поддержать ZN.ua

Декларация вместо лицензии: как новый закон облегчает работу предпринимателей в военное время

Автор: Игорь Ясько

Недавно Верховная Рада приняла законопроект (№7331), который упрощает условия ведения бизнеса во время действия военного положения в Украине.

Согласно его нормам, бизнесы могут работать без получения традиционных разрешений и лицензий, просто подав декларацию в органы лицензирования, разрешительные органы и субъектам предоставления публичных либо электронных публичных услуг. Кабинет министров будет устанавливать порядок подачи декларации, перечень сведений, которые нужно указать и какие собственно виды деятельности нельзя вести на основе декларации. Подробные правила разработают на протяжении 15 дней после вступления в силу закона, а точный его текст станет известен после его официального опубликования.

Читайте также: «Клуб белого бизнеса»: 90% бизнеса автоматически станет недобропорядочным, что грозит последствиями

Но уже сейчас определено, что упомянутые заявления и декларации можно подавать в любой центр предоставления административных услуг, или онлайн на Едином государственном веб-портале электронных услуг, или в приложении либо на портале «Дія». Местонахождение бизнеса, местожительство или расположение объекта не имеет значения.

Поданная декларация имеет такую же юридическую силу, как и в мирное время разрешительный документ или лицензия, и действует на протяжении военного положения и еще три месяца после его прекращения либо отмены. Все документы разрешительного характера, срок действия которых закончился в период военного положения, действуют также на протяжении военного положения и еще три месяца после его прекращения либо отмены. Кроме того, сроки для переоформления разрешений и подачи отчетов, сообщений, документов приостанавливаются. Плановые проверки выдачи документов разрешительного характера не проводятся во время действия военного положения.

Читайте также: Украинские банки надеются больше на деньги частных лиц и бизнеса, чем на оптовое фондирование – НБУ

Списки видов хозяйственной деятельности, которые смогут подать декларацию, законотворцы не привели, однако в законе есть пункты о запрете ведения деятельности с декларацией, если она угрожает национальным интересам, негативно влияет на объекты критической инфраструктуры, нарушает нормальные условия жизнедеятельности населения и отрицательно сказывается на экологической безопасности. Согласно постановлению Кабмина № 314 от 18 марта 2022 года в качестве примера можно назвать:

Приведенный перечень — это условный список направлений предпринимательства, которые указанные дерегуляционные решения не затронут, соответственно, остальные предприниматели, то есть очень широкий круг бизнес-направлений, могут рассчитывать на регуляционные послабления.

Упрощения, предусмотренные законопроектом, без сомнения, являются существенными для бизнеса. Дерегуляция — это и без военного положения необходимый и важный шаг государства навстречу предприятиям, ведь забюрократизированность тормозит развитие бизнеса в Украине, а новые нормы снижают созданные бюрократические барьеры, ускоряют процесс старта и ведение бизнеса, а также уменьшают административную нагрузку в компании. Поэтому для многих предпринимателей эти изменения могут быть значимыми и очень полезными.

Предприятия смогут начинать и вести деятельность на основе только поданной декларации, что и так значительно упрощает и ускоряет процесс создания и ведения бизнеса. Фактически предприниматели не подают большое количество документов для получения лицензии, а лишь сообщают государству о том, что они намерены заниматься определенным видом деятельности, просто отправив декларацию. Предоставление возможности подавать документы независимо от местонахождения — это также плюс, учитывая, что многие предприятия релоцировались.

Читайте также: Определили регионы, где малый бизнес получает наибольшее количество кредитов: не только Киев

Однако, несмотря на очевидные преимущества, следует обратить внимание на потенциальные риски, связанные с внедрением декларативного принципа. В частности, существует вероятность злоупотреблений со стороны недобросовестных субъектов хозяйствования. В связи с этим чрезвычайно важно обеспечить эффективный механизм обратной связи между бизнесом, потребителями и государственными органами. От оперативного реагирования на возможные нарушения прав потребителей до усиления ответственности за предоставление недостоверной информации в декларации о начале деятельности.

Введение этих мер позволит максимизировать положительный эффект от дерегуляции, одновременно минимизируя потенциальные риски.

Подытоживая, можно утверждать, что у предложенных изменений значительный потенциал для стимулирования предпринимательской активности в Украине. Они направлены на создание более благоприятного бизнес-климата путем снижения административного давления и упрощения процедур. Особенно важным является то, что эти нормы учитывают специфику ведения бизнеса в условиях действия военного положения, предоставляя предпринимателям необходимую гибкость и возможности для адаптации.

Вместе с тем успешная реализация этих изменений требует тщательного планирования и эффективного контроля со стороны государственных органов. Важно обеспечить баланс между упрощением условий ведения бизнеса и защитой интересов потребителей и добросовестных предпринимателей.